Традиционный русский алкогольный напиток. Старинные русские напитки

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Русский фольклор изобилует пословицами и поговорками о всевозможных напитках: «Чаем на Руси никто не подавился», «За семь верст киселя хлебать», «Наука – не медовуха: в рот не вольешь». Чем же утоляли жажду наши предки?

Вспоминаем начисто забытые народные напитки и те, которые мы продолжаем каждый день пить.

Чай, как самый массовый напиток последнего столетия

До китайского на Руси пили чай собственного производства, в основу которого входили самые разнообразные травы: зверобой, мята, крапива, иван-чай. Предприимчивые восточные купцы пытались с XV века продвинуть продукт на российский рынок. Однако долгое время поставки чая ограничивались персональными подарками царям. Боярин Старков, например, презентовал чай царю Михаилу Федорову, но царствующая особа осталась к напитку равнодушна. Китайским купцам необходимо сказать спасибо русским лекарям, которые при помощи чая избавили в XVII веке царя Алексея Михайловича от болей в животе. С этого момента пошли регулярные закупки чая в Китае. До народа чай дошел в эпоху правления Екатерины II. К концу ее царствования ежегодное потребление чая измерялось 6000 нагруженных верблюдов. Чайный караван находился в пути полгода.

Квас

Любовь к квасу у наших предков, возможно, можно объяснить его дешевизной. К тому же на основе кваса готовили самые дешевые блюд: баланды, окрошки, тюри. Чтобы перечислить все рецепты приготовления кваса, потребуется не одна неделя. Что уж говорить, если в деревнях у каждой хорошей хозяйки был свой рецепт. Квас так и называли – «Маланьин» или «Дарьин». Профессия квасника была очень популярной на Руси, каждый из них имел специализацию и производил какой-то определенный квас. Были квасники ячневые, яблочные, грушевые. При этом квасник имел право торговать напитком только в своем районе. Нарушение этого правила приводило к тяжелым последствиям.

Яблочный квас, как пример из многочисленных вариантов кваса

Готовился, как следует из названия, не из солода, а из яблок. К отвару или настою плодов добавляли квасную гущу, немного ржаной муки и ставили бродить. Так же делали грушевый и другой плодовый квас. По похожей технологии до сих пор делают медовый квас в Суздале, правда, за пределы города не вывозят.

Кисель

Издавна кисель являлся самым популярным сладким русским напитком. Ну, вы помните: «молочные реки, кисельные берега»? Правда, выглядел тогда кисель не столь «нарядно». Он имел серовато-коричневый цвет, так как готовился на основе ржаных, пшеничных или овсяных отваров (береговые суглинки русских рек имели именно такой цвет, отсюда и сравнение). А по консистенции больше походил на студень или холодец, при этом на вкус кисель был, понятное дело, кислым. Его в больших количествах варили по всей Руси. В Москве, например, остались Большой и Малый Кисельные переулки, где когда-то трудились кисельщики. Со временем кисель превратился в десерт, который стали подавать после обеда. Для придания сладости в него добавляли мед, ягодные сиропы или варенье. Ну а с победоносным шествием по России картофеля напиток стали изготавливать с применением крахмала.

Простокваша

Возможно, рецепт простокваши был случайно изобретен нерадивой хозяйкой, которая забыла на ночь вынести молоко в сени. Утром муж не только не отколошматил ее за испорченные продукты, но и похвалил за диковинный вкус нового кушанья. А если серьезно, то данных о том, когда и кем был изобретен рецепт простокваши, не сохранилось. Наши предки с давних времен обожают этот напиток безотходного производства. Действительно, закисающее молоко так легко превратить в полезный и вкусный продукт. Ученые и вовсе уверены, что употребляя ежедневно простоквашу, можно продлить жизнь на 30 лет. Ну что, по простоквашке?

Мы тут узнали, что наша коллега обожает пить напиток на основе молодой крапивы. Надо растолочь крапиву, слить сок, оставшуюся зелень заварить и получившееся остудить – получается отличный гипоалергенный и разжижающий кровь напиток.

Медовуха

Изначально медовуха на Руси называлась просто «мед». Дубовые бочки, наполненные ставленным медом, зарывали в землю на срок от 5 до 20 лет. С XI века начали варить мед, что позволяло сократить немыслимые многолетние сроки получения медовухи до месяца. Напиток был незаменим в ритуале крещения и поминания. Интересно, что медовуха стала со временем выступать в качестве атрибута гостеприимного хозяина. Во время пиршеств медовуху употребляли исключительно до еды. Сегодня традиции медоварения сохранились в маленьком городке Владимирской области – в городе Суздале. Туристы, особенно иноземные, за время своего пребывания там с удовольствием «подсаживаются» на традиционный русский напиток.

Мед - хмельной напиток, полученный сбраживанием некоторых пищевых продуктов, основным из которых является именно мед. Если Вы знаете технологию приготовления кваса или вина, я думаю, Вы легко сможете освоить и процесс приготовления меда.

Крепость этого напитка, как продукта свободной ферментации, не превышает 10 - 11 градусов, но обычно составляет не более 5, так как при изготовлении процесс прекращают до того, как перебродил весь сахар: мед - сладкий напиток.

