Охлаждающие напитки в жару рецепты. Холодные напитки для жаркого лета. Тайский медово-молочный ледяной чай

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Типа "S" (принцип действия - мина выстреливалась на высоту 5-7 метров и разрывалась, поражая осколками пехоту противника, пытающуюся в ближнем бою уничтожить танк)

Подвижность Тип двигателя первые 250 машин «Майбах» HL210P30; на остальных «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Скорость по шоссе, км/ч 38 Скорость по пересечённой местности, км/ч 20-25 Запас хода по шоссе , км 100 Запас хода по пересечённой местности, км 60 Удельная мощность, л. с./т 11,4 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 1,05 Преодолеваемый подъём, град. 35° Преодолеваемая стенка, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,3 Преодолеваемый брод , м 1,2

Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E , «Тигр» - немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны , прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель » под руководством Эрвина Адерса . В ведомственной сквозной классификации бронетехники нацистской Германии изначально танк получил обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.H1 , но после принятия на вооружение одноимённого нового тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf. B в название добавили римскую цифру «I» для отличия от более поздней машины, которая в свою очередь именовалась как «Тигр II». Хотя в конструкцию танка вносились небольшие изменения, модификация танка была всего лишь одна. В советских документах танк «Тигр» обозначался как T-6 или T-VI .

Наряду с прототипом фирмы Хеншель руководству Рейха был представлен и проект Порше , VK4501 (P), но выбор военной комиссии пал на вариант Хеншель, хотя Гитлер более благоволил к изделию Порше.

Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом , массированно начали применяться со сражения на Курской дуге , использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. Общее количество выпущенных машин - 1354 единицы. Затраты на производство одного танка «Тигр I» - 1 млн рейхсмарок (в два раза дороже любого танка тех времён).

История создания

Первые работы по созданию танка «Тигр» начались в 1937 году . К этому моменту на вооружении вермахта вообще не было тяжёлых танков прорыва, аналогичных по назначению советским Т-35 или французским Char B1 . С другой стороны, в планируемой военной доктрине (опробованной позже в Польше и во Франции) тяжёлым малоподвижным машинам практически не было места, поэтому требования военных к такого рода танку были довольно расплывчаты. Тем не менее, Эрвин Адерс, один из ведущих конструкторов фирмы «Хеншель» (Henschel ) начал проработку 30-тонного «танка прорыва» (Durchbruchwagen ). В течение 1939-1941 гг. фирма «Хеншель» построила два опытных образца, известных под обозначениями DW1 и DW2. Первый из прототипов был без башни, на второй устанавливалась башня от серийного PzKpfw IV . Толщина броневой защиты прототипов не превышала 50 мм.

Прототип фирмы Хеншель получил обозначение VK4501 (H). Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в том числе спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. На его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия . Однако по сравнению с прототипом фирмы «Хеншель» машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди (использовалась в генераторах , необходимых для электротрансмиссии).
Прототип доктора Ф. Порше проходил испытания под обозначением VK4501 (P). Зная об отношении к нему фюрера и не сомневаясь в победе своего детища, Ф. Порше, не дожидаясь решения комиссии, распорядился о запуске в производство ходовой части под свой новый танк без испытаний, со сроком начала поставок фирмой Nibelungenwerk в июле 1942 года. Однако, при показе на Куммерсдорфском полигоне был выбран танк фирмы Хеншель, ввиду большей надёжности ходовой части и лучшей проходимости по пересечённой местности, отчасти - из-за меньших финансовых затрат. Башня же была позаимствована у танка Порше, так как башни, заказанные для танка фирмы Хеншель были в процессе доработок или находились в стадии прототипов. Кроме того, под вышеуказанную боевую машину проектировались башни с орудием KWK L/70 7,5 cm., калибр которого (75 мм) в 1942 году уже не удовлетворял потребностям Вермахта. В результате этот гибрид с шасси фирмы «Хеншель и сын» и башней Порше прославился на весь мир под обозначением Pz VI «Tiger» Ausf E, а "Тигры" Порше были произведены в количестве 5 машин, однако из изготовленных 90 шасси было создано 89 тяжелых штурмовых орудий, получившее имя своего «отца», Ф. Порше - «Фердинанд ».

Конструкция

Управление танком осуществлялось при помощи руля (аналогичного автомобильному). При этом само управление было достаточно простым и не требовало особых навыков .

Броневой корпус и башня

Башня поворачивалась при помощи гидравлической трансмиссии (ёмкость системы башенного механизма - 5 литров масла). Поворот башни на 360 градусов путём нажатия специальной педали занимал от 60 секунд на максимальной скорости до 60 минут на минимальной; также была возможность вращения башни при помощи ручного привода.

Двигатель и трансмиссия

Охлаждение двигателя - водяной радиатор вместимостью 120 литров и четыре вентилятора. Смазка двигателей вентилятора - 7 литров масла.

