А. С. Пушкин у лукоморья из поэмы Руслан и Людмила. Каменные сердца

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

В X-XIII веках с развитием городов и потребления расширяется ассортимент выращиваемых культур. В эти времена были популярны лук, огурец, укроп, свекла, слива, смородина, крыжовник, малина, чеснок. Поскольку выращивали их в основном городские жители, то цена на эти продукты была довольно высокой, поэтому упомянутые овощи, фрукты и зелень появлялись на столах узких социальных слоев.

Революцию в питании произвел кислый ржаной хлеб, вернее, не столько сам хлеб, сколько технология заквашивания, благодаря которой разрыхлялось тесто. Подобно всем пищевым новинкам, кислый хлеб долгое время оставался изыском княжеского окружения. Аналогичная ситуация была с квасом и киселем. Однако позднее эти продукты распробовали все слои населения и освоили технологию приготовления.

Крещение Руси и последовавшее за ним расширение контактов со странами христианского мира также повлияли на русскую кухню. В еду стали добавлять пряности, приправы, заморские плодовые растения. Изменилась и структура питания: во время религиозных постов доля мясных и молочных продуктов в рационе сокращалась, а растительной пищи и рыбы, соответственно, увеличивалась.



Источник: liveinternet.ru

Сложно сказать, насколько значительные изменения произошли в это время в структуре питания сельского населения, весьма поверхностная христианизация которого затянулась на несколько веков. Однако в непосредственной близости от городов начали появляться первые специализированные рыболовецкие поселки, а в самих городах во второй половине XII — первой половине XIII вв. развиваются профессиональное рыболовство и рыбная торговля.


Источник: womanwiki.ru

С XIV века стали использовать водяные мельницы. Параллельно менялась печь: древнерусская с полукруглым верхом уступила место печи с плоским верхом. Как результат, начали печь не только привычный хлеб, но и сладости, например, пряники. Рост популярности каш связан с развитием растениеводства. Из овощей предпочитали те, что можно было долго хранить. Входит в привычку потребление плодов культурных растений и ягод. Например, в Новгороде существовали не только боярские яблоневые сады, но и маленькие садики во дворах горожан среднего достатка. Также появляется такой способ переработки продуктов, как консервация.



Источник: livejournal.com

Потребление мяса заметно снижается в этот период по сравнению с X-XIII вв. На смену охоте приходит животноводство. Для хранения мяса было два основных способа: замораживание и соление. Утвердившаяся практика религиозных постов сделала рыболовство одной из значимых отраслей.

С XIV века стали использовать водяные мельницы

Наибольшие изменения в русской культуре питания произошли в XVI-XVII вв. Повсеместно возделывались яблоки, груши, сливы, вишня, черешня, малина, земляника.

С молочными продуктам ситуация оставалась практически без изменений: в пищу употребляли свежее и кислое молоко, производили творог, сыр, масло, появилась сметана. Из мясных продуктов по-прежнему употребляли говядину, баранину, свинину, больше стали есть мясо домашних птиц и яйца. В пищу не шли только рога и копыта. А всё то, что можно было съесть в том или ином виде, тщательно готовилось. Технологии обработки рыбы значительно улучшаются: теперь её солят, коптят, варят. Широко используется икра, визига; из рыбы делают рыбий жир, рыбий клей, в ход идет все, вплоть до плавленого пузыря и чешуи.

Обед был признан главным приемом пищи на Руси

С XVI века начинается разделение на сельскую, монастырскую и царскую кухни. Первая была наименее богата и разнообразна, но обладала своим шармом: обед был признан главным приемом пищи на Руси, поэтому его организации уделяли особое внимание. Во время праздников могло подаваться около 20 блюд, которые ставили на стол в строго определенном порядке: сначала холодную закуску, затем суп, второе и на десерт пироги.

Основой рациона монахов была растительная пища: овощи, травы, фрукты. Царская кухня славилась изобилием трапезного стола, который порой разрывался не только от разнообразных русских блюд, но и от заморских диковинных деликатесов.

Источники:

А. В. Шипилов «Русская бытовая культура: пища, одежда, жилище»
old-ru.ru

Изображение для анонса статьи на главной странице: skazka-dubki.ru

Изображение для лида: wikipedia.org

Давно, задолго до нашей эры человек обнаружил, что пчёлы умеют не только жалить; тогда же он научился готовить сладкий веселящий напиток из пчелиного мёда. У кельтов он назывался "medd" или "mid", у скандинавов "mjod", у древних германцев "miduz", а у нынешних англичан он зовётся "mead". Мы же знаем этот напиток как "мёд"; помните, в сказках: "я там был, мёд-пиво пил..."?