Сбитень

Этот напиток, которые иностранные моряки называли «русским глинтвейном», появился на Руси тысячу лет назад и назывался переваром или взваром. Его готовили на меду с душистым зверобоем, лавровым листом, имбирем, шалфеем и стручковым перцем, с добавлением вина или без. Уличные торговцы, как правило, торговали сбитнем без вина. Такой напиток долгое время заменял народу чай и кофе. Пили его по несколько раз в день, а утром – в обязательном порядке. Торговцы-сбитенщики разносили напиток в сосудах, очень похожих на самовары. Интересно, что стаканчики, в которые разливался сбитень, имели вывернутые наружу края – это позволяло покупателям не обжигать губы при употреблении горячего сбитня.

Простой рецепт сбитня

Такое средство можно использовать, если заболевание протекает без осложнений.

1. Подготовить 2 эмалированные кастрюли, в одну налить 800 мл воды, в другую - 200.

2. В ёмкость с меньшим количеством жидкости засыпать пряности по вкусу (может использоваться гвоздика, корица, имбирный корень, мускатный орех) и на медленном огне довести смесь до кипения.

3. Одновременно с этим во вторую кастрюлю добавить 8 столовых ложек мёда и также на слабом огне дать продукту закипеть. Образовавшуюся при этом пену необходимо будет снять.

4. После того как содержимое каждой ёмкости настоится в течение 2 часов, составы нужно соединить и хорошо перемешать.

В течение 1–1,5 месяца принимать сбитень полагается утром натощак и вечером перед отходом ко сну, предварительно разводя столовую ложку напитка в стакане тёплой воды.

С давних времён медовый сбитень славится как отличное средство для избавления от простатита

Чай из крапивы

Мы тут узнали, что наша коллега обожает пить напиток на основе молодой крапивы. Надо растолочь крапиву, слить сок, оставшуюся зелень заварить и получившееся остудить – получается отличный гипоалергенный и разжижающий кровь напиток – самое оно в жару.

Кислые щи

Многие уверены, что так называются щи,...

Сваренные из квашенной капусты.

На самом деле это очень шипучая разновидность кваса, которую делали из смеси ржаного, ячменного, овсяного и пшеничного солода в разных пропорциях.

Напиток получался настолько газированным, что его выдерживали только толстостенные шампанские бутылки. И от них, предположительно, пошло выражение «на кислых щах» - это когда человек морщится недовольно.

Конопляное молоко

Поскольку постных дней в православии может быть до двух сотен в год, в традиционной кухне существует масса заменителей скоромным продуктам. Самым распространенным заменителем молока было растертое и размешанное с водой конопляное семя. Конопляным молоком заправляли каши и кисели и пили его просто так, с хлебом и сладкой выпечкой.

Брусничная вода

Брусника богата природным консервантом - бензойной кислотой. Поэтому, будучи залита водой, не скисает по нескольку недель, зато отдает воде свой вкус и аромат. Свежесобранные ягоды на две недели заливали чистой колодезной водой, а потом пили слитую, слегка розоватую воду. Моченую ягоду же использовали как основу для соусов, гарниров и приправ.

Полпиво

Пиво, которое варилось с двойным количеством воды и, стало быть, в два раза менее крепкое. До начала XIXвека в России существовали специальные заведения - полпивные - куда, в отличие от кабаков, где подавали более существенные напитки, разрешалось заходить женщинам и военным – эти социальные страты были в ущемленном положении по части выпивки.

Вишняк

Диковинный напиток, одна из разновидностей ставленого меда - древнейшего русского питья. Для его приготовления брали плотный деревянный бочонок с крепкими стальными обручами заполняли доверху спелой вишней, заливали медом и закапывали в землю на 3-4 месяца. Готовый вишняк сливали из бочки и процеживали. Земля отдавала вишняку свою материнскую энергию, и напиток славился восстановлением сил.

В период между IX и XIV веками в Древней Руси существовали следующие термины для обозначения напитков: сыта, вино, мед, квас, сикера, пиво, ол, березовица. Большая часть этих напитков была алкогольными, охмеляющими. Безалкогольными являлись лишь первые два, то есть вода и сыта, в то время как третий - березовица - уже не был полностью безалкогольным, поскольку различали березовицу простую и березовицу пьяную. То же самое относилось и к квасу. Таким образом, грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной.

Даже сыта, то есть смесь воды и меда, также легко могла забродить и тем самым превратиться в слабоалкогольный напиток, сохраняющий то же самое название, что и безалкогольный. Если же вспомнить, что и вино, то есть виноградное вино, привозимое из Византии и Крыма, точно так же разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками как постоянный компонент при их употреблении и почему вода входила в число именно напитков, а не была просто жидкостью для разных целей, какой она является в наши дни.

Это отличие в восприятии воды древним человеком и нашими современниками, этот древнерусский взгляд на воду как основу многих или даже всех напитков и, конечно, всех алкогольных напитков надо иметь в виду, когда мы будем говорить о том, почему один из самых крепких алкогольных напитков русского народа - водка - был назван по имени столь безобидного питья, как вода.

