Урок что такое речевой этикет. Конспект занятия по речевому этикету. Интегрированный урок-игра «Сказка и речевой этикет»

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Калиновская средняя школа.

Урок русского языка в 5 классе. Культура речи. Речевой этикет

Учитель: Кабдрашева Гульсум Николаевна .

2013-2014г. Тема урока: Культура речи. Речевой этикет. Цель урока: познакомить с определением “речевой этикет”; продолжить работу по развитию культуры речи учащихся, показать превосходство речи, в которой используются “вежливые” слова. Оборудование: плакат с правилами речевого этикета, карточки с заданием на каждую парту, отпечатанное задание к упражнению “ Корректор”. Ход урока: I . Организационный момент. II . Работа по теме урока.

Во введении мы пишем: имя оратора, название речи, место публикации, дата, аудитория, случай, тип текста, тема. Не всегда, вся эта информация предоставляется вам. Обязательно укажите информацию, которая понятна из текстового листа. После введения следует краткое резюме содержания, в котором суммируются основные материалы и темы выступления. Должно быть ясно указано, какие основные тезисы содержат речь и по каким аргументам и примерам они поддерживаются. Кроме того, здесь мы кратко изложим структуру контента и представим позицию докладчика.

Анализ структуры и намерения аргументации

На этом этапе представлены наиболее важные тезисы и аргументы, которые рассматриваются в их контексте мысли. Спросите себя, какие аргументы используются, как структурируется аргументация, какой главный тезис должен поддерживаться рассуждениями и какими намерениями он якобы преследует.

    Сообщение темы урока учащимся.
2.Орфографическая пятиминутка . Прочитайте, спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их. Вы живете среди людей. Пров…ряйте свои п…ступки сознанием: не прич…няете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими п…ступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было х…рошо. (В. Сухомлинский). - Ребята, как вы считаете, неудобства человеку можно причинить только поступками? 3 . Словарная работа. Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет- важный элемент культуры народ, продукт и инструмент культурной деятельности человека. Речевой этикет является составной частью культуры поведения и общения человека. Формулы речевого этикета закрепились в пословицах, поговорках, фразеологических выражениях. Добро пожаловать ! Милости прошу к нашему шалашу ! С легким паром ! Сколько лет , сколько зим ! Являясь элементом национальной культуры, речевой этикет отличается яркой национальной спецификой. - Ребята, какие приветствия – благоположения вы знаете у русских? казахов? 4. Стихотворение “Как его зовут?” Друзья, вот вам, на всякий случай, Стихи о школьнике одном. Его зовут… А впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. Спасибо”,”здравствуйте”, “простите” Произносить он не привык. Простого слова “извините” Не одолел его язык. Ему бывает часто лень Сказать при встрече “Добрый день!” Казалось бы, простое слово А он стесняется, молчит. И в лучшем случае ”здорово!” Он вместо “здравствуйте”бубнит. А вместо слова “до свидания” Не говорит он ничего. Или заявить на прощание: Ну, я пошел… Пока! Всего!” Не скажет он друзьям по школе: Алеша, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но имя что? Ведь суть не в нем- Вам это школьник не знаком? - Давайте отныне более тщательно следить за языком, не засорять его ненужными словами. И вы сразу заметите, насколько красивой и грамотной станет ваша речь! - Не бойтесь произносить вежливые слова. Вспомните, какие из них вы знаете? 5. Составьте вежливый диалог на темы: “Я в библиотеке”, “Я в гостях ”, “Телефонный звонок заболевшему другу”. 6. Учитель: Очень богат наш язык, есть из чего выбирать, но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе. Есть слова пострашнее, чем порох, Чем снаряд над окопными рвами. Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами. Вы к словам проявляйте терпенье, Не берите в расчет кривотолков. Ведь от них остаются раненья, Как от мелких, но острых осколков. 7. Работа с текстом “Талант общения”. Прочитать текст, выписать черты характера, говорящие о воспитанности человека. (Здоровается, умеет быть ровным, доброжелательным, не бросает хмурый взгляд, не закрывает демонстративно окно, вежлив.) 8. А интересно, как относились к языку в древние времена? Перенесемся на минуту в древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксенона и его раба- первого баснописца Эзоппа: - Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь в мире, где она? - Вот, мой господин, это – язык! - Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь? - Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык- это первые слова ребенка:”мама”, “солнце”,”цветок”. Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык- это целый мир. -Ну хорошо! Я велел тебе купить самую дешевую вещь в мире. - Вот она, мой господин. - Снова язык? -Да. Язык- это самая дешевая вещь в мире, язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. 9. Упражнение “Корректор”. Учитель: А ты? Входя в дома любые,- И в серые, и в голубые, Входя на лестницы крутые, В квартиры, солнцем залитые Прислушиваясь к звону клавиш, И на вопрос даря ответ, Скажи: какой ты след оставишь, След, чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след В чужой душе на много лет. Л. Мартынов. Истинный смысл сказанного заключается не только в словах, но и в том, как эти слова произносятся. III . Обобщение материала. Обращение к плакату “Правила речевого этикета” IV . Задание на дом. Упр.246; составить диалог на тему:”В общественном транспорте” V. Подведение итогов урока.

