Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура стран халифата»
Материал разработан учителем истории
МОУ «ООШ с.Кувыка»
Садырбаевой А.С.
Цели: - продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;
Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;
Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата
Арабы были великими торговцами рабами, и они получали свои товары в разных регионах: Испании, России, Ближнем Востоке, Индии и Африке. Рабы, купленные в этих регионах, в основном продавались на Аравийском полуострове, но также могли продаваться в более отдаленных регионах, таких как Китай.
С ростом спроса на рабов в африканских портах, контролируемых арабами, число африканских людей, которые прибыли от захвата врагов или более слабых групп для их продажи, также увеличилось. В этом процессе многие племена, города, африканские королевства были укреплены, поскольку они контролировали работорговля. И чем крепче и богаче они становились, тем больше они могли предложить больше рабского труда арабам. Так было в отношении Королевства Мали, Королевства Ганы, городов Йоруба, Королевства Конго и городов суахили и ряда других.
Продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Сообщение темы и целей урока:
(сл. 2) План урока:
- Образование.
- Наука.
- Литература.
- Искусство.
- Значение культура халифата.
4. Изучение нового материала.
Португальцы и работорговля в Африке. Хотя рабская торговля уже применялась в Африке, именно с приходом португальцев на этом континенте работорговля стала самой крупной вынужденной миграцией народов в истории. Исследователи представляют разные цифры: от 8 миллионов до 100 миллионов человек, вынужденных покинуть свою родину, пересекать Атлантику, чтобы быть рабом в отдаленных регионах.
Медицинские познания Востока граничили с фантастикой
С тех пор, в разгар процесса морской экспансии, португальцы продвинулись на юг на атлантическом побережье Африки в поисках богатства, которое нужно торговать, и обнаружил работорговлю. Сначала торговля людьми не интересовала португальских мореплавателей, поскольку Европе не нужен рабский труд.
1) рассказ учителя:
(сл. 3) В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей.
Чем больше португальцы продвинулись на африканском побережье, тем больше они чувствовали необходимость утвердиться в некоторых торговых точках, чтобы укрепить свою исключительность в регионе. Чтобы сохранить этот завод, португальцы начали использовать африканских рабов и продавать их.
Что значит «арабская наука»
Многие португальцы пытались захватить африканцев, но за короткое время они поняли, что более выгодно входить в существующие сети работорговли, и поэтому они начали искать этот товар у прибрежных людей. Одним из первых союзных народов португальцев в работорговле были джалопцы в Сенегамбии. В обмен на рабов, Жалофос получил португальских лошадей и огнестрельное оружие, что увеличило их силу войны и завоевало больше рабов.
(сл. 4)
Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно
было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие
мусульманские школы - медресе.
С началом колонизации островов Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи потребность в рабочей силе увеличилась, и покупка рабов была решением, найденным португальской короной. Таково было богатство региона, которое португальцы назвали его Золотым Побережьем, Побережье Мой и Побережье рабов. В этих союзах были взаимные интересы: португальцы хотели иметь больший доступ к торговым сетям Африки, а Маниконго стремился получить португальскую войну и методы навигации. Даже маникхонго был преобразован в католическую религию, которая называется Дом Жоао.
(сл. 5) Запишем термины
- Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.
- Мечеть – мусульманский храм
- Медресе – мусульманская школа
(сл. 6)
- Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.
В течение четырех столетий наибольший источник рабов португальской атлантической торговли приходил из Королевства Конго и соседнего королевства Андонго, которого называли португальцы Анголы. Это произошло главным образом тогда, когда португальцы получили право вести переговоры о труде для испанских разведчиков Америки, и они начали нуждаться в труде, чтобы развить свою собственную американскую колонию: Бразилию.
Привлекательная торговля белых рабов.
- Обращение с живыми: образование Бразилии в Южной Атлантике.
- История Африки до открытия.
- Афро-бразильская история и культура.
- Африканское происхождение современной Бразилии.
- Африка объяснила моим детям.
(сл. 7)
- У арабских учёных существовала такая поговорка: « Важнейшее украшение человека – знание». Как вы понимаете такие слова?
В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан « Дом Мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали книги, жильё, денежные средства.
Как появился кофе…
У каждой группы есть свои боги. Помимо размещения культа нескольких божеств, Мекка - важный торговый пост, привлекающий торговцев из Индии, Восточной Африки и Дальнего Востока. К 610 году Мухаммад, под влиянием иудео-христианского монотеизма и доисламских верований, проповедовал новую религию - ислам.
Преследуемый в Мекке, бегите в Медину. Это событие становится хиджрой. Вернувшись в Мекку в 632 году, Аравия уже обладала политическим единством. Абу Бекер, преемник Мухаммеда, начал арабскую экспансию в «Святой войне», сражаясь во имя распространения ислама и необходимости объединить арабский мир, превратив его в истинное государство. Предварительное продвижение в начале происходит в сторону Сирии. Его преемник Омар побеждает Египет и Месопотамию. Государство становится военной теократической империей, в которой король является политическим, религиозным и военным начальником.