Нет сомнения, что к моменту появления водки древнее значение термина «живая вода» хотя и не употреблялось в быту, но все же воспринималось сознанием и потому на Руси новый спиртной напиток не получил названия «воды жизни» и «живой воды», как это было всюду на Западе и у западных славян, испытавших латинское влияние. Именно в Западной Европе первые «водки», то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название «аквавита» (aqua vitae) (вода жизни), откуда произошли французское «одеви» (eau-de-vie), английское «виски» (whisky), польское «оковита» (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык.

В русском языке этого не произошло, ибо практика производства водки имела не латинский, не западноевропейский, а иной источник - отчасти византийский и отчасти отечественный. Вот почему в терминологии русских спиртных напитков ни до XIII века, ни после него аквавита не нашла никакого отражения. А сам термин «живая вода» на русском языке относился только к питьевой воде.

Вино

Под этим термином в IX-ХIII веках понималось только виноградное вино, если оно употреблялось без других прилагательных. Вино стало известно на Руси с IX века, еще до принятия христианства, а после его принятия, в конце Х века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Привозилось вино из Византии и Малой Азии и называлось греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским. До середины XII века оно употреблялось только разбавленным водой, так же как его традиционно пили и Греции и Византии. Источник указывает: «Месят воду в вино», то есть воду доливать следует в вино, а не наоборот, не вино подливать в чашу с водой. Это имело глубокий смысл, ибо всегда более тяжелые по удельному весу жидкости следует наливать в легкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот. Сам термин «вино» был воспринят при переводе Евангелия на старославянский язык от латинского слова «винум» (vinum), а не от греческого «ойнос».

С середины XII века под вином подразумевают уже чистое виноградное вино, не разбавленное водой. В связи с этим, чтобы не делать ошибок, в старой и новой терминологии стали обязательно оговаривать все случаи, когда имелось в виду не чистое вино. «Еко же вкуси архитриклин (т. е. распорядитель пира) вина, бывшего от воды». А чтобы избежать длинных оговорок, стали все чаще употреблять прилагательные для уточнения, какое вино имеется в виду. Так появились термины «оцьтьно вино», то есть вино кислое, сухое; «вино осмрьнено», то есть вино виноградное сладкое, с пряностями: «вино церковное», то есть вино виноградное красное, высшего качества, десертное или сладкое, не разбавленное водой. Наконец, в конце XIII века, под 1273 годом, впервые в письменных источниках появляется термин «вино твореное».

Отметим, что он возникает спустя почти 400 лет после появления вина виноградного и спустя 200-250 лет после письменного закрепления разных эпитетов за разными видами виноградного вина. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что мы имеем дело не с виноградным, не с естественным вином, а с вином, полученным каким-то иным, искусственным, производственным путем, вином, сделанным, сотворенным самим человеком, а не природой.

Таким образом, термин «твореное вино» не относится уже к собственно вину, как его понимали до XIII века.

Вторым по значению спиртным напитком Древней Руси был мёд. Он известен уже в глубокой древности и как сладость (лат. - mel), и как алкогольный напиток (лат. - mulsum). Мёд не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Он служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы - между 40° и 60° с. ш. и встречался у древних германцев (Meth), у скандинавов (Mjod), где считался напитком богов, и особенно у древних литовцев (medus).

Основа слова «мёд» вовсе не русская, а индоевропейская. В греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же «мэдэе» означало по-гречески «пьянство». Все это говорит о том, что крепость меда как алкогольного напитка была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам.

В Древней Руси, насколько это можно судить по фольклорным данным, мёд был самым распространенным напитком из числа алкогольных, в то время как вино в фольклоре почти не упоминается. Между тем документальные памятники говорят как будто о другом. Из них известно об употреблении привозного вина с IX века, но мед впервые встречается на Руси, да и то в значении сладости, лишь под 1008 годом, а в Македонии - под 902 годом; в значении алкогольного напитка в Литве и Полоцке - в XI веке, в Болгарии - в XII веке, в Киевской Руси - только в XIII веке (1233 г.), Чехии и в Польше - с XVI века. Только в летописи Нестора под 996 годом упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду. Да еще Ибн-Даст (Ибн-Рустам) - арабский путешественник в начале Х века (921 г.) - упоминает, что руссы имеют медовый хмельной напиток, и что древляне в 946 г. дают Ольге дань не пчелиным, а «питным» медом.

Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что еще в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мед и по закисании превращали его из mel в rnelsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения его качества переливы (т. е. неоднократное переливание из одного сосуда в другой - новый и чистый).

Все это дает возможность прийти к следующим выводам: мед как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча меда от диких пчел. Отсюда мед по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В X-XI веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мед варили. Вареный мёд как напиток был более низкого качества по сравнению с мёдом ставленым.

Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мёд 35-летней выдержки. Поскольку широкое употребление мёдов (вареных и ставленых) приходится на XIII-XV века, то представление о том, что в древности основным напитком был мёд, нашло отражение прежде всего в фольклоре, произведения которого создавались именно в это сравнительно позднее время, когда началось формирование национальной русской культуры.