Интегрированный урок-игра «Сказка и речевой этикет»

Как аргументационная структура, так и язык всегда должны рассматриваться на фоне того, какое влияние должно достичь реча. Например, хочет ли преподаватель учить, пожалуйста, или переместить аудиторию? Традиционные речевые намерения. Позиции или лица могут быть вверх или вниз в контексте речи. Это также следует учитывать при анализе.

Речь используется намеренно говорящим, чтобы убедить других в их собственной точке зрения. Поэтому важно подробно остановиться на лингвистическом оформлении речи. Будь речь написана простым или высокоуровневым языком, может предоставить информацию о том, какую аудиторию хочет достичь спикер.

(Межпредметные связи: русский язык, музыка, внеклассное чтение, обществознание и ИЗО)

Цели урока:

1) Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения;

2) Продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета.

3) Правильно поздравлять друг друга с праздником, познакомить учащихся с правилами речевого этикета

Значение норм и нормативного поведения в бизнесе

Перечислите лингвистические функции и назовите их эффект. Положите случай, что вы сами видите речь, а не просто читаете, вы должны обратить внимание на невербальное общение. Говорит ли спикер своей речи с помощью жестов и выражений лица? Кроме того, тон и акцент могут быть включены в анализ.

Резюме результатов

Наконец, суммируйте отдельные аспекты для общей интерпретации. Другие варианты - классифицировать речь с точки зрения ее исторической значимости или даже сделать свою собственную оценку. Вот краткий обзор структуры речевого анализа. Введение. Структура и содержание.

Форма проведения: Урок-игра, соревнование двух команд

Эпиграфы к уроку:

«Если кто-то загрустит, ты его не оставляй

Добрым словом, добрым делом утешай и помогай»

«Среди невезенья иного, среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово, и слово утешит меня.»

Ход урока:

    Вступительное слово.

    Резюме. Теперь у вас есть краткий обзор того, что должен содержать анализ речи. Вы можете проверить свои приобретенные знания нашими задачами. Мы желаем вам много удовольствия! Беглый наблюдатель может подумать, что арабский, индийский и немецкий менеджер, разворачивающий свои ноутбуки на самолете, почти не различался. Они знают и используют ту же деловую лексику, одно и то же программное обеспечение для презентации, те же самые смартфоны. Деловой мир давно является международным.

    Это похоже на айсберг: главное - ниже поверхности воды. Существуют ценности и отношения, страхи и неопределенности, ранее доказанные и проверенные эмпирические знания, которые контролируют наше мышление и действия. Нередко эти скрытые ценности в компаниях сводятся к обычаям и привычкам.

Сегодня мы проводим необычный урок, урок – игру, поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться по – доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова: ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ, ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ, ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ!