Модификации

  • Pz.VI Ausf E (тропический вариант). Дополнительно был оборудован воздушными фильтрами «Feifel» большего объёма.
  • Pz.VI Ausf E (с зенитным пулемётом MG 42). Использовался на Западном фронте.

Машины на базе «Тигра I»

  • 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, Sturmpanzer VI , «Штурмтигр» - тяжёлая САУ , вооружённая размещённым в неподвижной бронированной рубке переделанным 380-мм реактивным корабельным противолодочным бомбомётом , не принятым на вооружение кригсмарине . «Штурмтигры» переделывались из повреждённых в боях линейных «Тигров», всего переоборудовано 18 машин.
  • «Бергетигр» - бронированная ремонтно-эвакуационная машина, без вооружения, но оснащенная эвакуационным краном.

Фотогалерея

Боевое применение

Тактическая роль

По мнению ряда западных историков, основной задачей танка «Тигр» была борьба с танками противника, и его конструкция соответствовала решению именно этой задачи :

Если в начальный период Второй мировой войны германская военная доктрина имела в основном наступательную направленность, то позднее, когда стратегическая ситуация поменялась на противоположную, танкам стала отводиться роль средства ликвидации прорывов немецкой обороны.

Таким образом, танк «Тигр» задумывался прежде всего как средство борьбы с танками противника, будь то в обороне или наступлении. Учёт этого факта необходим для понимания особенностей конструкции и тактики применения «Тигров».

…С учётом прочности брони и силы оружия, «Тигр» должен применяться в основном против танков и противотанковых средств противника, и лишь во вторую очередь - как исключение - против пехотных частей.

Как показал опыт боёв, оружие «Тигра» позволяет ему вести бой с танками противника на дистанциях 2000 метров и более, что особенно влияет на моральный дух противника. Прочная броня позволяет «Тигру» идти на сближение с противником без риска серьёзных повреждений от попаданий. Тем не менее, следует пытаться начинать бой с танками противника на дистанциях более 1000 метров.

Штатная организация

Основной тактической единицей танковых войск вермахта был танковый батальон , который состоял вначале из двух, а затем из трёх рот . Батальон 3-ротного состава имел по штату 45 танков . Как правило, 2 или 3 батальона образовывали танковый полк, обычно придававшийся корпусному командованию для усиления (однако случаи формирования из одних «Тигров» целых полков неизвестны).

  • 1-я дивизия СС-Лейбштандарт «Adolf Hitler» («Адольф Гитлер»)
  • 2-я танковая дивизия СС «Das Reich» («Рейх»)
  • 3-я танковая дивизия СС «Totenkopf» («Мёртвая голова»)

Подготовкой всех экипажей «Тигров» занимался 500-й учебный танковый батальон.

Первый бой

Следующий бой «Тигров» был более удачным для них: 12 января 1943 года четыре «Тигра», пришедшие на подмогу 96-й пехотной дивизии вермахта, подбили 12 советских Т-34 . Тем не менее, в ходе боёв по прорыву блокады Ленинграда 17 января 1943 года советские войска захватили один практически неповреждённый «Тигр». Экипаж покинул его, не уничтожив даже новенький технический паспорт, приборы, оружие .

Полноценный дебют «Тигров» состоялся во время боёв под Харьковом в феврале - марте 1943 года . В частности, моторизованная дивизия «Великая Германия » имела к началу боёв 9 танков «Тигр», составлявших 13-ю роту танкового полка , тд СС «Адольф Гитлер» имела 10 «Тигров» (1-й танковый полк) , тд СС «Рейх» - 7, тд СС «Мертвая голова» - 9 .

Курская битва

Советский пропагандистский плакат против «немецкого тигра»

В немецких войсках, принимавших участие в операции «Цитадель» , находилось 148 танков «Тигр». «Тигры» использовались для прорыва советской обороны, часто возглавляя группы других танков. Мощное вооружение и бронирование PzKpfw VI позволяло им эффективно поражать любой образец бронетехники противника, что вело к весьма крупным счетам немецких экипажей, воевавших на «Тиграх» на Курской дуге.

Африканский театр военных действий

В конце войны большинство «Тигров» были уничтожены своими экипажами, вследствие действий авиации союзников , разрушавшей мосты на путях отступления вермахта.

Трофейные танки в РККА и войсках Союзников

Танкисты-асы, воевавшие на «Тиграх»

Оценка проекта

Тяжёлый танк PzKpfw VI Ausf. H «Тигр I», без сомнений, являлся одной из самых удачных конструкций, принятых на вооружение вермахта. Вплоть до конца 1943 года он являлся по совокупности своих боевых свойств сильнейшим танком мира, оказав, таким образом, решающее влияние на дальнейшую эволюцию как класса тяжёлых танков, так и противотанковых средств. К достоинствам машины следует отнести мощные вооружение и бронирование, продуманную эргономику, качественные приборы наблюдения и связи. После устранения «детских болезней» к лету 1943 года надёжность «Тигра I» нареканий в целом не вызывала, танк пользовался популярностью в вермахте и имел хорошую репутацию у своих экипажей. Это было в значительной мере следствием существенных наработок конструкторов фирмы «Хеншель» по опытным машинам, которые не пошли в серию. С технической точки зрения танк являлся типичным представителем немецкой школы танкостроения с рядом оригинальных решений, применённых в его конструкции (например, нестандартное отношение длины и ширины бронекорпуса, что привело к перетяжелению конструкции). С другой стороны (и как обратная сторона его достоинств), «Тигр I» обладал и недостатками, к которым относились высокая сложность и стоимость производства, низкая ремонтопригодность ходовой части машины.

