Откуда взялось пиво и кто его придумал? Первое Пиво — Кто придумал

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Определение: Пиво - слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла (чаще всего на основе ячменя) с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля.

Откуда оно взялось и кто его придумал?

Пиво - один из древнейших напитков, возможно, уходящий корнями в ранний неолит (примерно 9500 год до н. э., когда началось выращивание зерновых культур).

По некоторому радикальному мнению, выращивание зерновых началось именно ради пива, а не хлеба.

Химические остатки пива, датированные 3500-3100 годами до н. э., были найдены в Годин-Тепе в горах Загрос (западный Иран). Более поздние следы пива обнаружены в древнем Шумере, затем Египте и Ассирии.

Пиво упоминается в древнеегипетских и месопотамских источниках. Строители египетских пирамид получали, помимо пищевого довольствия, пиво. Уже на древнейших шумерских глиняных табличках встречается гимн богине-покровительнице пивоварения Нинкаси, в котором содержится рецепт приготовления этого напитка

Шумеры растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) в каменных жерновах, заливали их водой, добавляли душистые травы и подвергали это сусло брожению. Спустя некоторое время получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом.

Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном и мельницами для его размалывания, глиняными сосудами для брожения, поставляли прочее необходимое сырье.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся.

Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Великий вавилонский царь Хаммурапи, подчинивший себе Месопотамию и Ассирию, среди прочего установил правила, связанные с производством и употреблением пива. В 1902 году под Сузами была найдена двухметровая колонна из черно-зеленого диорита с многочисленными клинописными параграфами законов. Знаменитая находка хранится в Лувре. Этот древнейший свод законов, получивший название Кодекса Хаммурапи, составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Первой до этого додумалась знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте с 69 по 30 годы до Новой Эры.

Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен первый налог на алкогольные напитки.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда – на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX-VII веках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры.
Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками.

Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.

Вопрос о том, почему пивоварение в Европе развивалось именно в монастырях, имеет вполне конкретный, но все же несколько комический ответ. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? И ладно бы еще в теплой Италии, но в холодной и суровой Германии обойтись без источника высококалорийного питания, разрешенного к употреблению в постные дни, было просто невозможно!

Несмотря на доводы оголодавших монахов, правила соблюдения поста для северных братьев во Христе не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво – это жидкий хлеб». Пиво было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил «жидкость не нарушает поста». От Папы, который наверняка изменил бы этот принцип, положение пива в рационе монахов мудро утаивалось.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность – английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума – в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже – ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью – тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых – и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов – одноклеточных организмов, ответственных за брожение.

В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались – в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

Все началось предположительно около 8000 года до н. э. Забывчивый пекарь из эпохи неолита оставил тесто слишком надолго на солнце, тесто стало жидким и забродило. Тот пекарь брезгливо попробовал забродившую массу, не подозревая, что только что изобрел пивоварение. Но, как свидетельствует история, ему понравился полученный результат. Наверное, так или подобным образом мог появиться этот напиток.

Примерно через 4000 лет в Двуречье между Евфратом и Тигром поселились люди, именовавшие себя шумерами. Их высокоразвитая культура проявилась и в многообразии пива. Шумерские женщины пили пиво из спельты — разновидности пшеницы. Существовали и смешанные сорта пива, кроме того, в пиво добавляли различные приправы, только хмель еще не был известен, а, возможно, его не хотели использовать в пивоварении.

Пиво употребляли в больших количествах, и почти половина всего шумерского урожая зерновых превращалась в солод, из которого затем делали пиво.

Всевозможные осадки в пиве вынуждали древних сирийцев и египтян пить пиво через трубочки. Изображение на глыбе известняка выставлено в египетской части берлинского музея Воде. И еще одно примечание: в начале 1993 года пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе решил поэкспериментировать, используя историческое наследие. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем этому стилю заведении «Nacht von Susa» интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров. Отзывы были самые разные: от «Лучше уж пльзенское пиво 1993 года!» до «отлично!».

Когда кто-то умирал, на надгробии изображался слуга, старающийся задобрить богов пивом. Похороны были общественным событием, люди пили вместе, и священнослужителя за его услуги вознаграждали пивом и хлебом. Конечно же, уже тогда было повсеместно известно о расслабляющем и веселящем действии пива.

Пиво постепенно завоевывало симпатии египтян. Спрос на этот прекрасный напиток стремительно рос, и пиво покупали в самом Вавилоне. Проделавшее столь долгий путь пиво, естественно, теряло свои качества, и жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим начать его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания. Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т. е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена.

Несмотря на то что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать пиво налогами. Это пришло в голову лишь Птолемеям, последней знаменитой представительницей которых была Клеопатра (69 — 30 гг. до н.э.). Они хотели снова строить пирамиды, для чего им нужны были деньги. Так был введен первый налог на напитки.

Официальным обоснованием новых сборов, конечно же, послужило намерение снизить общую тенденцию к пьянству. Нам точно не известно, было ли пьянство действительно настолько распространено, однако можно предположить, что уже египетское пиво сильно кружило голову. Мысль о налоге на пиво, зародившаяся во времена Птолемеев, прочно заняла свое место в мире.

Через греков и римлян пиво дошло до Центральной Европы. У Публия Корнелия Тацита (ок. 55-115 г.) мы можем прочесть кое-что о древних германцах. Общеизвестно, что они с удовольствием утоляли жажду пивом. Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только копьем и мечом, но и поставками cervisia (пива). Эту мысль можно рассматривать как предложение по гуманизации ведения войны, а можно — наоборот.

И уж совсем непонятно, как германцы пили ту бурду. Они использовали для приготовления пивного сусла все, что им казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и бычью желчь. Такие необычные добавки практически не претерпели изменений, когда первые монахи появились в Германии. Более того, они продолжали эксперименты, используя для производства пива можжевельник, чернику и грибы.