Все эти названия восходят к общему индоевропейскому корню, обозначавшему опьянение, веселье. Примечательно, что "мёдом" прежде стали звать питьё, и только позже распространили название на исходное сырьё - пчелиный мёд.

На Руси мёд пили на пирах и на свадьбах (кстати: "медовый месяц"), пили его и просто так, без повода, потому как вкусно и весело было пить. А вот известно ли вам, что на Руси "мёдом" называли два весьма непохожих напитка?

Меды ставленные, меды сытные

Древнейшим медовым питьём, который знали наши предки, был так называемый "ставленный" мёд, в летописях он впервые упомянут в IX веке. Дорогой и долгий в приготовлении, ставленный мёд считался лучшим из напитков, его вкушали князья и бояре, его подносили важным гостям, им угощали на пирах.

Ставленный мёд готовили так: сначала чистый пчелиный мёд сбраживали с кислыми ягодами, не добавляя воды, потом разливали по бочонкам и закапывали в землю на 15-20 (иногда до 40) лет - на "медостав", дозревать. Если в мёд добавляли заморские пряности - корицу, гвоздику, имбирный корень - тогда его называли "поддельным" (впрочем, поддельный мёд не считался хуже простого ставленного). Незколько позже стали делать мёд "хмельным" - потому как хмель ускорял вызревание до 5-10 лет.

С XI века стал известен сытный (или вареный) мёд. Если ставленный мёд был своеобразным медовым вином, то сытный по способу приготовления походил на пиво: мёд разводили водой, мешали с ягодами, фруктами, пряности, добавляли хмель и кипятили, а потом в смесь (она называлась "сытом") кидали закваску - и оставляли бродить. Через две-три недели, как сыто отбродит - тут и мёд готов, пожалуйте пробовать да хвалить.

Очень быстро сытный мёд, более доступный и простой в приготовлении, стал распространён повсеместно. Его варили и в боярском терему, и в чёрной избе, и если в доме не было мёда - это считалось признаком крайней бедности хозяина.

Ставленный мёд стал роскошью уже к XV веку, сытный же мёд оставался самым популярным народным напитком вплоть до петровских времён.

Упадок и возрождение медоварения

С XVII века мёд уступил место дешёвой водке и привозным виноградным винам. При этом и сам мёд год от года становился хуже: экономя на сырье, сыто мешали с сахаром и патокой, доливали крепкими спиртными напитками, "укрепляли" табаком и бузиной.

Передаваемые изустно, традиции медостава и медоварения безвозвратно терялись. Большинство медов и медовух, производившхся в XVIII-XIX веках, имели мало общего со старинными медами; в основном, это были различные браги либо на медовой основе, либо просто подслащённые мёдом.

В советскую эпоху спиртные напитки на основе мёда практически не производились.

Только в конце XX века на волне интереса к забытым народным традициям снова вспомнили о медах. На прилавках стали появляться бутылки с изображениями пчёл и сот... но вот вопрос: что в тех бутылках?

Не всё то мёд, что "мёдом" назвали

Большинство современных медов и медовух - это всё те же браги, что делались в царской России, то есть сброженный плодово-ягодный сок, укреплённый спиртом и с мёдом "по вкусу", 16-20 градусов крепости, 8-10% сахара. Или, тоже бывает, - банальный алкогольный коктейль со вкусом мёда, этакий longdrink с ноткой "а-ля рюсс". О технологии приготовления "медовых" напитков низкой ценовой категории вообще лучше не знать.

На Украине под торговой маркой "Медовуха" продают водку нескольких сортов. Говорят, что "Медовуха" очень неплоха - для водки, однако ни к старинным питным медам, ни к настоящей медовухе, как вы понимаете, она не имеет никакого отношения.

Итак, что же пить?..

Если вы любитель старины и традиций, или если моя статья разожгла ваш интерес - то я вас обрадую: не всё плохо, мёд есть. Настоящий питный мёд, такой же, как пили наши далёкие предки, и вы можете его попробовать.

Во-первых, это меды Суздальского медоваренного завода. Владимирская губерния была славна своими традициями медоварения, Суздаль же по праву можно назвать медовой столицей России. У завода давняя история, и на сегодня он, пожалуй, самый крупный производитель медов в стране.