Огневая мощь

Основное оружие «Тигра I», 88-мм пушка KwK 36 L/56 вплоть до появления на поле боя советского ИС-1 не имела сколько-нибудь существенных проблем в поражении любого бронеобъекта стран антигитлеровской коалиции на любых дистанциях боя и ракурсах, и только появление ИС-2 и поздних модифицированных «Черчиллей » сделало эти проблемы действительно серьёзными. 75-мм броня советских танков КВ-1 при определённых условиях могла выстоять против 88-мм снаряда, но, учитывая слабость вооружения КВ-1 против брони «Тигра I», это в ситуации открытого боя на дальней дистанции в целом не давало первому сколь-нибудь заметного шанса на выживание - «Тигр I» совершенно спокойно мог поразить КВ вторым, а если надо - то и последующими попаданиями. Танков КВ-85 , способных лучше противостоять «Тигру I», выпускавшихся осенью 1943 года, было выпущено не слишком много. И лишь танки серии ИС (ИС-1 и ИС-2) имели бронирование, позволяющее выдержать обстрел из KwK 36 с лобовых ракурсов и средних дистанций. Верхняя лобовая деталь танка ИС-2 с улучшенной бронезащитой корпуса обр. 1944 г. не пробивалась из 88-мм пушки «Тигра I» даже при стрельбе в упор (данные для бронебойных калиберных снарядов).

Также следует отметить, что 88-мм пушка KwK 36 обеспечивала лучшее поражение ИС-2, нежели 75-мм длинноствольная пушка «Пантеры» KwK 42 , несмотря на бо́льшую заявленную бронепробиваемость последней. Из английских танков противостоять огню KwK 36 на лобовых углах мог только тяжёлый танк «Черчилль» поздних модификаций (хотя его вооружение было совершенно недостаточным для эффективного поражения «Тигра I»); в армии США ими были малочисленные M4A3E2 «Шерман Джамбо» и M26 «Першинг». Таким образом, вооружение «Тигра I» позволяло ему доминировать на поле боя в 1943 году и раннем периоде 1944 года, а после появления ИС-2 было на практике далеко не плохим по эффективности и против него.

Однако при этом следует учитывать то обстоятельство, что противником тяжёлого танка чаще выступали противотанковая артиллерия, пехота и различные укрепления, а также численное превосходство по всем видам боевой техники, нежели тяжёлые танки противника, поэтому прямое сравнение данных машин часто мало что говорит об их эффективности в плане решения основной задачи.

Защищённость

Два германских унтер-офицера осматривают выбоину от попадания снаряда в броню «Тигра»

В соответствии с назначением в качестве тяжёлого танка прорыва «Тигр I» имел мощное бронирование со всех сторон. Именно оно и создало ему ауру непобедимости в 1943 году . Советские 45-мм, английские 40-мм и американские 37-мм бронебойные снаряды не пробивали его даже на предельно близкой дистанции боя, вызвав тем самым шок среди солдат и командиров стран антигитлеровской коалиции. Немногим лучше было положение дел с 76-мм танковой и дивизионной артиллерией СССР - 76-мм бронебойные снаряды могли пробить только бортовую броню «Тигра I» с дистанций, не превышающих 300 м, да и то с очень большим трудом (вероятность пробития не больше 30 %), что впрочем находилось вполне в согласии с заявленной бронепробиваемостью 75 мм на 500 м по нормали. Поэтому именно бронирование «Тигра I» обеспечивало последнему тотальное доминирование на поле боя в 1943 году. С другой стороны, «Тигр I» полностью непробиваемым не являлся - против них американское командование задействовало 90-мм зенитные пушки M2 и расчёты ручных противотанковых гранатомётов «Базука », а советское - 85-мм зенитные пушки 52-К и артиллерию РВГК в лице 122-мм пушек А-19 и 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20 . Однако надо отметить, что все эти средства (кроме американских бронебойщиков с «Базуками») были маломобильными, дорогостоящими, трудновосполняемыми и высокоуязвимыми для «Тигра I». Как правило, они находились в подчинении высоких ступеней армейской иерархии, а потому не могли быть оперативно выделены на угрожаемый участок фронта. Впрочем, всё это не отменяло уязвимости ходовой части по отношению практически ко всем противотанковым средствам, не говоря уже об уязвимости по отношению к минам и т. д. Не отменяло и некоторых недостатков (например, большой вес, давление на грунт), до некоторой степени ограничивавших тактику применения. В 1944 начал появляться и Т-34-85 , шансы которого против «Тигра I» нельзя назвать равными в среднем, но который в определённых ситуациях мог быть для него опасным, имея вдобавок преимущество в подвижности. Не следует полностью сбрасывать со счетов КВ-1 , а также и САУ, если говорить о подвижных противниках, хотя преимущество, которое «Тигр I» имел на этот период над всеми ними, было весьма велико. КВ-85 и ИС-1, имевшие 85-мм пушку, представлявшие для бронирования «Тигра I» заметную опасность, во всяком случае - при определённых условиях, появились лишь осенью 1943 года.