Небольшим шагом по направлению к нынешнему пиву в 786 году стало первое упоминание возделывания хмеля в документах Пиппина III. Монахи занимались этим ремеслом систематичнее, чем частные домашние пивоварни. Монахи в письменной форме передавали дальше свой опыт, приобретенный путем проб и ошибок. Качество монастырского пива благодаря хмелю становилось все лучше и лучше. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? В теплой Италии еще куда ни шло, но в холодной Германии это было достаточно сложно.

Пивоварение в Египте в 3 тысячелетии до н.э. было уважаемым ремеслом: во всяком случае, профессия пивовара считалась достойной того, чтобы увековечить ее в глиняной скульптуре, относящейся к погребальному инвентарю.

Несмотря на это, правила соблюдения поста для северных монахов не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво — это жидкий хлеб». Это было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил: «Жидкость не нарушает поста». От папы, который наверняка изменил бы этот принцип, крепкое пиво мудро утаивалось. Может быть, эта старинная история и является правдой: в средневековье изобретенное в монастырях питательное пиво только по той причине не дошло до папы, что во время долгого пути в Рим по ухабистым дорогам Германии пиво в бочках скисало. И если даже на папском престоле такое пиво и пробовалось, оно могло вызвать лишь сочувствие по отношению к бедным монахам, вынужденным пить эту кислятину.

В 817 году на Аахенском церковном соборе пиво было почти запрещено для монахов, и лишь одному находчивому человеку в голову пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком. На соборе было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая пол-литра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

И немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. В 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские господа, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена. Но что это было за пиво тогда, на рубеже тысячелетий?

То пиво не сравнить с нынешним, которое производится в похожих условиях в промышленных масштабах. Тогда пиво варили при нормальной воздуха, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжевые грибки, микроорганизмы, вызывающие спиртовое брожение, использовались уже тогда, хотя еще не очень умело. И в результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Мифологическому фламандскому королю Гамбринусу приписывали в средние века изобретение пива. Возможно это Ян I (Примус), герцог брабантский, который был президентом брюссельской гильдии пивоваров.

Не только Айнбек был известен своим превосходным пивом. Во многих северогерманских городах умели варить хорошее пиво, прежде всего благодаря влиянию и контролю со стороны гильдий. Когда в XV веке великие первооткрыватели отправлялись в дальний путь, они брали с собой продукты, которые можно было долго хранить. Тогда из северной Германии поставлялось соответствующее пиво. Кроме Айнбека в 1492 года стал популярным и Брауншвейг.

Кристиану Мумме, жителю этого города, удалось изобрести свое знаменитое солодовое пиво. В нем содержалось так много основного сусла, что это пиво можно было хранить месяцами. Кроме того, это пиво могло сбить с ног даже бывалого моряка. Неудивительно, что оно стало любимым напитком матросов и дошло до берегов Ост-Индии. В южной Германии еще в 1434 году архиепископ-курфюрст Вюрцбургский навечно запретил варить пиво, и его послушные подданные придерживались этого запрета, действие которого не раз обновлялось на протяжении более чем двух веков!

Вначале южногерманские пивовары безнадежно отставали от своих северных конкурентов. Вплоть до XVI века у князей было достаточно поводов для беспокойства о состоянии здоровья своих верноподданных по причине употребления некачественного пива. При этом прохладные погреба во франкском песчанике и ледниковых пещерах у подножия Альп всегда предлагали прекрасные условия для производства пива с большим сроком хранения и оптимальную температуру для хранения пива до жаркого лета.

Правда, баварские пивовары еще не умели пользоваться этим преимуществом. Слишком непоколебимо было здесь господство , и пиво ввозили из Айнбека или других северогерманских центров пивоварения. В Баварии в ту пору не существовало единых общих норм, что позднее изменилось. 23 апреля 1516 года было положено начало славы баварского пива. В этот день герцог Вильгельм IV Баварский и правивший с ним брат Людвиг X издали указ «Как варить и разливать пиво зимой и летом».

В качестве исходных продуктов разрешены были лишь ячменный солод, хмель и вода. С этого дня, когда в Инголынтадте собрался ландтаг земли, «Закон о пивоварении» вошел в силу по всей Баварии. Однако у этого закона были предшественники в отдельных местах: в 1447 году члены Мюнхенской городской думы уже предъявляли эти требования к пивоварням. Герцог Альбрехт IV в 1487 году утвердил это требование — однако только для Мюнхена. Герцог Георг Богатый установил для своего герцогства Бавария-Ландсхут в 1493 году правило, что в пивоварении «во избежание вреда для утробы» можно использовать только три ингредиента — солод, хмель и воду.

В 1507 году распоряжение думы епископского города Эйхштета запретило примешивать к пиву «все травы, помутняющие рассудок», однако небольшое количество тмина, можжевельника и соли было разрешено. Благодаря вышедшему в 1516 году историческому указу качество пива во всей Баварии стало стремительно улучшаться. Параллельно исходным ингредиентам устанавливались и упорядочивались и цены: литровая кружка пива стоила один серебряный пфенниг зимой и два серебряных пфеннига летом.

А время пивоварения ограничивалось прохладными месяцами, от дня Михаэля (29 сентября) до дня Георга (23 апреля), отдавая дань трудностям, с которыми приходилось сталкиваться в жаркие летние месяцы, контролируя процессы брожения. В XVI веке уже повсеместно было известно, что пиво бродит не само по себе, однако этот процесс было сложно контролировать. грибки делали свою работу достаточно непредсказуемо, и не всегда в нужном направлении. Но уже в 1551 году в Мюнхене было издано распоряжение о пивоварении, которое предписывало использовать не только ячмень, хмель и воду, но и дрожжи, а также низовое брожение.

Так что пивоварам уже тогда были известны различные виды дрожжей, и они начали селекционировать и оберегать собственные колонии дрожжей, сохраняя рецепты в строжайшей тайне и передавая их лишь своим непосредственным потомкам. В некоторых местах, в том числе в Аугсбурге, зашли слишком далеко и даже запретили старый способ пивоварения с верховым брожением. Ненадолго вернемся в наши дни: ныне пивоварение с верхним брожением распространено в теплых регионах. В Кельне есть пиво «Kolsch», в Нижнем Рейне — «Alt», в Баварии — пшеничное пиво, кроме того нельзя забывать о многочисленных сортах бельгийского и английского пива, изготовленного таким способом.