Во-вторых, в Санкт-Петербурге широко распространены хмельные меды марки "Medovarus" царскосельского ООО "Хлебное". Радует серьёзный подход наших с вами земляков: в 2002-ом году для проведения научных разработок было создано научно-исследовательское объединение "Институт медоварения"; помимо хмельных медов институт работает над восстановлением старинных рецептов сидра, сбитня и других напитков. Меды марки "Medovarus" не содержат искусственных добавок и стимуляторов, только естественные компоненты. Сегодня в продаже можно встретить три сорта царскосельского мёда: "Традиционный", "Лёгкий" (с пониженным содержанием алкоголя) и "Яблочный" (сброженный с добавлением яблочного сока).

Наконец, в ближайшее время на медовом рынке северной столицы может появиться третий серьёзный производитель: Коломенский комбинат с несколькими сортами медовухи.

Увы, но все качественные напитки из мёда, производящиеся сегодня в России, - это либо сытные меды, адаптированные под вкус современного потребителя, либо приближенные к ним по технологии медовухи. Ставленных медов - настоящих медовых вин - нам не удастся попробовать, как бы ни хотелось. Кто бы взялся, ведь медостав - это очень медленный бизнес.

...и как пить?

Итак, мёд есть - но как его пить? Как употребляли мёд в старину?

На Руси пиры длились по нескольку дней, и люди пили не переставая - безо всякого вреда для себя. Это объясняется не столько крепостью здоровья наших предков, сколько качеством медов, которые они варили: правильно приготовленный мёд не содержит ни тяжёлых спиртов, ни сивушных масел, ни кислот, никакой прочей дряни.

Зная меру, мёд можно пить очень долго - не упиваясь до неподъёмного состояния. Специфика медового опьянения: после первого алкогольного "удара" состояние перестаёт прогрессировать, долго оставаясь на уровне "лёгкой весёлости"; мысли пребывают в ясности, настроение заметно улучшается. Голова по утрам не болит.

Традиционно хмельной мёд не закусывают и не запивают. Впрочем, можно подать к мёду обычные для русского застолья солёные огурчики, квашеную капусту, мочёные яблоки.

И последнее: пейте мёд охлаждённым.

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало." в других словарях:

    Ср. Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало... Островский. Лес. 4, 1. Ср. Тут... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усам текло, а в рот не попало. Даль. Хлебные дельцы.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Муж. густоватое, липкое и сладкое вещество, выделываемое пчелой медуницей, в виде сотов, в восковых ячейках. Мед самотек, самоток, паточный, подсед, светлый, чистый, стекающий сам в посудину из сотов; мед цельный, сотовый, печатный, не вытекший;… … Толковый словарь Даля

    Жил был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать. Небылица в лицах. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