Кроме того, расцвет медоварения в XIII-XV веках был связан не с его возникновением в это время (ибо оно возникло в X-XI вв.), а с сокращением привоза греческого вина вследствие сначала монголо-татарского нашествия (XIII в.), а затем упадка и крушения Византийской империи (XV в.). Таким образом, историческая обстановка, включая не только изменения в системе международных отношений и международной торговли, но и изменения чисто географического характера (перемещение территории Русского государства на северо-восток, перенесение столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву), приводила к изменению характера потребляемых спиртных напитков. Все это удаляло Русь от источников виноградного вина и заставляло изыскивать местное сырье и местные способы для производства алкогольных напитков.

Мёд, хотя и был древним напитком, но в XIII-XV веках он как продукт местного сырья выдвигается на первый план главным образом в обиходе знати, зажиточных слоев. Длительность производства хорошего, настоящего ставленого мёда ограничивала круг его потребителей, несомненно, удорожала товар. Для массовых сборищ даже при дворе великого князя употребляли более дешевый, более быстро приготавливаемый и более пьянящий - вареный мёд. Тем самым XIII век является рубежом, знаменующим переход к напиткам, во-первых, из местного сырья и, во-вторых, к напиткам значительно более крепким, чем в предыдущие пять столетий.

Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII-XV веках подготовила почву и для появления водки.

В то же время развитое, широкое медоварение было просто невозможно без наличия винного спирта как компонента дешевых, но крепких медов. Уже в XV веке запасы мёда сильно сокращаются, он удорожается в цене и потому становится предметом экспорта за счет сокращения внутреннего потребления, ибо находит спрос в Западной Европе. Для местного же употребления приходится и изыскивать более дешевое и более распространенное сырье. Таким сырьем оказывается ржаное зерно, уже с древнейших времен используемое для производства такого напитка, как квас.

Квас

Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине и даже раньше мёда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка, поскольку на языке того времени слово «квасник» употреблялось в значении «пьяница».

В XI веке квас варили, как и мёд, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.

Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идет речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть твореным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.

Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. «Вина и творена кваса не имать пити», говорится в одном из церковных предписаний. «Горе квас гонящим», - читаем в другом источнике, и это ясно указывает на то, что речь идет не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым «крепким», дурманящим был «квас неисполненный», который весьма часто сопровождается эпитетом «погибельный». На старославянском языке слово «неисплънены» означало незавершенный, не полностью готовый, не доведенный до конца, плохого качества (противоположный латинскому - perfect).

Таким образом, речь вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду «кваса» относилось и редко встречающееся в источниках слово «кисера» как сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово «квас» означало «кислое» и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово «кисера» можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого. Но есть указания и на то, что кисера - искажение слова «сикера», также означающего один из древних алкогольных напитков.

Сикера

Слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках,на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово «сикера» вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке.

Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, «сикера» также означала искусственный «хмельной напиток» вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках - «шекар» («шехар») и «шикра».

Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало «сикеру». Шекар (Schekar) на древнееврейском - «всякий пьяный напиток, кроме лозного вина». Это слово дало в русском «сикер». Поэтому в одних источниках встречается «сикера», в других - «сихер». Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.

Дело в том, что в Палестине и у греков «сикер» изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие «сикера» означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки.

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

Пиво

Помимо перечисленных выше алкогольных напитков - вина, меда, кваса и сикеры - в источниках XI-XIII веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определенного вида в современном нашем понимании. «Благослави пищу нашу и пиво», - читаем в памятнике XI века. Позднее, однако, появляется термин «твореное пиво», то есть напиток, питье, специально сваренное, сотворенное, как вино.

Твореным пивом, как видно из источников, называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток - ол. Таким образом, термин «пиво» сохранил свой широкий смысл и для XII-XIII веков. Если в X-XI веках так назывался всякий напиток, всякое питье, то в XII-XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино - все это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питье. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение - ол.

В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения еще одного алкогольного напитка «ол», или «олус». Есть также данные, что в XII веке зафиксировано название «олуй», что, по всей видимости, означало то же самое, что и «ол». Судя по скупому описанию источников, под олом понимали напиток, подобный современному пиву, но только приготавливалось это пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав, зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем.

Имеются также указания на то, что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это еще более подтверждает, что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять с корчажным пивом, еще более подтверждает, что олом в XII-XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова.

Вместе с тем ясно, что термин «ол» давался весьма высококачественному и довольно крепкому и благородному напитку, ибо и конце XIII века в «Номоканоне» указывается, что ол может быть принесен в храм «в вина место», то есть может быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков того времени не пользовался этой привилегией - заменять собой вино.

Березовица пьяная

Этот термин отсутствует и письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще.

Первое упоминание алкогольных напитков или их терминов в Древней Руси IX-XIV веков (Хронологическая таблица)

Традиционные русские напитки – уникальные напитки русской кухни, которые используются в пищу на протяжении многих лет.