Но вернемся к истории: в 1589 году в Мюнхене была построена первая придворная пивоварня (сначала она именовалась герцогской), производившая темное пиво, а с 1603 года — светлое пиво. Эта пивоварня обладала различными эксклюзивными правами. Одной из первых привилегий было право варить пиво для двора, а в 1610 году пиво впервые начали продавать владельцам трактиров и частным лицам. Крепкое мартовское пиво по образцу айнбекского начали варить через несколько лет, и это пиво было гордостью придворной пивоварни до 1810 года. В 1614 году мастер-пивовар Элиас Пихлер возглавил мюнхенскую придворную пивоварню. Пихлер был родом из Айнбека, однако его переманили в Мюнхен, где он варил свое крепкое пиво, которое сначала называлось «Ainpockisch», затем «Oanbock», а в конце концов просто «Воск».

Мюнхенцы были большими поклонниками этого пива. Нынешняя Мекка многочисленных любителей пива стала для князей выгодным источником доходов. Герцог Максимилиан I, спустя несколько лет начавший Тридцатилетнюю войну, смог благодаря этим доходам покрыть часть своих военных расходов. С 1629 года пауланцы, монахи из Нойдека близ Мюнхена, стали варить свое первое крепкое пиво. Это было уже в самый разгар Тридцатилетней войны, принесшей Германии множество кардинальных перемен. Однако нас интересует лишь ее влияние на употребление напитков.

В северной Германии было разрушено много лучших пивоварен, а на юге страны — практически все виноградники. Разбивка новых виноградников потребовала бы многолетней кропотливой работы, чтобы хотя бы внуки смогли снова насладиться местным вином. Так нет, баварцы не хотели ждать так долго, они решили переключиться на пивоварение. Так Бавария начала свое превращение в пивной край, каковым она является и по сей день.

Германия долгое время была раздроблена на огромное количество мелких государств и городов-государств, и таможенные барьеры защищали от конкуренции даже самые мелкие и бесприбыльные пивоварни. На территории Баварии существовало свыше 4000 пивоварен, и всем как-то удавалось сбывать свою продукцию. «La Servante de Bocks» или «Официантка в пивной» — так Эдуард Мане назвал свою картину, появившуюся в 1878/79 годах. В то время пиво пользовалось огромной популярностью в Париже.

При этом пиво было далеко не дешевым удовольствием. Примерно в 1800 году принудительные нормы были отменены, и теперь каждый мог пить свое любимое пиво, не обязательно из ближайшей деревенской пивоварни. Вследствие этого закрылось множество пивоварен. Те же предприятия, которые были конкурентоспособны, улучшали качество своего пива и постепенно снижали цены.

Технические условия конца XVIII века никак не могли обеспечить расцвета пивоварения. Для того, чтобы варить пиво неизменного вкуса и крепости с большим сроком хранения, было необходимо множество улучшений условий производства и хранения пива. После 1818 года непрямой метод сушки (горячим воздухом) постепенно начал вытеснять прежний прямой метод сушки в сушильных печах. Солод уже не подвергался воздействию газов открытого огня при горении дерева, что придавало ему более или менее сильный привкус дыма. Старый метод сушки в печах применяется в наши дни крайне редко для особых сортов, например, для бамбергского пива.

Следующее изобретение послужило для точного определения постоянных компонентов основного сусла до брожения. 12% — это 120г мальтозы, белка, минералов, витаминов, ароматизаторов на литр пивного сусла. Основное сусло имеет определяющее значение для крепости и вкусовых качеств пива. В 1843 году химик Баллинг изобрел своеобразный пивной сахаромер. С его помощью точно определяется содержание сахара в водном растворе, для чего просто нужно погрузить в него прибор.

Как уже было сказано выше, низовой метод брожения пива был давно известен в южной Германии. Однако эти сорта пива можно хранить только при температуре ниже 10 °С. Если пивоварня располагала соответствующими условиями, т.е. просторными прохладными подвалами, то она могла хранить в них большие количества пива низового брожения даже в летнее время. Однажды попав по железной дороге за пределы Баварии, пиво низового брожения быстро начало завоевывать популярность.

Одновременно на первый план вышла проблема подходящих холодильных установок. Благодаря большим количествам природного льда, который зимой добывался из рек и озер, консервировался в глубоких подвалах или в самотечных оросительных системах, сохранение запасов пива в холоде привлекло общее внимание, хотя и было слишком трудоемким. В 1860 году этот процесс упростился, но ненамного. Ежегодно одна пивоварня в Ганновере сооружала большую ледовую , чтобы сохранить свое пиво на протяжении летних месяцев. Другие местности, а именно Бавария, Франкония и Верхняя Швабия также не отставали. Этот метод охлаждения на больших предприятиях утратил свою актуальность лишь в конце XIX века. Маленькие пивоварни использовали этот метод немного дольше.

С тех пор, как конные упряжки регулярно развозили пиво, прошло не одно десятилетие. Пивоваренный завод «Diebels» в Иссуме в наши дни развозит свое благородное пиво другим способом. Некоторые пивоварни, например, «Lassег» в Лёррахе или «Haake-Beck» в Бремене, все еще держат такие вызывающие умиление конюшни как часть своего автопарка.

Стремление людей сделать пиво ароматным и вкусным осуществилось благодаря использованию хмеля. Открытие его для пивоварения принадлежит славянам. Это популярное с древности растение было одним из первых товаров внешней торговли. В Западной Европе варить пиво с хмелем стали позже славян на несколько столетий.

У славянских народов первое упоминание о пиве относится к 448 году при описании торжества, когда венгры угощали пивом греческих послов. В IX веке пивоварение было уже широко распространено в Киевских и Новгородских землях.