Столкновения могут быть предотвращены, если вы заработаете себя достаточно рано с иностранной культурой и отражаете собственные ценности. Если вы хотите, чтобы люди разных культур успешно работали вместе, вам нужно «заставлять айсберги» танцевать: сотрудники каждой культуры должны знать ритм, которым они танцуют, ценности и отношения, которыми они разделяют. И они должны быть готовы познакомиться с ритмом коллег из других культур и иногда танцевать с ними несколько баров.

Как воздух нужны

Среди них были экстраверсированное поведение, оскорбительное самовыражение и непоколебимая уверенность в победе. Это отношение не так далеко, как мы это чувствуем в бизнесе. С детства они учатся верить в себя. По моей просьбе все сказали: Почему? Немцы и французы уважают друг друга, но не обязательно любят друг друга. Однако обе культуры являются непревзойденной командой, когда французское творчество сочетается с немецкой тщательностью.

Тема нашего урока «Сказка и речевой этикет». Кто сможет объяснить о чем пойдет речь на уроке. А как вы понимаете слова: этикет, речевой этикет. Давайте запишем эти слова в тетради.

Словарная работа.

Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Те, кто нетерпеливо стучали по эффективности, получили непонимание. Критика должна делаться цветком; во Франции, правила осторожного предложения. И, как и в Испании, патрон отвечает - как единственный ответственный за принятие решений на вершине. Французы - элитные индивидуалисты. Даже в школе они получают образование, чтобы быть среди лучших. Элитная школьная и университетская система способствует классовому мышлению. В результате французские сотрудники, как правило, одинокие бойцы, и в команде мало желания работать.

Еще одно отличие может превратить песок в транснациональную трансляцию: во Франции менеджеры должны сами получать информацию, в Германии сотрудники, как ожидается, будут информировать босса о важных проблемах. Испанцы: всегда позади власти. . Один из клиентов был типичным в этом отношении: президент небольшой гостиничной сети позволил мне долго ждать в лобби отеля в качестве консультанта, пока он и вся его команда управления не появились на буксире.

    Конкурс «Давайте говорить друг другу комплементы».

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас находимся в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри у нас: Золушка, Кащей и Баба Яга. Ваша задача – выбрать из предлагаемых комплектов для персонажа такие, которые, ему подходят. Отвечать будет при помощи сигнальных карточек:

Он был вежлив, но все время прерывался. Подобную уверенность в себе продемонстрировал руководитель проекта очень успешного испанского банка, который захватил некоторые британские банки. Когда его спросили, как испанцы с небольшим успехом владеют английским языком, он ответил: «Это зависит от того, есть ли у вас власть или если вы должны что-то просить, у нас была власть и просто говорилось по-испански».

Когда нас бранят за шалости

Британцы: Давайте поговорим о спорте. . Мой опыт: Бриты не уклоняются от симпатического дразня себя. В переговорах они любят кратковременно отвлекаться и говорить о спорте и других «мелочах». Хотя многие живут в Германии, чтобы работать, британцы работают, чтобы жить.

Для Кащея; - для Бабы Яги; - для Золушки.

Слайд 1. Комплементы.

1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.

2. Наверно, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая трудолюбивая и ловкая.

3. Ты так долго живешь на свете, и ты, наверное, много видел и много знаешь.

    Конкурс «Вежливая критика».

Наверняка вам не раз приходилось высказывать о человеке, его поступках мнение, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Героев сказки «Лиса и журавль» пригласил к себе Ёжик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг друга. Кто о ком что сказал. Лиса – 1. Журавль – 2.

После принятия решения британские бизнесмены ожидают, что он будет реализован по согласованию. Обязательство важно соблюдать правила чести. Тем не менее, англичане очень сосредоточены на возвращении, бизнес ничего не делает, они быстро выходят. Даже нюансы важны: британцев хотят попросить, а не вести. Наклонность немцев выражать мнения и критические замечания грубо может существенно ослабить климат. Явное отсутствие воспринимается как оскорбление. И наоборот, англичане могут бороться в обстановке, в которой он имеет рубашку с рукавами.