Краткая история

В русском языке понятие «напиток» возникло только в начале прошлого века. Слово образовано от глагола «напитать», и что немаловажно, имеет исконно русские корни. Изначально напитками в России называли лишь питательные и сытные жидкости, которые не содержат в своем составе алкоголь . Позднее смысл этого слова значительно расширился.

Задолго до того, как на Руси появились кофе , зеленый и черный чай, славяне употребляли традиционно русские напитки, которые по вкусовым качествам и целебной силе не уступали зарубежным. Можно сказать, что практически все исконно русские напитки уникальны и оригинальны, их нельзя встретить в кухнях других стран. К таковым относят: квасы, киселя, сбитни, морсы , сыворотки на изюме, уваренный капустный сок , меды и травяные настои.

Многие из вышеперечисленных традиционных русских напитков ныне не готовят, а несколько сотен лет назад они использовались не только в повседневном рационе, но и на праздничных застольях. А подавали их к блюдам из мяса, дичи, рыбы, круп или в качестве самостоятельного кушанья. В настоящие дни по-прежнему актуальны на российских столах квасы, киселя и травяные чаи или настои, причем их любят не только взрослые, но и дети.

Квас

Всенародной любовью русских людей на протяжении многих веков пользуется квас . Квас – это традиционный русский напиток, приготовленный на основе муки и солода (ячменного, пшеничного) или сухого ржаного хлеба путем брожения. Как и в настоящие дни, квас и раньше служил основой холодных похлебок. Квас являлся неотъемлемой частью русского праздничного стола, особенно на свадебных пирах и царских застольях.

Когда-то существовало несколько сотен рецептур приготовления кваса, которые с течением времени были утеряны. Нередко в качестве вкусовых добавок в квас добавляли фруктовые и ягодные соки, например, малиновый, смородиновый, яблочный, вишневый, брусничный и грушевый. Считалось, что внесение этих ингредиентов не только улучшает вкусовые качества готового продукта, но и многократно увеличивает его целебные свойства. Сложно представить, но на Руси профессия квасника была очень популярной. Каждый из них изучал особенности определенного кваса, были квасники грушевые, ячневые, яблочные и т.д. При этом свою продукцию квасники могли продавать только в своем районе, за нарушение их жестоко наказывали.

Квас, приготовленный по технологии, не только утоляет жажду, но и нормализует пищеварение, устраняет дисбактериоз. Полезен квас при гастритах, колитах и даже ожирении . В царской России квас использовали как лекарственное средство против авитаминоза и цинги, им залечивали раны и нередко применяли в банях.

Кисель

Кисель – сладкий десертный желеобразный напиток, приготовленный из сушеных или свежих фруктов и ягод , сиропов, соков и варенья с добавлением кукурузного или картофельного крахмала или зерновой закваски. Кисель также является исконно русским напитком. Несколько сотен лет назад в русских домах готовили овсяные, пшеничные и ржаные кисели, а с появлением картофельного крахмала – фруктово-ягодные. Нынешний кисель, конечно, в значительной мере отличается от тех, что употребляли в пищу наши предки. Они имели непривлекательный вид, поскольку готовились из ржаных, овсяных и пшеничных отваров. Кроме, того такие кисели по консистенции были схожи со студнем и обладали кислым вкусом. С течением времени кисель превратился в настоящий десерт , который подавали после обеда или во время полдника. Изначально вместо сахара при приготовлении киселя применяли варенье, сиропы или мед . Сегодня кисель считается неотъемлемым блюдом детского стола, его часто подают в детских садах, школах и санаториях.

Сбитень

Пить крепкие спиртные напитки умело - своего рода искусство. В древности практически все нации максимально воздерживались от них. В Греции, например, считалось неприличием употребление неразбавленного водой вина.

В древнем Риме даже разведенный водой спирт использовали только для лечения. По каплям пили его при заболеваниях желудка, а в виде лечебных настоек применяли как дезинфицирующее средство.

Если Вы употребляете крепкие спиртные напитки (не путать с алкоголизмом…), придерживайтесь «принципа малых доз» - пейте их маленькими глотками, длительно не просто удерживая во рту, а перемещая каждую каплю. В этом случае вкус, т.е. так называемый «букет» Вы станете ощущать намного лучше. Но имейте в виду: если держать больше обычного, Вы опьянеете быстрее и сильнее. Вот такое свойство!..

А теперь о русских старинных напитках.

Исконно русские напитки

В Древней Руси самыми популярными напитками считались сбитень (слабый хмельной напиток) и более хмельные меды и медовухи, а также фруктовые и ягодные вина и налив­ки. Правда, в Петровской Руси за счет крепнущих контактов с иноземцами на купеческих и дворянских празд­ничных столах появлялись более крепкие напитки (ром, коньяк) и из­готовленные на их основе грог, пунш, глинтвейн. Гусары очень любили го­рячие крепкие напитки, которые они перед употреблением поджигали.

МЕДОВЫЕ НАПИТКИ

МОРКОВНЫЙ МЕД

На 2 стакана красного сухого вина -1 ч. л. готовой горькой горчицы, 2 ст. л. меда, 1 морковка средней величины, 1 стакан ми­неральной воды, ломтик лимона, гвоздика и мускат по вкусу.