Хлеб и пиво составляли основной набор продуктов питания в Древнерусском государстве. Пиво стало ритуальным напитком - может, потому, что центром пивоварения считались монастыри. Любили пиво и великие князья. Так, Иван III запретил варить пиво кому бы то ни было, кроме специально поставленных для этого людей.

Подавать пиво в кабаках стали в пятнадцатом веке. А Борис Годунов запретил подавать его «средним и молодшим людям». При Алексее Михайловиче крестьяне получили позволение варить пиво несколько раз в год - в Великий день, Дмитриевскую субботу на Масленицу, на Рождество Христово. И то, только для домашнего пользования.

Время шло… При Петре I пиво считалось важнейшим лекарством против цинги, и для создания новых сортов и технологий из Европы были выписаны лучшие пивовары. При Александре I впервые разрешили продавать пиво на вынос.

С точки зрения археологов, пиво всегда было весьма популярным напитком, а история происхождения пива берет свое начало с древних времен. Еще 6000-8000 лет назад в Вавилоне зерна ячменя и спельты растирали между камнями, а затем заливали водой, добавляя в ходе приготовления различные травы. , а через несколько дней получали освежающий пенный напиток, который лишь отдаленно походил на современное пиво.

Пить подобное пиво представлялось возможным только с помощью трубочки, поскольку оно не проходило никакой и имело обильный осадок.

Развитие пивоварения активно поддерживали крупные землевладельцы, снабжавшие зерном пивоварни. Употребление пива было настолько распространено, что половина всего урожая ячменя и пшеницы перерабатывали в .

Однако древнегерманское пиво не имело практически никаких общих вкусовых качеств с современным напитком. Обычно такого пива был произвольным и весьма зависел от случая. Для изготовления использовали все, на что была способна фантазия – от любых видов зерна, до меда и фруктов. А затем все это обильно приправлялось различными травами и добавками, в особых случаях использовали даже бычью желчь или перетертые кости. Именовали это пиво Grut-Bier и производили его вплоть до XV века. Грутом его называли за особый сорт вереска , который использовали вместо хмеля и называли Grut.

Кроме этих, самых распространенных типов пива, существуют менее известные, такие как , рисовое пиво различные гибридные сорта, приготовление которых связано с комбинированием различных технологий. Существуют особые сорта, такие как или родственные пиву напитки на основе .

В России, Испании и некоторых других странах, распространена классификация пива по цветам. Различают светлое, белое и красные сорта пива. Такая классификация не совсем точна, ведь цвет пива определяет используемый , который может быть различных марок и характеристик, соответственно, или светлым пивом может быть как , так и . Однако, поскольку большая часть сортов пива продающихся в России относятся к , подобная классификация вполне уместна.

На сегодняшний день, пиво является третьим в списке популярности напитков в мире, первые две строчки занимают вода и чай. Но среди алкогольных напитков пиво уверенно занимает первое место .

При огромных достоинствах, напиток таит в себе не меньшие по размеру недостатки. Избыточное потребление напитка может оказать существенный вред здоровью, связанный с нарушением обмена веществ, работы сердца, мозга, печени, эндокринной системы и других органов. Любители пива должны полностью отдавать себе в этом отчет и стараться не злоупотреблять. В умеренных количествах пиво не представляет опасности , кроме того имеет .

Пи́во - слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожениемсолодовогосусла (чаще всего на основе ячменя) с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля.

Невероятно, но пиво появилось в далёкие времена одновременно с появлением колеса. Археологи утверждают, что пиво было известно в древнем Вавилоне, то есть уже 8 000 лет назад. По другой версии, возраст пива – 9 000 лет.

Она основана на находке рецепта пива, высеченного в камне в междуречье Тигра и Ефрата древними шумерами. В то время технологии варения ещё не было, и готовился напиток путём растирания ячменя и спельты (предок пшеницы). Злаки заливали водой, добавляли душистые травки и получали через несколько дней напиток, своим вкусом напоминавший современное пиво. Пили его через тростниковую соломинку, так что, можно сказать, пиво — это предок коктейля. Едва у человечества появилась письменность, одним из первых слов, написанных клинописью было «пиво».

Постепенно появились необходимые ёмкости для приготовления сусла, ёмкости для зерна и предварительной подготовки ингредиентов и другие необходимые элементы пивного дела. В Месопотамии пиво уже варили на продажу. Археологи нашли на территории современного Ирака глиняные дощечки, на которых были изображены два человека за работой у пивоваренного чана. Возраст дощечек – 6 000 лет. Тысячей лет позже на шумерских дощечках появляется подробный, пошаговый рецепт приготовления пива. Тогда же найдены дощечки с поговоркой «не пить пива – не знать радости». Хмеля в те времена ещё не знали, а если и знали, то не применяли в пивоварении, отсюда можно сделать вывод, что пиво в то время было сладковатым, без знакомой хмелевой горечи во вкусе.

Варили пиво поначалу женщины. Это было отмечено рисунками и другими документами древности. Но вскоре популярность напитка стала расти, и он неизбежно стал предметом торговли, которая традиционна была в мужских руках. Так и пивоварение перекочевало в сильные мужские руки. Пиво приобрело горечь и крепость за счёт хмеля, а торговля напитком приносила значительную прибыль.

Многочисленные археологические исследования подарили современному миру знания о том, как обращались с пивом древние жители Персии. В домах зажиточных горожан или просто богатых жителей под полом в земле врывалась большая ёмкость, которая накрывалась глиняной крышкой с дырочкой посередине. Предположительно, пиво пили через это отверстие с помощью тростинок или вычерпывали. Дома персиян делились на женскую и мужскую части. В мужской комнате во многих домах в полу был такой сосуд. Вероятно, мужчины собирались за беседой или по иным поводам и пили пиво, не вставая с места, просто окунув тростинку в сосуд.