Часто утверждается, что недостатком «Тигра I» было отсутствие рационального угла наклона бронеплит, но конструктивные и компоновочные решения машины просто не позволяли это реализовать. Кроме того, по состоянию на 1942-1943 гг. это было и не нужно, бронезащита весьма хорошо работала против подавляющего большинства противотанковых средств противника, а эргономика «Тигра I» только выиграла от отсутствия наклона брони.

Такое положение дел вызвало усиление танковой и противотанковой артиллерии стран антигитлеровской коалиции. В 1943 и 1944 годах велась активная проработка новых пушек и снарядов. В результате ближе ко второй половине 1944 года на поле боя появились английские 17-фунтовые пушки в буксируемом варианте и на танках «Шерман Файрфлай», длинноствольные 76-мм пушки на американских танках «Шерман », уже массово производились танк Т-34-85 и самоходно-артиллерийская установка СУ-85 с 85-мм пушками, а кроме того, стали появлятьсяСУ-100 со 100-мм пушкой и ИС-2 со 122-мм пушкой. Высокой бронепробиваемостью обладала английская 17-фунтовка, не имевшая особых проблем по поражению лобовой брони «Тигра I», советские 85-мм и американские длинноствольные 75-мм пушки были слабее, но позволяли пробить лоб «Тигра I» на расстоянии до 1 км. Пехотные и специализированные противотанковые средства армий СССР, США и Великобритании также обновились. На вооружение РККА была принята вновь 57-мм противотанковая пушка ЗиС-2 , уверенно поражавшая лобовую броню «Тигра I» на расстоянии до 1,3 км, 45-мм орудия получили подкалиберные снаряды, позволившие поражать «Тигр I» в борт на расстояниях до 300 м. В полковую 76-мм (позже и в дивизионную) советскую артиллерию начали поставляться кумулятивные снаряды, способные пробивать бортовую броню «Тигра I». В качестве личного оружия против тяжёлых танков противника бойцы стрелковых частей получили новые кумулятивные гранаты РПГ-43 и позже РПГ-6 . Американские и английские 57-мм противотанковые пушки повысили свою бронепробиваемость путём введения подкалиберных снарядов (в том числе и с отделяющимся поддоном), британские пехотинцы также получили свой вариант ручного противотанкового гранатомёта - PIAT . В результате борьба с «Тигром I» без привлечения тяжёлых средств (90-мм, 122-мм, 152-мм орудий) стала менее сложной. К концу войны насыщение армий стран антигитлеровской коалиции САУ с тяжёлыми орудиями (M36 «Джексон» , Archer , СУ-100 , ИСУ-122 и ИСУ-152) и танками ИС-2 позволило эффективно бороться со всеми немецкими тяжёлыми танками, в том числе и с «Тигром I», его лобовое бронирование (бортовое осталось вполне адекватным) стало недостаточным для тяжёлого танка прорыва.

Подвижность

Подвижность «Тигра» вполне может быть расценена как крайне неоднозначная. «Классическая немецкая компоновка» (с передним размещением трансмиссии и задним размещением двигателя), недлинный широкий корпус и ходовая часть с шахматным расположением катков привели к целому ряду последствий, как положительных, так и отрицательных. К положительным сторонам (вместе с конструкцией трансмиссии) относились лёгкое управление очень тяжёлой машиной, возможность быстрого разворота танка на месте. Торсионная подвеска с «шахматным» расположением опорных катков обеспечивала достаточную плавность движения и высокую по меркам того времени точность при стрельбе с хода. Однако за эти несомненные плюсы пришлось расплачиваться в другой области: нестандартное отношение габаритов корпуса и немецкий «классический» вариант компоновки привели как к большой высоте всего танка в целом, так и к бо́льшей массе за счёт возрастания удельной доли тяжёлой лобовой брони по сравнению с машинами иных компоновочных схем. Большая масса существенно ограничивала область применения «Тигра», так как вне дорог трансмиссия машины оказывалась перегруженной и достаточно быстро выходила из строя. Хотя надёжность форсированного двигателя «Майбах» HL 230 считалась удовлетворительной, в тяжёлых условиях эксплуатации она (как и мощность в 700 л. с.) уже не была достаточной. Несмотря на широкие гусеницы, удельное давление на грунт у «Тигра» было высоким, что ещё более затрудняло эксплуатацию машины на грунтах со слабой несущей способностью.