Очищенную морковь на­тереть на мелкой терке, добавить мине­ральную воду, мед, горчицу, пряности, довести смесь до кипения, затем снять с огня, дать настояться 20- 30 мин. и процедить так, чтобы отвар стал аб­солютно чистым.

В теплый отвар добавить вино и охладить. В готовый напиток добавить лимонный сок или положить ломтик лимона в каждый бокал.

НАПИТОК «ФАНТАЗИЯ»

На 1 стакан сухого красного вина - 0,5 стакана молочной сыворотки, 1 ч. л. меда, 1 ч. л. мелко натертой свеклы, 1 ч. л. сухой мяты.

Тертую свеклу смешать с мятой, залить молоч­ной сывороткой, довести до кипения, снять с огня и настаивать в течение 20- 30 мин. Полученный отвар процедить и смешать с вином, еще раз подо­греть, добавить мед и подать в горя­чем виде. Такой напиток можно при­готовить и с белым вином, а также с использованием различных фрукто­вых соков или свежих ягод. Чем боль­ше ассортимент, тем полезнее, вкус­нее и ароматнее будет напиток. НАПИТОК «БУДЬ ЗДОРОВ»

На 3 стакана воды - 2 ст. л. коньяка, по 1 ч. л. сухих листьев малины, сухих цветов календулы и сухих листьев ши­повника, тмин на кончике ножа.

В ки­пящую воду засыпать смесь сухих трав, довести до кипения, быстро снять с огня и настаивать в течение 20-25 мин., после чего отвар слить и добавить коньяк. Подавать в теплом виде. Оставшуюся после слива отва­ра гущу можно пропустить через мясо­рубку, смешать с равным количеством меда и подать к чаю вместо варенья.

Боуль представляет собой холодный алкогольный напиток, который обычно готовится в одной большой емкости. В переводе с английского «боуль» означа­ет «стеклянный сосуд, имеющий форму миски». Для этих напитков используют легкие столовые вина. Сахар добавляют в очень ограниченных количествах. Вод­ка применяется в случае, если нужно по­лучить более крепкие напитки.

ГОРЬКИЙ БОУЛЬ

Вымыть 2 лимона и нарезать дольками. Растереть 50 г сахара в небольшом количестве воды и залить лимоны. Добавить 1 бутылку бело­го сухого вина и держать на холоде около 2 часов. Потом влить еще 1 бутылку белого столово­го вина, 1 бутылку охлажденного шампанского, 1 бутылку минеральной воды и добавить 30 капель горь­кого лимона. Полученную массу перемешать и разлить в бокалы.

БОУЛЬ «ЖЖЕНКА»

Этот напиток обычно готовят в присутствии гостей и подают в особо торжественных случаях после ужина. Для большего эф­фекта во время горения жжен­ки гасят свет. Для приготовле­ния напитка сахар-рафинад пропитывают смесью рома (0,5 л) и коньяка (1 стакан).

В неболь­шую эмалированную кастрюлю помещают решетку, на ко­торую укладывают 2 кг пропитанного ромово-коньячной смесью сахара-рафинада. Сахар поджигают и ждут, пока он полностью не растопится и не стечет в кастрюлю, на­полненную нарезанными на мелкие кусочки фруктами (300 г фиников и 300 г чернослива).

Из фруктов предварительно удаляют косточки, финики разрезают на кусочки, а чернослив начиняют орехами, пропущенными через мясорубку.

Орехов берут 1 стакан. Далее кладут 300 г апельсиновых корок, 200 г арбузных корок, 200 г дыни и 200 г ананаса. Когда весь расплавлен­ный сахар стечет на фрукты, в кастрюлю добавляют 2 л го­рячего глинтвейна, 1 л крепкого горячего свежезаваренного чая, сок 2 лимонов и 2 апельсинов. Напиток хорошо размешивают, разливают в стаканы с фруктами и сразу же подают к столу. Этот рецепт рассчитан на 15-20 порций.

Флип означает «взбитый». Это один из видов дамских ал­когольных напитков, достаточно сладкий. Для приготовле­ния флипа лучше всего использовать ликер. Чтобы напиток был не особенно крепким, можно вместо коньяка взять хо­рошее вино.

После того как флип размешают в миксере, его переливают в бокал через сито, посыпают небольшим количеством мускатного ореха и пьют через соломинку. Чтобы придать напитку слегка горелый привкус, его пере­мешивают в бокале раскаленной металлической палочкой.

Для украшения светлых напитков используют подкра­шенный пищевой лед. Бокал можно украсить сахарным ободком (инеем). Для этого внешний край бокала смачи­вают соком цитрусовых, а потом опускают в сахарную пуд­ру. Прохладительные безалкогольные напитки украшают взбитыми с сахаром сливками или сметаной.

ФЛИП С ШАМПАНСКИМ

Для приготовления 1 порции потребуется 0,5 апельси­на, шампанское, 15 капель цитрусового ликера, 1 ч. л. сахара, 1 желток, кусочки льда.