(сл. 8) Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу
(сл. 9) В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории . Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.
Затем начинается период кризиса, с образованием нескольких религиозных сект. Новая династия, династия Омейядов, принимает власть в Моавиа Омейяд, губернатор Сирии, меняет столицу империи из Медины в Дамаск и устанавливает наследственный принцип халифов. В период Омейядов завоеваны север Африки, Иберийский полуостров и Сицилия. Внутренний заговор в 750 году уничтожает последнего правителя Омейядов, инициируя династию Аббасидов. Багдад становится резиденцией Империи.
С появлением независимых государств, таких как Эмират Кордовы, созданный в 756 году Абадом Раманом Омейядом на испанской территории, происходит распад Империи. Исламизированные в десятом веке, турки в конечном итоге становятся сильными людьми Империи, захватывая трон Аббасида, в то время Король получает титул султана. Но споры между суннитами и шиитами, религиозными сектами Империи, провоцируют их свержение.
(сл. 10- 11)
Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по
истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералоги, фармакологии, геологии и др.
аль - Бируни
владел почти всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.
Арабы создают уникальную торговую систему, которая функционирует как связь между Западом и Востоком. Большие коммерческие центры, такие как Багдад, Каир и Дамаск. Эти города также становятся центрами большого культурного развития, слияние культуры Востока и Средиземноморья.
Арабы строят богатые мечети, разбросанные по всей мусульманской территории, и создают арабески для иллюстрации и украшения. В науках они придумывают серную кислоту и спирт. Они производят обширную литературу, в прозе и стихе, в которой выделяются «Тысяча и одна ночь».
(сл. 12)
Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей
С тех пор появились новые страны, большинство из которых происходило из бывших британских и французских колониальных империй. Движения за национальную автономию принимают различные формы: войны освобождения, мирное сопротивление колонизаторам или дипломатические усилия по достижению независимости.
Была создана первая глобальная цивилизация. После долгой гражданской войны по социальным правам преобладали Омейяды, и они бы нашли первую глобальную империю. Основными элементами древней арабской империи являются география, культура, экономика, военная и политическая система. Эти пять аспектов арабской цивилизации сегодня затрагивают более одного миллиарда человек.
(сл. 13)
А есть ли у вас предположение, какая наука находилась в большом почёте у арабов?
Это была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.
География сыграла важную роль в расширении Арабской империи. Арабы творчески использовали свое местоположение, географические особенности и свои оригинальные идеи для расширения своей цивилизации. Месторасположение Арабской империи было идеальным местом для распространения арабской культуры, а также других культур.
В основе диверсификации арабская империя имела то преимущество, что никакая другая цивилизация не была: центр цивилизации в связи с Ближним Востоком и Африкой, в Азии и средиземноморском регионе. Поскольку культура распространилась по многим направлениям, люди, товары и идеи тоже. Это расширило Арабскую империю, а также арабскую религию.
(сл. 14 - 15)
Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980- 1037), в Европе его называли Авиценна . Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.
Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и кросс-культурные внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе
Движение путешественников и торговцев из разных культур по всему региону также привело к разнообразию Аравийского полуострова. Это разнообразие все еще существует сегодня в регионе. Когда они взаимодействовали друг с другом, у разных народов сложились подобные, если не одни и те же учения и идеи. Самые яркие идеи из них связаны с религией.
(сл. 16-17)
Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.
Например, Мухаммед, последний пророк Бога, признал Ветхий и Новый Заветы словами Бога. Несмотря на это, арабы были уникальны, несмотря на то, что они разделяли многие религиозные убеждения с евреями и христианами, поскольку у них были разные культурные обычаи, чем другие народы.
Основным примером этого является то, что исламские люди празднуют различные праздники и праздники, чем люди, которые следуют другим религиям, даже христианству и иудаизму. Последним фактором географического успеха арабов была их способность адаптироваться к сухим условиям.
(сл. 18)
Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову
(сл. 19) Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.
Сердце его было расположено на самом большом полуострове на земле. Это был очень сухой горный район, хотя у него было достаточно случаев, чтобы поддержать жизнь растений. Большинство людей, которые жили там, жили кочевым образом, пасущимися овец и коз.
Он основывался на исламской религии, которая фокусировалась на вере в существование единого всемогущего Бога, Аллаха. Люди этой империи были убеждены в Боге пророком Мухаммадом. Перед Мухаммедом почитали политеистическую религию. Мухаммад был пророком, который верил в единого Бога, Аллаха. Это тот же самый Бог, которым верят евреи и христиане. Когда люди этой империи в то время поклонялись политеистической религии, Мухаммад был выброшен из города Мекки для проповеди Аллаха.