Тигр получился настолько широким, что вышел за ограничения железнодорожных габаритов и его конструкторы были вынуждены предусмотреть переход на так называемые транспортные гусеницы. Ограничение для грузов, перевозимых на платформах, нужно из-за необходимости обеспечить безопасность движения, чтобы выступающий за габариты платформы груз не зацепился за различные столбы, станционные постройки, встречные поезда, стены узких туннелей и т. д. Для обеспечения безопасности движения в нормальных условиях перевозки Тигры «переобували» в транспортные гусеницы, боевые гусеницы перевозили на той же платформе, под днищем танка. Но, когда этого требовала обстановка и позволял имеющийся участок пути, Тигры перевозили, не переобувая, как свидетельствуют фотографии времён войны.

Дополнительные сложности ремонтникам и экипажам доставляла «шахматная» конструкция ходовой части в условиях зимы и бездорожья: набивавшаяся между катками грязь иной раз за ночь замерзала так, что обездвиживала всю машину. Этот нюанс в эксплуатации «Тигра» был быстро замечен и использован советскими танкистами, которые в зимнее время старались начать свои атаки ранним утром.

Замена повреждённых подрывом на минах или артиллерийским огнём катков из внутренних рядов была утомительной и долгой процедурой. Также для демонтажа или замены повреждённой трансмиссии приходилось снимать башню. В этом плане «Тигр» заметно проигрывал советским ИС-2, которые после устранения «детских болезней» в ходе операций конца 1944 - начала 1945 годов совершали марши длиной свыше 1000 км, безотказно отрабатывая гарантийный срок. Известно, что заметное число «Тигров» оказались брошенными в ходе боевых действий на всех европейских театрах военных действий, когда обстановка вынуждала немцев бросать «Тигры» по ходу долгих и изматывающих маршей.

Защита экипажа

Высокая степень броневой защиты танка «Тигр-I» обеспечивала высокие шансы экипажа на выживание в бою, даже в случае выхода танка из строя. Экипажи подбитых танков, как правило, возвращались в строй, что способствовало сохранению кадров опытных танкистов. Шахматное расположение катков обеспечивало дополнительную защиту нижней части корпуса танка.

Производство

В денежном выражении стоимость 1 танка «Тигр-I» составляла свыше 800 000 рейхсмарок (месячная зарплата примерно 7000 рабочих) . Трудоёмкость производства одного танка - около 300 000 человеко-часов, что эквивалентно недельной работе 6000 рабочих. Для повышения ответственности экипажей эти данные были приведены в техническом наставлении к танку.

Производство PzKpfw. VI Tiger
Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Ноя. Дек. Всего
1942 1 8 3 11 25 30 78
1943 35 32 41 46 50 60 65 60 85 50 60 65 649
1944 93 95 86 104 100 75 64 6 623

Всего за период с августа 1942 по август 1944 год было выпущено 1350 (по другим данным 1354 машины) танков «Тигр-I».

Сравнение с аналогами

Сам танк «Тигр» сравнивать с аналогами довольно сложно, так как «Тигр» представляет собой танк качественного усиления линейных частей. В этой же весовой категории ИС-2 - танк прорыва, а M26 «Першинг» - скорее попытка создать «единый танк». Среди зарубежных тяжёлых танков прорыва «Тигру I» соответствуют только советские танки семейств КВ и ИС, несмотря на несколько меньшую массу (45-47 т против 55 т у «Тигра I»). Американский средний (в годы войны классифицируемый как тяжелый) танк M26 «Першинг» был ещё более лёгким и по тактическому применению скорее сравним с «Пантерой », нежели с «Тигром I». «Тигр I» по всем параметрам (вооружение, бронирование при лучшей или равноценной подвижности) превосходил советские танки КВ-1 и КВ-1С, сделав их в одно мгновение устаревшими. Переходные советские тяжёлые танки типов КВ-85 и ИС-1 также значительно проигрывали «Тигру I», хотя их 85-мм пушка уже позволяла поражать «Тигр I» в лобовую проекцию на дистанциях до 1 км. Бронезащита ИС-1 по своей толщине уже превзошла аналогичные показатели «Тигра I», но литая ступенчатая верхняя лобовая деталь пробивалась 88-мм снарядами пушки KwK 36 с расстояния порядка 1,2-1,5 км, что опять ставило советский танк в невыгодное положение. В конце 1943 года на вооружение РККА был принят тяжёлый танк ИС-2 , который стал равноценным аналогом «Тигра I» в советских вооружённых силах. Большая огневая мощь 122-мм пушки Д-25Т позволила бороться с «Тигром» на любых реальных дистанциях боя, но изначально бронезащита осталась той же, что и у ИС-1. Во второй половине 1944 года после введения спрямлённой лобовой брони ИС-2 его верхняя лобовая деталь имела более чем серьёзный шанс выстоять против 88-мм снаряда. В целом же, несколько уступая ИС-2 по защищённости и мощности огня (особенно против небронированных целей), «Тигр I» очень сильно выигрывал у него в скорострельности (5-7 выстрелов в минуту против 3 в самых лучших условиях) и имел значительно лучшие приборы прицеливания (ИС-2 оснащался «ломающимся» прицелом ТШ-17, скопированным по принципу действия с немецкого аналога, но качество оптики до немецкого не дотягивало). При таком соотношении характеристик техники определяющим фактором исхода боя становилось мастерство экипажей противоборствующих сторон и конкретные условия боя.