Сахар измельчить в ко­фемолке, сахарную пудру смешать с желтком и взбить в миксере. Добавить апельсиновый сок, цитрусовый ликер и лед. Процедить через сито в высокий бокал и долить холодным шампанским.

ФЛИП С ДЕСЕРТНЫМ ВИНОМ

40 мл вермута, коньяк по вкусу, 50 г сахара, 1 ч. л. лимон­ного сока, 1 яйцо, лед.

Взбить в миксере яйцо с сахаром, добавить лимонный сок, вермут и снова взбить. В готовый напиток добавить несколько кусочков льда и процедить через сито. В бокал добавить коньяк, не перемешивая.

Пунши подразделяют на холодные и горячие. Рецеп­тура и тех, и других не отличается особой строгостью. Обычно пряности, ром и сахар добавляют не по весу, а по вкусу, что называется, на глазок. При этом ре­шающее значение имеют вкусовые пристрастия человека, приготавливающего напиток.

Именно поэтому основное достоинство пуншей - широкий диапазон вкусовых ощущений.

Как всякие смешанные на­питки, пунши не принято пода­вать к обеду или ужину вместо вин. Их употребляют отдельно от основного приема пищи. При этом следует помнить, что, поскольку в пунши входят крепкие алкогольные напитки, ими нельзя злоупотреблять.

ПУНШ «НОВОГОДНИЙ» (ХОЛОДНЫЙ)

На 1 л воды -1 лимон, 1 апель­син, 1 стакан сахара, 0,5 стакана водки, 1 стакан сухого бе­лого вина.

Мелко нарезанную цедру лимона или апельсина растереть с сахарным песком, залить крутым кипятком, вы­жать сок из лимона, влить водку, закрыть посуду и оставить на 3 часа. Затем процедить, добавить сок апельсина, вино и консервированные фрукты. Остудить в холодильнике.

ПУНШ «ДАМСКИЙ» (СТАРИННЫЙ РЕЦЕПТ)

На 6 порций - 0,5 бутылки рома, 0,75 л кипятка, сок и измельченная цедра 1 большого лимона, 1 стакан саха­ра.

Все компоненты смешать, два раза вскипятить и ос­тудить. Перед подачей на стол поставить на лед, а перед тем как разливать - процедить через ситечко.

Понятие «напиток» возникло в русском языке в начале прошлого века. Слово это имеет исконно русские корни и образовано от глагола «напитать», то есть накормить, насытить. Первоначально в России напитками называли только сытные и питательные жидкости, не содержащие алкоголь.

На Руси задолго до того, когда славяне впервые узнали о существовании , пили свои традиционно русские напитки, ничем не уступающие по своему вкусовому великолепию и целебной силе. Почти все исконно русские напитки в своём роде оригинальны, их невозможно встретить ни в какой другой национальной кухне. Прежде всего, это сбитни, квасы, морсы, мёды, водицы, сыворотка с изюмом и уваренный капустный сок, а также чай из высушенных листьев кипрея, то есть иван-чай.

Многие из вышеупомянутых традиционно русских напитков ныне вышли из употребления. А ещё в незапамятные времена их использовали как застольные при употреблении блюд из дичи, мяса, каш, или на десерт. У современного поколения из многочисленных русских национальных напитков далёкого прошлого особая любовь сохранилась, пожалуй, только к квасу. И сегодня этот прекрасный хлебный напиток любят не только взрослые, но и дети.

А в прежние времена, помимо горячо любимого сегодня кваса, национальным русским напитком был сбитень, который получил широкое распространение в России до наступления ХХ столетия. Основными составляющими этого бодрящего напитка традиционно являются мёд, . Его готовили кипячением и увариванием раствора мёда с хмелем, корицей, гвоздикой, имбирём, перцем, мускатным орехом и лавровым листом. Сбитни пили только горячими, они прекрасно согревали в холодные зимние дни. К тому же, горячий медовый напиток являлся прекрасным успокаивающим средством, улучшал настроение, облегчал засыпание, повышал иммунитет и способствовал долголетию.

Древнейшими напитками на Руси также являлись мёды, или медки, которые готовили на воде с добавлением и хмеля, а также ставленые мёды – крепкие медовые напитки на основе водки и ягодных соков. Слабоалкогольные мёды и сбитни получили особую популярность ещё и по той причине, поскольку мёд в тогдашней России был значительно дешевле, нежели сахар. Мёды варили также из изюма, вишни, клюквы, берёзового сока и липового цвета. Как сбитни, так и мёды прекрасно укрепляют силы во время простуды, обладают противовоспалительным, антисептическим и бактерицидным действием.

Основой морсов и водиц всегда являлся ягодный сок, в различных пропорциях смешанный с водой, и настоянный до лёгкой степени сбраживания. Аналогичным способом готовились сыворотки, только вместо сока использовался изюм. В современной России наибольшее распространение получили морсы, готовящиеся из свежих фруктов или ягод с добавлением кипячёной воды, натурального мёда или сахарного сиропа. Водицы и морсы можно употреблять как горячими, особенно в зимнее время, так и в виде прохладительных напитков летом. Питательные вещества, содержащиеся в их фруктово-ягодной основе, прекрасно утоляют жажду, бодрят, снимают усталость, придают сил и энергии, повышают иммунитет и замедляют процессы старения организма.