(сл. 20) Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.
(сл. 21) Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде. (сл. 22 ) - вид дворца
Последний имел тонкую стеклянную иглу и использовался в офтальмологии для удаления катаракт
Он перебрался из Мекки в Медину, принеся с собой последователей его проповеди. Люди в Медине приняли веру и проповедь Аллаха Мухаммада. Из Медины миссионеры восприняли эту новую веру по всей Аравии. Мухаммад прославился и уважался как правитель и религиозный проводник.
В 630 году Мухаммад, наконец, собрал достаточную поддержку и последователей, чтобы вернуться в Мекку. По прибытии он взял под контроль город. Мухаммед правил с большим успехом и принес мир и ислам в Мекку. К сожалению, на вершине своей карьеры Мухаммед умер двумя годами позже, в 632 году, оставив Мекку без правителя.
(сл. 23 ) В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями
(сл. 24) Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.
(сл. 25) По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.
(сл. 26) Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.
(сл. 27) Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.
2) самостоятельная работа
- Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата?»
1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний.
2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.
3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.
4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом.
5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.
6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.
7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание:
- Параграф 10, записи, вопрос 7 - письменно
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Культура и научные достижения арабского халифата являются неотъемлемой частью истории развития естественнонаучных знаний. Благодаря бурной переводческой деятельности ученых арабского Востока сохранилось наследие античных авторов для последующих поколений.
Неоспорим также вклад арабов в математическую науку (Абу-ал-Вафа, Омар Хайям, Ибн-аль-Хайсам)
, медицину(Ибн-Сина (Авиценна), Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, семья Бахтишо), теоретические основы алхимии (Ал-Джебр (Гебер))
и физический эксперимент (Аль-Бируни, Альгацини), философию (Аль-Кинди, аль-Фараби), географию, астрономию (Улугбек), историю и грамматику. Научные центры арабов (Багдад, Куфа, Басра, Харон, Кордова, Самарканд) включали библиотеки, обсерватории, переводческие отделы. В этот период была создана сеть средних и высших школ.
Европейское Средневековье (IX – XV века)
Распространившееся в Средние века в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды, и создало высокоразвитую богословскую науку, построенную на правилах логики.
Возникновение университетов (X-XII века)
Принцип Оккама (XIV век):
«Сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate
).
Никола Кузанский (1401 - 1464) . “Об ученом незнании”.
Прекрасная упорядоченность Вселенной – дело рук Творца и демонстрация его могущества.
Вселенная не может быть ограничена, поскольку тогда нужно было бы допускать существование чего-то за его границами.
Ни Земля, ни Солнце, ни какое-то другое небесное тело не могут быть центром Вселенной.
Центр Вселенной – везде, а граница – нигде.
Все космические тела, включая Землю, материально единствы.
Движение Земли в пространстве является абсолютно реальным, невзирая на ощущение недвижимости. Такие же ощущения испытывал бы любой другой наблюдатель, который находился бы на любом другом небесном теле, и все они в этом смысле были бы равноправными.
Космос населен: “Ни один звездный участок не лишен жителей".
Эпоха Возрождения (ХV – XVI века)
В этот период складывается новое отношение к месту и роли человеку в Космосе. Созданный «по образу и подобию…» человек начинает занимать активную, деятельную, преобразующую роль и функцию по отношению к миру Природы. Происходит смена пространственно-временных представлений: разнородное символически и смысловое пространство-время заменяются однородным и изотропным бесконечным абсолютным пространством и абсолютным однородным временем.
В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию. Этому способствовало и изобретение книгопечатания (середина XV-го века), резко расширившего базу для будущей науки. Происходит становление гуманитарных наук; появляется научная критика текстов, закладываются основы научной хронологии. Параллельно идёт стремительное накопление новых эмпирических знаний (особенно с открытием Америки (1499) и началом эпохи Великих географических открытий), подрывающее картину мира, завещанную классической традицией. Жестокий удар по ней наносит и теория Коперника. Возрождается интерес к биологии. Занятия алхимией все более связаны с прикладными, практическими задачами, а не с поиском пятой сущности.
Леонардо да Винчи (1452 - 1519)
«…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…
Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности».
Николай Коперник (1473 - 1543). «Об обращении небесных сфер». 1543.
Гелиоцентрическая система:
Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра.
Центр Земли - не центр вселенной, но только центр масс и орбиты Луны.
Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.
Расстояние между Землёй и Солнцем мало по сравнению с расстоянием до звёзд.
Суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, параллельной самой себе.
Земля обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце - эффект движения Земли.
Это движение Земли и других планет объясняет их расположение на небесной сфере и конкретные характеристики движения планет.
«Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как некоторое стремление, которым божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой».
Джордано Бруно (1548-1600). Идеи бесконечной Вселенной и многочисленности населенных миров: “Центр – везде, периферия – нигде”.