Интересным вопросом является положение «Тигра I» среди немецких тяжёлых танков (по советской классификации). По сравнению с «Пантерой» и «Тигром II» «Тигр I» был наиболее сбалансированной машиной - первые ощутимо тяготели к роли «противотанковых танков», серьёзно уступая «Тигру I» либо по подвижности («Тигр II»), либо по защищённости в целом («Пантера»). И «Пантера», и «Тигр II» до самого конца войны страдали от механических проблем, тогда как «Тигр I» при его правильной эксплуатации обладал неплохой надёжностью. Были случаи, когда отдельные немецкие экипажи предпочитали старый «Тигр» новому, несмотря на более мощное вооружение и бронирование последнего.

Тигр в компьютерных играх

PzKpfw VI «Tiger» присутствует в подавляющем большинстве игр, действие которых происходит в период Второй мировой войны. В том числе он есть и в следующих играх:

  • «Sudden Strike : The Last Stand»;
  • В танковом симуляторе «Т-34 против Тигра»;
  • В FPS «Battlefield 1942»;
  • В авиасимуляторе «Ил-2: штурмовик» в качестве наземной цели;

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.

Сохранившиеся экземпляры

По состоянию на 2009 год сохранилось по меньшей мере шесть экземпляров танка:

  1. Танковый музей на базе Бовингтон-Кэмп (англ. Bovington Tank Museum ), графство Дорсет , Великобритания (борт. номер 131, захвачен союзниками весной 1943 в Тунисе). Единственный экземпляр, имеющий возможность двигаться самостоятельно.
  2. Музей танковых войск (фр. Musée des Blindés ) в Сомюре , Франция. Состояние хорошее, хранится в помещении.
  3. Вимутье (фр. Vimoutiers ), Франция. В плохом состоянии, хранится на открытом воздухе.
  4. Бронетанковый музей в Кубинке . Состояние хорошее, хранится в помещении.
  5. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей , подмосковный посёлок Снегири
    Состояние плохое. Имеет сильные повреждения, поскольку использовался в качестве мишени на полигоне. Имеет многочисленные вмятины и пробоины, отсутствуют часть дна, несколько ходовых катков, элементы гусениц. Ствол орудия заменен обрезком трубы. Танк находится на открытой площадке.
  6. Музей вооружений армии США, Абердинский испытательный полигон . Состояние хорошее. С левой стороны корпус и башня имеют срез для доступа к внутренней части танка. В настоящее время находится на реставрации.
  7. В 1994 на полигоне в России (Нахабино) был найден корпус Tигра: ходовая часть, гусеницы и ванна. Был перевезен в Санкт-Петербург откуда продан в Германию (во Франкфурт-на-Майне) частному лицу в середине 1990х; на данный момент не реставрирован [источник? ] .

См. также

  • VK 3601(H)

Литература

  • Отто Кариус , «„Тигры“ в грязи. Воспоминания немецкого танкиста.» , М.: Центрополиграф, 2004. - 367 с.
  • Барятинский М. «Тигры» в бою. - М .: Яуза, Эксмо, 2007. - 320 с.
  • Тим Рипли. История войск СС 1925 - 1945. - М .: Центрполиграф, 2009. - 351 с.

Ссылки

  • Тяжёлый танк Pz VI Ausf. H «Тигр I» . Броне-сайт Чобитка Василия . Архивировано
  • Список командиров/наводчиков «Тигров» с наибольшим числом побед
  • Передача «Танк Тигр: судьба человека и судьба машины» из цикла «Цена Победы», радио «Эхо Москвы »
  • Тигрофобия (Проверено 25 апреля 2009)
  • Штаб и штабная рота тяжелого танкового батальона "Тигр" // АНАТОМИЯ АРМИИ
  • Panzerkampfwagen VI: The legendary Tiger I (англ.) . Tiger I Information Center .
  • Фотографии в категории «Тигр» . Военный альбом . Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  • Танк «Тигр I» в Музее бронетанковых войск, Кубинка (фотогалерея)