Всенародной любовью в старой России пользовались не только сбитни, но и огромное количество всевозможных видов кваса, известного на Руси ещё с 1056 года и дошедшего до нас в своей классической рецептуре. Суть приготовления кваса состоит в том, что вначале на основе воды, солода, ржаной и ячменной муки готовят жидкое тесто, так называемый затор, затем подвергают его ферментации и снова разводят водой с добавлением мёда, сахара, патоки, дрожжей и вкусовых ароматических добавок, а после подвергают брожению. В качестве вкусовых добавок чаще всего используют фруктовые и ягодные соки, к примеру, малиновый, вишнёвый, смородиновый, брусничный, яблочный, грушёвый, лимонный. Иногда добавляют имбирь, изюм, мяту. Следует отметить, что при добавлении в квас фруктовых составляющих, его целебные качества многократно возрастают.

Хорошо приготовленный квас прекрасно утоляет жажду, нормализует , устраняет дисбактериоз и катаральные явления в желудке и кишечнике, обладает лёгким послабляющим действием и оказывает благотворное влияние на сердце и сосуды. Квас полезен при гастритах, сопровождающихся пониженной кислотностью желудочного сока, при колитах и ожирении. В царской России квас готовили в каждом доме, им спасались от цинги, залечивали раны и использовали в парных. К тому же, квас является народным средством от авитаминоза, поскольку в его состав входит множество жизненно необходимых : практически все витамины группы В, фосфор, а также молочная кислота и аминокислоты.

Во многих торговых городах России всегда существовали квасные ряды, без них не обходились ярмарки и места различных празднеств. Своими квасными рядами славилась столица нашей родины – Москва. Однако, людям, страдающим гастритами с повышенной желудочной секрецией, при наличии язвы желудка или язвы двенадцатиперстной кишки, при заболеваниях почек, поджелудочной железы, печени и желчевыводящих путей, необходимо употреблять квас с осторожностью, а при тяжело протекающих заболеваниях и вовсе отказаться от хлебного напитка даже в самый жаркий денёк.

Ещё один ныне забытый напиток, иван-чай, был известен на Руси более 1000 лет назад. Его готовили из высушенных листьев кипрея. Сведения о нём можно найти в древних рукописях, о нём знали и его почитали в Европе. С XIII века иван-чай стал носить название копорский по названию города Копорье, где было налажено его производство в больших объёмах, и откуда он экспортировался во многие страны Европы.

Наши далёкие предки владели искусством изготовления ароматного, вкусного и целебного чая, который получил бешеную популярность в Европе и прославился под названием «русский чай». Особо высоко ценили изумительные качества иван-чая английские монархи и аристократы – известные во всём мире любители чаепития. Владея индийскими колониями, и имея возможность пить зелёный и чёрный чай прекрасного качества, они могли выбирать и сравнивать лучшие в мире сорта, и всё-таки отдавали предпочтение иван-чаю. Статья об этом неповторимом исконно русском напитке в XVIII веке вошла в Большую энциклопедию Британии. Но, вскоре на российском рынке появился индийский чай и другие национальные напитки разных народов, и этот традиционно русский, терпкий, ароматный напиток был незаслуженно забыт. А ведь он не только вкусен, но и чрезвычайно полезен.

Листья кипрея содержат дубильные и пектиновые вещества, алкалоиды, сахара, биофлаваноиды и витамины группы В. По содержанию микроэлементов иван-чай уникален, поскольку содержит , никель, медь, марганец, титан, молибден, бор, литий, магний, кальций, и . Количество в нём в 5-6 раз выше, чем в лимонах. К тому же, в иван-чае содержится много белка, который позволяет быстро восстановить силы и зарядиться энергией.

Иван-чай обладает противовоспалительным, вяжущим, жаропонижающим, болеутоляющим свойствами, успокаивает при нервной возбудимости и стрессах, отрезвляет, снимает интоксикацию при пищевых и алкогольных отравлениях, очищает кровь, придаёт сил при физическом истощении, укрепляет иммунитет, снижает артериальное давление, выводит , способствует рубцеванию язвы желудка, облегчает течение почечно-каменной болезни, нормализует работу печени и селезёнки, избавляет от простатита и аденомы предстательной железы, улучшает процесс кроветворения и облегчает течение критических дней у женщин. «Иван-чай не только врачует тело и просветляет ум, но и укрепляет силу Духа»,- гласит древняя русская мудрость.

Трудно переоценить влияние традиционных русских напитков на здоровье нашего народа, особенно сейчас, в период массового применения приготовленных в промышленных условиях напитков с добавлением красящих и вкусовых химических веществ, способных нанести непоправимый вред организму. Но, ничто не мешает каждому из нас обратиться к опыту наших далёких предков и хотя бы изредка позволять себе и своим близким дарить несколько глотков здоровья, приготавливая натуральные напитки по старинным русским рецептам, которые будут не только согревать в трескучие зимние морозы, но и приятно охладят в жаркий летний зной.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»