На вопрос Никто не задумывался над фразой: "и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало"? заданный автором Простить лучший ответ это В сказках как правило хэппи-энд, иначе это будет уже не сказка. Порок должен быть наказан, враг уничтожен, ущерб компенсирован, свадьба слажена. Это жанрообразующий признак сказки.
Употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Славяне, а еще раньше скифы для получения спиртных напитков использовали березовый сок. Позднее сок был вытеснен питейным медом и пивом. В те давние времена возник известный рефрен русских народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» .
В дохристианскую эпоху на Руси алкоголь употреблялся главным образом на народных и княжеских пирах, игрищах, тризнах, или в корчме, как правило, при обильной трапезе. В то время основным сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки – медовуха, пиво, брага, а с Х века – виноградное вино, были слабо-градусные.
До середины XVI века, заплатив «бражную пошлину» на солод, хмель и мед, каждый варил хмельное питье (5-8°) для себя сам, сколько нужно было для обихода.
Если присказка и зачин: "В некотором царстве, в тридесятом государстве... " вводят слушателя в мир сказки, то его же нужно вывести оттуда в реальность по окончании сказки! Для этого и служит концовка про пир на весь мир, где и я был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Сказка уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом приводит назад, заканчивая или обрывая это изобразительно-вообразительное пьянство концовкою: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало» А бывает и еще выразительнее и протрезвительнее, даже с выталкиванием: «На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали; отняли лоханку от быка, да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел колпак, стали в шею толкать... » (Афан. , II, 78).
А это значит: сказка кончена; протрезвляйтесь, добрые люди, от вашего мечтательного пьянства; все равно ни я, ни вы взаправду пьяны не были: только по усам текло, в рот-то ведь не попало. Идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех нас с нашего сказочного пира
"Я там был... " - это связующее звено между двумя мирами и возвращение в мир несказочный. Кроме того, это и намёк на угощение за мастерски рассказанную сказку.
Это выражение автора показывает, что к тому, что сказано надо относится по-трезвому, т. е. вдумчево, серьезно...
К контексте этого выражения высказывались и другие писатели, например "Лес" Н. Островского - "Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало... ".
У Даля в "Хлебные дельцы. Картины русского быта" написано "...Тутъ... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усамъ текло, а в ротъ не попало".
У Пушкина таких присказок не мало. Например, "Сказка о Кузьме Остолопе" заканчивается словами "Я тамъ был; медъ, пиво пилъ - и усы лишь обмочилъ". У Ершова в его знаменитом "Конеке Горбунке" также есть:
Сердцу любо! Я тамъ былъ
Медъ, вино и пиво пилъ;
По усамъ хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Ну, а если перевести Гомера (Labra id, non palatum rigat. Χείλεχ μέντ’ έδίην δ’ όκ έδίηνε), то получится "Губы, но не нёбо обмачиваетъ".
Наши современники тоже про это умело пишут:
"....По усам текло, а в рот не попало.
С этим пивом постоянная беда.
Вот любимое украинское сало
В рот нормально попадает завсегда.
И давал уже не раз себе я слово
Сбрить усы, но не поймет меня народ.
И поэтому все повторится снова -
По усам текло, а не попало в рот".
Никто и не утверждает, что было по-другому.
"И там я был, и мёд я пил" - это из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила".
"Я там был; мёд, пиво пил" - это из сказок Пушкина "о царе Салтане" и "о мертвой царевне".
"Я сам там был, мёд и пиво пил" - это из книги Даля "Пословицы русского народа" (1853 г., раздел "Присказки").

Ответ от Мосол [гуру]
могу предположить: это означает- ты где-то работал и казалось бы все начиналось хорошо, а в и тоге нечего не добился, зря время потратил...


Ответ от Vector Intellect [гуру]
намек, что "в рот не попало" - т. е. плохо угостили, а вот от вас жду награду за сказку


Ответ от Невроз [новичек]
раньше напиток такой был мешали мёд пиво и сахар и пили а остольное придумали чтобы такие дети как ты задавали вопросы

Ср. И там я был, и мед я пил... и Кот ученый Свои мне сказки говорил. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. См. по усам текло, в рот не попало …

Муж. густоватое, липкое и сладкое вещество, выделываемое пчелой медуницей, в виде сотов, в восковых ячейках. Мед самотек, самоток, паточный, подсед, светлый, чистый, стекающий сам в посудину из сотов; мед цельный, сотовый, печатный, не вытекший;… … Толковый словарь Даля

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

- (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. Критики… …

Наст. нет (кроме 3 л. ед. ч. есть и устар. 3 л. мн. ч. суть); буд. буду, будешь; прош. был, ла, было (с отрицанием: не был, не была, не было, не были); повел. будь; прич. прош. бывший; деепр. будучи; несов. I. Как самостоятельный глагол означает … Малый академический словарь

ученый - учёный ая, ое; учён, учёна 1) О человеке: получивший специальные знания в какой л. области, выученный, наученный чему л. В это время мне предложили место ученого лесничего в Лисинском учебном лесничестве (Шелгунов). 2) О животном:… … Популярный словарь русского языка

Гостеприимство * Бал * Вино * Еда * Подарок * Праздник * Рождество Бал (Маскарад, Карнавал, Вечер, Раут, Банкет, Пир) Дюма Александр (Dumas), отец Граф Монте Кристо, роман, 1845 1846 Перевод с французского Л.Олавской, В.Строева Приближалось… … Сводная энциклопедия афоризмов

Ср. Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало... Островский. Лес. 4, 1. Ср. Тут... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усам текло, а в рот не попало. Даль. Хлебные дельцы.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

МЁД - 1) Сладкое густое сиропообразное вещество, вырабатываемое пчелами из соков (нектара) цветов. Мёд широко используется в русской кухне и как самостоятельное лакомство, и как сладкая добавка при приготовлении пряников (см. пряник*), пирогов (см.… … Лингвострановедческий словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО, важнейшие характеристики образа художественного, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности и организующие композицию произведения. Искусство слова принадлежит к группе… … Литературный энциклопедический словарь

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»