Примечания

  1. В литературе союзников военного периода использовались толщины 82 мм (борт корпуса (верх)) и 102 мм (лоб корпуса) вместо 80 и 100 мм, см., например, United States War Department. Handbook on German military forces . Переиздано LSU Press, Aug 1, 1995. С. 390.
  2. в Панцерваффе даже ходила поговорка по этому поводу: «Ну ты сапожник! Тебе только Тигром управлять»
  3. Carius Otto. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста - М.: Центрополиграф, 2004 .
  4. Wilbeck, Christopher W. Sledgehammers: Strengths and Flaws of Tiger Heavy Tank Battalions in World War II. - 262 p. - ISBN 0971765022
  5. Panzerkampfwagen Tiger Ausf. E (Tiger I) (англ.) . The Armor Site! . Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  6. Г. Гудериан. Танки - вперёд! - Смоленск: Русич. - ISBN 5-88590-994-6
  7. Исаев А. В. Огненное волшебство // . - 2006.
  8. Танки 2МВ
  9. «Версия» - Охота на «Тигра». Любимый танк Адольфа Гитлера стоимостью в десятки миллионов долларов ржавеет и растаскивается по частям
  10. Panzer Division - Бронетехника
  11. Исаев А. В. «Скачок» в никуда // Когда внезапности уже не было. История ВОВ, которую мы не знали . - 2006.
  12. Рипли, стр. 117
  13. Рипли, стр. 341
  14. Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники
  15. По Волоколамскому шоссе: поселок Снегири и Новый Иерусалим
  16. Александр Минкин: Битва за танк - Museum.ru

Этот самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники.

История создания танка весьма протяженна и запутанна. Разработка нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала и фирма Porsche (доктор Порше был вообще любимчиком фюрера). Обе фирмы создали к 1941 году собственные варианты шасси соответственно VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин.


В свете предложений фюрера и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ на разработку танка VK 4501. Изготовить прототипы предполагалось к маю - июню 1942 года. Уже готовые танковые платформы пришлось создавать практически заново. Конкуренция обоих фирм достигла апогея весной 1942го, когда обе машины, оснащенные одинаковыми башнями от фирмы Friedrich Krupp AG, прибыли в ставку "Волчье логово" (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии для показательных испытаний.


Министр вооружений Третьего Рейха Albert Speer лично тестирует шасси нового танка "Тигр"

Обе машины имели еще свои (иногда существенные) недостатки. Так например сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501(Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90°. При испытаниях на скорость, VK 4501(H) разогнался на участке 850 м лишь до 45 км/ч, при этом двигатель перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. Взвесив все "за" и "против", несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла все же решение в пользу танка фирмы Henschel. Шасси же VK 4501(Р) использовали позднее для САУ "Фердинанд".


Ввеху - прототип танка "Тигр" от Порше, хорошо видна конструкция катков,
использованных позднее в "Фердинандах" (внизу)


В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепересеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км.

В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения. У первых же серийных машин был изменен ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни. На прототипах использовался ящик, позаимствованный у Panzerkampfwagen III. Лючок с бойницей для стрельбы из личного на правой стенке башни заменили на люк-лаз.


Рисунок: общий вид танка, первые модели были именно так окрашены,
считалось что танки так мощны, что никакая защитная окраска им не требуется,
напротив - один их вид должен был внушать страх.

Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа "S". Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм.
В то время "Тигр" был единственным серийным танком в мире, оснащенным в массовом порядке оборудованием подводного вождения (для преодоления водных препятствий - не все мосты выдерживали массу танка), которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-е годы. Правда, в войсках это оборудование практически не использовалось и от него со временем отказались. О качестве системы говорит хотя бы тот факт, что в ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был построен специальный бассейн, танк с работающим двигателем находился под водой до двух с половиной часов.
На "Тиграх" использовались два типа гусениц - транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы (также специально усиленной - шестиосной), и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя.


Замена транспортировочных гусениц на боевые

Конструкция танка представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.
В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект.
В передней части башни в литой маске устанавливалось основное вооружение "Тигра" - пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, разработанная на базе знаменитого зенитного орудия Flak 18. Ствол пушки имел длину 56 калибров - 4928 мм; вместе с дульным тормозом - 5316 мм. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschussgerät 42 можно было установить еще один (зенитный) пулемет MG-34.

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом на днище танка мощностью 4 кВт. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную, но из-за длинного ствола уже при наклоне в 5° ручной разворот был невозможен.
В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с. (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230P45 был практически идентичен двигателю танка "Пантера". Система охлаждения - жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков - 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 270 л, по бездорожью - 480 л.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих - внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Слабым местом ходовой части "Тигра", от которого никак не удавалось избавиться, был быстрый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков.


Большая часть произведенных "Тигров" шла на восточный фронт.

Начиная с 800-й машины на танк начали устанавливать опорные катки с внутренней амортизацией и стальными бандажами. При этом наружный ряд одинарных катков был снят. За счет применения автоматического гидравлического сервопривода для управления 56-тонным танком не требовалось сколь-нибудь значительных физических усилий. Передачи переключались буквально двумя пальцами. Поворот осуществлялся легким поворотом штурвала. Управление танком было настолько простым, что с ним мог справиться любой член экипажа, что в боевой обстановке оказывалось немаловажным.