Французские исследователи в начале 20 века на территории современного Ирака нашли исписанную клинописью двухметровую колонну из черно-зелёного диорита. На ней, кроме прочих текстов, было и наставление вавилонского царя Хаммурапи, как готовить и пить пиво. Датирована находка 1700 годом до н.э. В документе есть пункт о максимально допустимой цене на пиво, а это уже аналог современных антимонопольных политик: «Если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить её в воду». Был там пункт и о поддельном пиве, особенно жёстко карались производители фальшивок, которых нужно было спаивать до смерти их же фальшивым пивом. Кроме технических вопросов была и цензура – за политические разговоры в пивных посетители могли лишиться жизни. Интересны также рекомендации царя относительно лекарств – их либо растворяли, либо запивали пивом.

В последующие века пиво распространилась и в других государствах. Древние египтяне пиво покупали сначала в Вавилоне, но такая торговля нехорошо сказывалась на качестве напитка – ведь перевозили ёмкости с пивом на верблюдах по жаре, отчего пиво теряло всю прелесть. Те египтяне, кто пробовал пиво в самом Вавилоне, постарались узнать секрет пивоварения, а впоследствии освоили его производство. Вскоре египтяне научились делать ячменный солод, а чуть позже и пшеничный. Именно пшеничное пиво в Египте получалось лучше всего. А ещё в древнем Египте варили пиво с мандрагорой, шафраном, анисом и другими пряностями. Пиво было сладковатым и крепким. Самые древние из египетских рецептов приготовления пива относят к 3500 году до н.э. Не оставляли без внимания и пивную гущу, которая использовалась в качестве припарок при лечебных процедурах.

Даже в те далёкие времена была актуальна проблема чрезмерного употребления пива. В 1250 году до н.э. Рамзэс II намерился ограничить питие пива, выступив примером для подражания, предпочитая больше вино, чем хмельной напиток. Закрывались лавки, запретили всякую торговлю пивом (кстати, арабы, пришедшие в страну в 8 веке н.э. продолжили гонение на пиво, но уже запрещали вообще любое производство алкоголя). Но никакие ограничения не могли повлиять на любовь народа к пиву, который продолжал тайно готовить и пить хмельной напиток. Пивовары в Египте были уважаемыми людьми, а их фигурки клали даже в могилы знати. Неудачную попытку Рамзеса запретить пиво в Египте исправила более дальновидная Клеопатра. Она обложила производство пива налогом, что дало казне огромную прибыль, а власти – способ контроля над этим бизнесом. Все эти сведения говорят об одном – пиво уже прочно вошло в обычную жизнь жителей многих стран ещё до рождения Христа и по времени возникновения в современном виде может соперничать с вином.

Путь пива в Европу был тернист – с одной стороны через Эфиопию и Персию (совр. Иран) в царство Урарту (нын. Армения), где уже в 9-7 веках до н.э. варили тёмное и крепкое пиво, дальше на север и запад, через славянские земли в западную Европу. С другой стороны – морем через Рим или Испанию. Первыми европейскими народами, варившими пиво, были фракийцы, фригийцы и скифы. Варили пиво из раздроблённого ячменя, риса, овса и проса. В Галлии в 1 веке н.э. варили напиток, подобный пиву, называвшийся «корма». В той или иной форме он ещё сохранился во Франции, Бельгии и Англии (как и древнее кельтское пиво). В Ирландии варили пиво примерно с этих же времён. Во всяком случае, свидетельства римлян, посещавших эти земли, повествует нам о том, что уже в 1 веке ирландцы пили сбраживаемый напиток из ячменного солода, всевозможных трав и вереска, как заменителя хмеля.

Просвящённые греки, как и римляне, конечно, знали пиво, но предпочитали ему вино, считая хмелевой напиток варварским. Публий Корнелий Тацит (117-58 г. до н.э.), автор «Трактата о германцах» писал о пиве, как о напитке варварских северных племён. Особенно Тацит подчеркивал большую любовь германцев к пиву и его чрезвычайную распространенность среди жителей северной Европы. Предположительно, к германцам пиво попало от финикийцев. Во всяком случае, находки археологов говорят о том, что германцы использовали пивные кувшины, идентичные финикийским, возраст которых 5000 лет. Возможно, это не говорит о том, что пивоварение было в ходу, но хотя бы подтверждает то, что древние народы Европы знали о существовании пива. Каким образом финикийское пиво попало к германцам, науке не совсем ясно, но исследования показывают, что именно из Германии пиво стало распространяться сначала в Англию, затем в Скандинавию, а затем по всей Европе и миру. Именно немецкая пивная экспансия дала повод называть Германию родиной пива, да и само слово пиво имеет древнегерманские корни. (Peor или bior, которое трансформировалось в современное немецкое bier или английское beer.) Возможно, слова, обозначающие пиво, имели латинские корни – biber (лат. «напиток»). Другие названия пива ещё древнее и не пересекаются с латынью: древнегерманское Alu, Alo, Ealo, скандинавское Єl, английский (или вернее сказать, ирландский, а ещё ранее — кельтский) Ale. Ну и старинный славянский напиток оль, который многие считают русской версией знаменитого эля, а на самом деле это скорее родственник, чем предок пива, т.к. готовился эль по своеобразным рецептам и имел в те времена некое ритуальное предназначение.

Так или иначе, каждый народ и жители всех стран в отдельности и вместе вносили свои изменения в рецептуру приготовления пива, выкристаллизовывая рецепт того прохладного и освежающего напитка, который мы знаем сегодня. Пиво древних, вплоть до позднего средневековья (до 15-16 веков), было сладковатым, не совсем приятным на вкус, с трудноуправляемым процессом брожения и различным сырьём. Не было каких-то определённых сортов, с гарантированно стандартным, специфичным именно этому виду пива вкусом. Каждая партия получалась со своим вкусом, который зависел от множества факторов, поэтому пиво было разным не только в каждой деревушке, а даже в одной и той же пивоварне в разные дни! Дрожжи использовали, но различное сырьё или условия производства каждый раз давали разный результат, иногда и вовсе пиво не получалось. Кроме стандартных ингредиентов, в пиво замешивались разнообразные приправы: коренья, листья ясеня, дубовая кора, анис,можжевельник, тмин, мирт, лавровый лист, а также ягоды, травы и другие добавки. Хмель заменялся вереском. Вся эта добавочная часть называлась Grut и пиво, которое делалось с добавлением вереска и множества других приправ – Grut-Bier. Такое пиво делали в Германии до 15 века, а потом словом грут обозначали любую смесь приправ в приготовлении пива.