Обогащать словарь детей вежливыми выражениями

Китайцы: верные да-мужчины. . Китай - гигантская страна в движении, со многими амбициозными молодыми менеджерами, которые часто учились за границей. Но по-прежнему важно вести бизнес с друзьями или членами семьи. Большую роль играют личные отношения. Имперская традиция и конфуцианская доктрина означали чувство лояльности, в том числе семейные структуры и корпоративные иерархии.

Слайд 2. Вежливая критика.

Уж не знаю, зачем меня пригласили на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше не просите, не приду (Лиса).

Все было хорошо на обеде, и угощение, и вежливое обращение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде (Журавль).

Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.

Для китайцев отношения находятся на переднем плане, а не набор контрактов и соглашений. Они считают само собой разумеющимся возможность пересмотреть свою позицию. В общем, письменные записи избегают. Подсказка доминирует над сообщением. Нет, нет; Европейцам было бы разумно читать между строк и делать примерно правильные выводы из контекста.

Внутренний тренинг-тренинг с языком семинара Английский; В настоящее время были руководители кадров, а также тренеры из России, Польши, Китая, Канады, Австрии и Западной Европы. Вскоре стало ясно, что они почти ничего не понимают. Организатор избегал поощрять их к упражнениям, чтобы они не потеряли лицо. Тем не менее, они проводили много часов каждый вечер, работая через все записи, а на следующее утро они смогли воспроизвести содержимое после интенсивного самостоятельного изучения.

Слайд 3. Реплика Ёжика.

    Журавль был добрее и вежливее, чем ты, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

    Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля в гости к себе.

    Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.

Надеюсь, что вы поняли, что критика тоже может быть доброжелательной. Давайте вспомним, народная это сказка или литературная? К какому типу сказок относится? Ну вот, мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним.

Понятие социальных норм и их основные функции

Статья представляет собой сокращенный отрывок из книги Барбары Виеташа «Глобальное управление: танцы с айсбергами». Сначала он рассматривает значение, данное термину «анализ», возвращаясь к основным течениям французского дискурсивного анализа в конце лет. Затем он размышляет о разнообразии дискурсивных исследований и предлагает провести различие между «исследования дискурса» и «дискурс дискурса», каждый из которых имеет конкретную точку зрения на дискурс. Затем он подчеркивает разнообразие исследователей, которые практикуют дискурсивные подходы; он делит их на три группы: те, чей подход является парафилософским, те, для кого изучение дискурса - это простой «качественный метод» человеческих и социальных наук и тех, кто, полагаясь в целом на лингвистику, стремиться к поддержанию баланса между концептуализацией и эмпирической работой.

Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?

    Конкурс «Утешители».

Представьте, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись. А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поет свою хвастливую песенку. Дед с бабой очень огорчились. Вам надо их утешить. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите ее номер.

Единицы, на которых работают эти специалисты по дискурсу, можно разделить на две широкие категории: «тематические единицы», предустановленные социальной деятельностью и «не-актуальные единицы»; они могут быть «поперечными» или «построены» самим исследователем.

Цель этой статьи - обзор области дискурсивного анализа. Затем он отражает различие между «дискурсивными исследованиями» и «дискурсивными дисциплин», причем каждый из них имеет конкретную точку зрения на дискурс. Авторами этого исследования являются те, кто считается парафилософским, те, кто считают его качественным методом для человеческих и общественных наук. попытайтесь сохранить равновесие между концептуализацией и эмпирическим анализом. Категории тематических единиц, которые были разделены социальной деятельностью и несетевыми подразделениями; последний может быть «поперечным» или «построен» исследователем.

Слайд 4. Утешение.

    Горе не беда – с кем не была.

    Нет худа без добра.

    Наши лепешки тоже съели кошки.

Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы, если их знать, помнить и применять в жизни.

К нам попала записка для ослика Иа-иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, нам надо ее собрать Для этого на листочках у себя запишите через запятую номера предложений утешительной записки. (Предложения записаны на доске.)