Настоящую революцию в пивоварении произвёл хмель . Поначалу, используемый слабо и забываемый на века, этот важный пивной компонент только изредка появлялся то у одних, то у других древних народов. В Европе хмеля не знали, и он туда попал гораздо позднее, но зато когда пришёл, то покорил всех своими свойствами, и вскоре все европейские пивовары перешли на варение пива с хмелем. Есть версия, что хмель попал в западную Европу из Древней Руси, где его уже знали в 9 веке. Приблизительно с 12 века были первые попытки использования этого продукта в пивоварении, а с 15 века он настолько прочно вошёл в технологию пивного производства, что стал одним из ценнейших и самых дорогих продуктов. Хмелем можно было расплатиться, им выплачивали налоги и даже оплачивали товары, находясь в любой точке Европы. По сути, хмель был единой европейской валютой средневековья, исключая консервативную Англию, где до 15 века хмель был вовсе запрещён.

В пивоварении того времени многое зависело от случая и удачи. При добавлении некоторых трав не учитывался возможный эффект от смешивания с хмелем, и нередки были случаи или отравления, или видений, галлюцинаций и бредового состояния у любителей выпить. Тогда же практиковалось сожжение «пивных ведьм», которые, якобы, портили пиво, вызывая видения или смерть. Несовершенство технологий порождало нелепые суеверия и страхи. По этой причине некоторые европейские монастыри брали пивоварение в свои руки, получая немалый доход с продаж «проверенного» пива, сваренного в святом месте. Монахи подходили к любому делу старательно, изучая технологии и пробуя партии пива. Постепенно за монастырями закрепилась хорошая репутация, странствующие монахи переносили рецепты из монастыря в монастырь. Вскоре вся Европа снабжалась пивом из монастырей, которые получили официальное разрешение варить и продавать пиво.

Со временем мелкие ремесленники и лавочники поняли, что в одиночку они не могут конкурировать с могущественными монастырями, и стали объединяться в гильдии, чтобы вместе заниматься непростым производством, которое постоянно совершенствовалось. Так возникли гильдии в Ческе-Будеёвице (нынешняя Чехия), в Пльзене, потом в Германии и постепенно в других соседних странах. Гильдия в Ческе-Будеёвице снабжала пивом резиденцию богемских королей, оттуда и пошёл знаменитый слоган «пиво королей». К концу 15 века только в одном Гамбурге было около 600 пивоварен! Германское пиво шло на экспорт в средиземноморские страны (которые оценили вкус повзрослевшего напитка), в Россию – особенно, в Новгород и Псков.

Самым главным документом, сделавшим из кустарного производства с небезопасными для здоровья последствиями подлинное искусство производства душистого хмелевого напитка стал баварский закон 1516 года о строгой рецептуре пива. Этот документ, прозванный «заповедью чистоты» (Reinheitsgebot) гласил о том, что пиво можно варить только из ячменя (ячменного солода), хмеля и родниковой воды. Пункта о дрожжах тогда не было, т.к. этот компонент был недостаточно проверен и изучен, чтобы чётко расписать и оценить его действие в пивоварении. Этот закон предполагал жесткое наказание всякого, кто разбавлял, подделывал или готовил пенный напиток из неправильных компонентов. Ослушавшихся штрафовали, а многократно пойманных – утапливали в собственном вареве. Закон Reinheitsgebot существует и в современной Германии, являя собой образец немецкой тщательности. Это самый старый законодательный акт, действующий такое продолжительное время и защищающий интересы покупателей пива (и потребителей вообще). Со временем и остальные производители пива пришли к тем же трём составляющим хорошего пива. Это сочетание ячменного солода, хмеля и хорошей воды используется старейшими марками и по сей день, позволяя производить первоклассное светлое пиво.

Так бы и пили пиво в пабах, кабаках и пивных, если бы не изобретение Луи Пастера . Ведь именно оно сделало возможным давнюю мечту всех пивоваров – разлить пиво в бутылки и пить любимый напиток там, где пожелается. Только представьте себе – до середины 19 века этого нельзя было сделать – всякое пиво наливалось из бочки в кружку в пивной и там же и выпивалось. Это непременно посещение пивного заведения отчасти сдерживало повсеместное распространение пива, т.к. не всякому нравилась обстановка или атмосфера, царящая в пивных заведениях. Пастер позволил людям пить пиво там, где им больше нравится. Эффект состоял в фиксировании процесса брожения путём разового нагревания напитка до 60-70°С в течение 15-30 минут, после чего пиво разливалось по бутылкам, запечатывалось и могло храниться в холодном месте несколько дней. Это открыло широчайшие горизонты для торговли, а жители Европы получили возможность пробовать любимый напиток, привезённый из других стран. Тот же Пастер, являясь микробиологом, открыл дрожжевые грибки – одноклеточные организмы, которые отвечают за брожение напитка. В 1881 году датчанин Хансен получил чистую культуру дрожжей, что сделало очередной переворот в технологии пивоварения, сделав процесс управляемым, а масштабы производства – промышленными.

Есть несколько абсолютных правил, определяющих качество пива . Одним из них можно считать пену. Необязательно пена должна быть густой или высокой, т.к. это зависит от того, как налить пиво, однако, абсолютно точно – пена должна быть стойкой. Пена – всего лишь один из внешних признаков, главный показатель – всё-таки вкус. Только вкус правильно охлаждённого (8-10°С) пива может сказать о напитке всё или почти всё.

По способу брожения современное пиво можно разделить на 2 основных вида: эль и лагер . Эль сбраживается при температуре 15-25°C с дрожжами верхового брожения. Эль часто имеет фруктовые оттенки вкуса и высокую крепость. Лагер — более распостранённый вид пива — сбраживается с помощью дрожжей низового брожения и при температуре 5-15°С, после чего пиво долго выдерживается при нулевой температуре, насыщаясь попутно углекислотой и осветляясь.

Кроме лагера и эля, существует бельгийская разновидность пива – ламбик . В этом сорте пиво сбраживается самостоятельно без использования дополнительных дрожжевых культур. Также набирает популярность пшеничное пиво, как один из древнейших видов пива, варившийся ещё древними египтянами. Отличительной особенностью современного пшеничного пива может считаться дображивание напитка в самой бутылке, отчего пшеничное пиво чаще всего выпускается нефильтрованным .

Отдельно стоит упомянуть тёмное пиво . В производстве тёмных сортов пива используется обжаренный солод, или так называемый карамельный солод. Кроме него, бывают ещё: мюнхенский, венский, шоколадный и жжёный. По типу брожения тёмное пиво может быть как элем, так и лагером. Самым известным производителем тёмного пива можно считать ирландский завод Гиннесс. Именно сорта Гиннесса принесли тёмному пиву всемирную славу ещё в 19 веке. Есть несколько видов тёмного пива, родиной половины которых является Ирландия.

Портер – очень тёмное пиво, приготавливаемое с использованием тёмного солода и жжёного сахара. Крепость такого пива от 5 до 9,5%, а некоторые сорта достигают более 10%. Портер — относительно молодое пиво, варить его стали в Англии в 18 веке. Название говорящее – его пили рабочие, докеры, портеры, т.е. носильщики. Это был настоящий напиток рабочего класса Лондона.

Стаут – один из темнейших (если не самый) сортов пива, темнее портера. Варился он знаменитыми пивоварами Дублина с 1820 года. В рецепте было три вида тёмного солода: жжёный, карамельный и жареный ячменный. Стаут может быть настолько тёмным, что даже не пропускает свет, кроме того, стаут плотнее портера и иногда крепче.

Альтбир варят в нижнем течении Рейна, близ Дюссельдорфа. Оно светлее портера, имеет красивый коричневатый оттенок. Это пиво верхового брожения.

Совсем экзотичными выглядят сорта пива, приготовленного из ржи, риса или кукурузы . Эти сорта, становящиеся популярными в разных точках нашей планеты, европейцами не признаются.

Сложно назвать пивом и безалкогольное пиво . Оно пользуется популярностью у автомобилистов, которые полагают, что алкоголя в нём нет. Полностью избавиться от алкоголя в таком пиве не удаётся, и те, кто, поверив рекламным лозунгам некоторых производителей, выпивает несколько банок такого пива, рискует быть оштрафованным за вождение в нетрезвом виде. Содержание алкоголя в «безалкогольном пиве» колеблется от 0,2 до 1%.

ПИВО по-домашнему

Сейчас варить пиво дома может каждый желающий, если он это делает исключительно для себя. Пивоварение включает в себя 3 основных этапа: варка, брожение и выдержка. Ничего сложного, но потомственные пивовары в один голос заявляют, что приготовление пива — настоящее искусство.

Естественно, необходимо и специальное оборудование, которое можно как изготовить своими руками, так и купить. В наше время множество фирм готовы предложить домашние мини-пивоварни за сравнительно невысокую цену.

Пивное сусло также можно изготовить самостоятельно, а можете и купить в магазине. Готовый пивной экстракт стоит от 300 до 2000 рублей. Он уже содержит необходимые для получения пива ингредиенты — ячменный солод и хмель и варить ничего не надо. Производители говорят, его хватает на 20 литров превосходного живого домашнего пива.

Рецепт простого пива

6 стаканов ржаного солода и 200 г хмеля размельчить, смешать. Высыпать в 12 литров воды, вскипятить. Остудить. Готовим опару из пшеничной муки и растворенных в воде сухих дрожжей, дать подняться. Смешать с суслом и оставить в тепле бродить 6 часов. Закупорить в бочонке и поместить в прохладное место на 3 дня. После этого разливаем по бутылям, плотно закрываем и ставим на 1-2 недели в холодильник.

Рецепт быстрого пива

Молотый солод смешиваем с тертым хмелем, смесь пересыпаем в льняной мешочек. Наливаем кипяток через мешочек струей. Перемешивая гущу в мешочке, процеживаем и остужаем 10 л раствора. Далее смешать его с разведенными водой дрожжами. Дать перебродить. Когда дрожжи опустятся ко дну, жидкость перелить в бутыли, хорошо укупорить. Поставить в холодильник. Пиво готово всего через 4 дня.

Русское медовое пиво

Развести 1,5-2 кг меда в 9-10 литрах воды, смешать с 25 г хмеля и ровно час кипятить. Сцедить, добавить 50 г дрожжей и оставить при комнатной температуре на 6 дней. Затем закупорить тару и поставить в прохладное место. Через 3 дня перелить в бутылки, укупорить. Чем дольше выдержка, тем вкуснее.

Рецепт хлебного пива

Перемешать 800 г сухарей сладкой сдобы, 400 г ржаного солода и 100г сахара. Обдать кипятком 200 г сухого хмеля, добавить несколько измельченных горошин черного перца. Развести дрожжи в теплой воде и вылить туда же. Добавить кипяченой воды и перемешать до кашеобразного состояния. Посуду с этой кашей ставим на сутки в теплое место, не закрывая. Затем наливаем 4 л кипяченой воды, засыпаем 100 г сахара, тщательно размешиваем смесь, накрываем кастрюлю плотно крышкой и помещаем в горячую печь на 2 суток. Потом сливаем жидкость в отдельную посуду, к оставшемуся добавляем 3 литра кипятка. Через час снова сливаем жидкость к первому отвару. Полученное сусло размешать и прокипятить. Сняв пену, процедить. Разлить по бутылям, закупорить плотно. Поставить на хранение в прохладном месте 14 дней. Пиво готово.(на заметку: из расчёта на 10 литров воды 30-40 гр дрожжей — проверено!)