В последних двух разделах статьи основное внимание уделяется отношению аналитиков дискурса: оно может быть «герменевтическим» или нет, «критическим» или нет; но по своей природе имеет критическое измерение. В этой статье мы попытаемся сделать шаг назад, выделив несколько долей различных заказов, которые могут его структурировать.

Но в определенных обстоятельствах этот термин может составлять важную долю. Это особенно заметно в первые дни анализа дискурса во Франции. Фуко, опубликовал «Археологию знаний», влияние которой на анализ дискурса было значительным. Харриса появился на языке семнадцать лет назад. Харрис является изобретателем ярлыка «анализ дискурса». Для него «дискурс» означает единицы, большие, чем предложение, и, как структуралист, он использует «анализ» в своем этимологическом смысле - разложение. Известно, что структурная эпистемология основана на отличительной способности и проверке переключения, и Харрис не делает ничего более, чем расширяет процедуру переключения на тексты.

1. Не огорчайся, дорогой Иа – иа!

2. Стоит ли переживать из – за таких пустяков!

3. Полно печалиться, дело поправится.

4. Я обязательно помогу тебе. Мы найдём твою потерю.

5. Нечего искать иголку в стоге сена.

Правильный ответ - 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а вы, конечно, выполните обещание помочь ему.

V. Физминутка. Речевой этикет. Ситуации.

1. В школьном коридоре разговаривают учителя, и среди них Дима увидел свою классную руководительницу. Проходя мимо, он вежливо сказал: «Здравствуйте Елена Александровна!» Допущена ошибка или все в порядке?

2. С вами поздоровался человек, которого вы не знаете. Как вы поступите?

1) Ответите на приветствие.

2) Скажите ему, что он ошибся.

3. Вы звоните, но выясняется, что попали не туда, куда вам надо. Что вы сделаете?

1) Спросите. Это квартира Ивановых.

2) Бросите трубку.

3) Скажете: «Извините за беспокойство, я кажется не туда попал»

VI. Конкурс капитанов.

Задание потрудней. Сейчас вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы помните былину «Садко». Представьте, что вы - Садко. Вы попали в подводное царство и морской царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите оставаться. Какой из вариантов отказа вы выберите? Объясните, почему?

Слайд №6.

1) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!

2) О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.

3) Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, т. к. ждут меня на земле друзья и невеста.

(Правильный ответ: (1) Царь рассердится на тебя и бросит в темницу. Подумай, как ответить ему в следующий раз. (2) Ты не убедишь царя, он не понял, почему ты не можешь остаться. (3) Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье.)

VII. Конкурс «Музыкальная пауза»

1) Какой старинный инструмент упоминается у нас в задании? Запишем его. Гусли.

2) Какие музыкальные инструменты есть у нас в школе? (баян, гитара, пианино, домбра)

3) К какому виду инструментов относится пианино? Гитара?

4) Что получится, если объединить вместе музыкальные инструменты всех видов? (Оркестр)

5) Как называют людей, играющих на гуслях, пианино, баяне, гитаре?

6) Как образовались эти слова? Гитарист, пианист, баянист, домрист, гусляр.

VIII. Конкурс «Поздравление»

Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки «Золотой ключик». Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. (На доске записано слово и объяснено.) Помогите ему разобраться. Сигнализируем карточками:

1. Мальвина 2. Лиса Алиса 3. Черепаха Тортила

Слайд №7 «Поздравления»

1. Достопочтенная…! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по – прежнему доброй, мудрой и щедрой, как и 300 лет назад. Вы по – прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.

2. Изобретательная…! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло.

3. Милая…! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё - сохранить дружбу со старыми друзьями - Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.

IX . Творческое задание

Представьте себе, что вы Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идете к ней в гости. Напишите текст поздравления, соблюдая знаки препинания. Жюри оценит ваши открытки

Заключение. Сегодня мы вспомнили сказочных героев, научились вежливо обращаться друг с другом, поговорили о музыке, узнали значение и правописание слов, нарисовали прекрасные открытки для бабушки.

X, Подведение итогов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»