НА ЗАМЕТКУ:

САЙТЫ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА : ПИВО и всё о нём

__________________________________________________________________

История пива берет начало с древнейших времен и уходит корнями в первые цивилизации Ближнего Востока. Пиво наверняка самый древний вид алкогольных напитков, первые упоминания о нем насчитывают десять тысяч лет. Спустя такую бездну времени можно только предполагать, как появилось пиво. Однако очевидно, что культура пивоварения тесно связана с культурой земледелия, и пиво существует примерно с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб.

Скорее всего, пиво появилось случайно. На территории современной Сирии и Ирана археологами обнаружены древнейшие глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых, судя по всему, хранили зерно. Наверняка в такие сосуды иногда попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало, и начинался процесс брожения.

Известно, что около шести тысячелетий назад между Тигром и Евфратом существовала мощная и во многом загадочная цивилизация шумеров. Их высокоразвитая культура и создала первое в истории пивоварение.

Шумеры растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) в каменных жерновах, заливали их водой, добавляли душистые травы и подвергали это сусло брожению. Спустя некоторое время получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом. Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном и мельницами для его размалывания, глиняными сосудами для брожения, поставляли прочее необходимое сырье.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся. Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Уже в те времена пиво становится выгодным товаром. Появляются центры коммерческого пивоварения, так, в месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу.

Благодаря археологическим исследованиям на юго-западе Персии стало известно, как обращались с пивом около 3500 лет назад. При раскопках города Сузы были обнаружены большие шарообразные глиняные сосуды, которые закапывались под полом домов. Эти огромные пивные кувшины накрывались сверху керамической плитой с отверстием посредине.

Через отверстие пиво либо вычерпывали, либо вставляли туда специальную трубку, и пили непосредственно через нее. Предполагается, что пить пиво через трубочку приходилось из-за обильной пены на поверхности, в которой были взвешены частицы дробленого солода, а также из-за осадка на дне сосудов. Трубочкой удавалось тянуть пиво из срединной части кувшина, где не было твердых частиц.

Процесс употребления пива через трубочку запечатлен на многочисленных наскальных рисунках той эпохи. Археологам удалось даже выяснить, что в зажиточных домах такие емкости для пива устанавливались под полом помещений, предназначенных для мужских собраний, из чего следует, что пивоварением и потреблением пива уже тогда занимались мужчины. В то время как кулинария была женской стезей.

Кстати, в конце прошлого века пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе (Германия) решил поэкспериментировать, используя историческое наследие древних цивилизаций. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем ассирийскому стилю заведении «Nacht von Susa» («Ночи в Сузах») интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров и вавилонян. Отзывы были самые разные – от самых негативных до восторженных. Все дегустаторы сошлись в одном – шумерское и вавилонское пиво совершенно не похоже на тот напиток, который мы называем пивом сейчас.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Великий вавилонский царь Хаммурапи, подчинивший себе Месопотамию и Ассирию, среди прочего установил правила, связанные с производством и употреблением пива. В 1902 году под Сузами была найдена двухметровая колонна из черно-зеленого диорита с многочисленными клинописными параграфами законов. Знаменитая находка хранится в Лувре. Этот древнейший свод законов, получивший название Кодекса Хаммурапи, составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.

Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, посвященные производству и продаже пива. Первый параграф устанавливал предельные цены на пиво (в перерасчете на зерно), был направлен против злоупотреблений торговцев, и гласил «если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить ее в воду».

По всей видимости, с тех пор как до сведения широкой общественности был доведен этот параграф древнего закона, и пошла юмористическая поговорка «губит людей не пиво, губит людей вода». Второй параграф воплощал в себе заботу древних вавилонян о фальсификаторах, которых полагалось до смерти упаивать собственным же варевом. Там же было указано, что за политические дискуссии среди посетителей питейных заведений хозяева последних могли поплатиться жизнью. Помимо сведений об этих устрашающих мерах, Кодекс Хаммурапи также сообщает, что в те времена почти все лекарства либо растворяли в пиве, либо запивали пивом.

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания.

Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т.е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек, однако древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Первой до этого додумалась знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте с 69 по 30 годы до Новой Эры.

Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен первый налог на алкогольные напитки.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда – на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX-VII веках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры. Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали не много. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы.

Ко II веку Новой Эры центром пивоварения в Европе становятся германские земли, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит, автор знаменитого трактата «О германцах».

Тацит говорил о пиве как о жутком, зловещем напитке. Впрочем, судя по всему, Тацит был прав. Известно, что германцы использовали для приготовления пивного сусла все, что им казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и бычью желчь. Такие необычные добавки применялись вплоть до наступления эпохи христианства. Более того, некоторое время монахи даже продолжали эти сомнительные эксперименты, используя для производства пива можжевельник, чернику и грибы.

Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только огнем и мечом, но и стимуляцией местного производства пива, что говорит о высокой степени развития военной науки в Древнем Риме. Для того времени очевидное для нас понятие геноцида – путем инициирования деградации народа посредством массового внедрения алкоголя в повседневную жизнь какой-либо национальной общности – было внове.

От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию. Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В старонемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «bior», в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer».

Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.

Вопрос о том, почему пивоварение в Европе развивалось именно в монастырях, имеет вполне конкретный, но все же несколько комический ответ. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? И ладно бы еще в теплой Италии, но в холодной и суровой Германии обойтись без источника высококалорийного питания, разрешенного к употреблению в постные дни, было просто невозможно!

Несмотря на доводы оголодавших монахов, правила соблюдения поста для северных братьев во Христе не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво – это жидкий хлеб». Пиво было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил «жидкость не нарушает поста». От Папы, который наверняка изменил бы этот принцип, положение пива в рационе монахов мудро утаивалось.

Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая полулитра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность – английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума – в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

При ратушах Гамбурга и Любека существовали пивные и винные погреба. Пиво было основной статьей экспорта и поставлялось во многие страны Европы и даже Средиземноморья. Немецкое пиво пили и в русских городах – Новгороде и Пскове. В обратном направлении ганзейцы везли русский мед (пивной напиток), а позже стали импортировать хмель.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже – ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью – тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых – и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов – одноклеточных организмов, ответственных за брожение.

В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались – в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»