Корпус танка - коробчатого типа, собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня - катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. При этом, установив все бронелисты корпуса вертикально, конструкторы танка полностью игнорировали простой и весьма эффективный способ усиления бронезащиты посредством наклонного расположения бронелистов. И хотя толщина лобовой брони корпуса составляла 100 мм, а бортов и кормы - 82 мм, бронебойные снаряды советской 76,2-мм пушки ЗИС-3 могли поражать лобовую броню танка с 500 м, а бортовую и кормовую броню - даже с расстояния 1500 м.


Москва, лето 1943 года. Первый трофейный "Тигр" на выставке в ЦПКиО им. Горького.

Специально для танков "Тигр" была создана новая тактическая единица - тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung - sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Впоследствии были образованы 14 таких батальонов, один из них действовал в Африке, другой в Италии, остальные - на восточном фронте.


Колонна "Тигров" в районе города Бердичева.

В августе 1942 года первые танки уже "проходили испытания" в предместьях осажденного Ленинграда (а уже в январе 1943 нашими войсками был захвачен первый почти не поврежденный "Тигр"). Наиболее массово "Тигры" использовались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции "Цитадель". К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых "тигров", но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин.


Тигры идут на Курск. Транспортировка без перехода на транспортные гусеницы.

К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го немцы располагали на Западе 102 "Тиграми" в составе трех тяжелых танковых батальонов СС. Один из них отличился больше других, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист - оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Его подвиги в большой степени составили славу танка, всего же на его счету числится 138 танков и САУ.


Михаэль Виттман и экипаж его "Тигра" №S21

В целом, эффективность использования танка базировалась на его эффективном вооружении, дополненном прекрасной оптикой и продуманностью внутренней компоновки. Большинство танков тех лет уступали "Тиграм" в дальнобойности и скорострельности. Таким образом, экипаж "Тигра" мог начать бой еще с безопасного для себя расстояния и закончить его, не дав противнику толком приблизиться. Все известные случаи победы в танковых боях над "Тиграми" - при значительном численном перевесе. Тот же Виттман погиб в конце-концов прорываясь через строй "Шерманов", он просто был расстрелян в упор как минимум пятью танками.

Главным недостатком танка являлась, несомненно, его броня, вернее ее количество и масса. Расположив более тонкие броневые листы под большими углами наклона, конструкторы "Пантеры", например, смогли добиться почти аналогичных "Тигру" параметров защищенности, на 13 тонн снизив массу.


Вертикальная броня "Тигра" - его слабое место.

"Тиграм" же при максимальной мощности двигателей того времени в 700 лс, было очень затруднительно эффективно передвигаться по пересеченной местности. Танк весом в 56 тонн элементарно вяз на болотистых почвах. Для сравнения: Т-34 при весе в 26 тонн приводился в движение 500-сильным дизелем. Кроме того, это же являлось причиной многих усложнений в конструции и часто вело к проблемам при транспортировке и эксплуатации.


В городских боях на узких улицах, "Тигры" теряли почти все свои преимущества.

"Тигр" часто называют лучшим тяжелым танком Второй мировой войны (конкуренцию может составить разве что ИС-2) и несмотря на все его недостатки, по совокупности параметров так это вероятно и было - многие концепции и технические решения используются в танкостроении до сих пор.

По статистике, наибольшее количество алкоголя раскупается именно в жаркие дни. Однако алкоголь - это один из тех напитков, которые врачи не рекомендуют употреблять в зной. Это касается и пива. Дело в том, что любой алкоголь способствует обезвоживанию организма. Мочеиспускание увеличивается, а на потоотделение, помощью которого организм и регулирует температуру, жидкости практически не остается. Много влаги уходит и на расщепление алкоголя. Употребление спиртных напитков в жаркую погоду может привести к тепловому удару. К тому же алкоголь увеличивает артериальное давление и дает дополнительную нагрузку на сердце, которое в жару и без того работает усиленном режиме. Поэтому в знойные дни врачи рекомендуют воздержаться от употребления любого алкоголя.

Жарким летом медики не советуют также пить кофе и крепкий черный чай. Эти напитки так же, как и алкоголь, обладают диуретическим эффектом. Полезные вещества и влага вместе с мочой просто вымываются из организма. По этой же причине в жару нельзя употреблять и всевозможные энергетики.

Сладкие газированные напитки и соки из концентратов в жару особенно вредны. Они вовсе не утоляют, а только распаляют жажду. А все потому, что в них добавляют большое количество сахара. К тому же в газировке и ненатуральных соках содержится много вредных веществ, красителей и консервантов. По этой же причине в жару не рекомендуется употреблять и покупной квас. Да и газ, содержащийся в лимонадах и квасе, вызывает отеки.

Когда отметка комнатного термометра достигает +30 градусов, возиться в душной кухне совсем неохота. Другое дело — быстро приготовить вкусный и оригинальный прохладительный напиток для всей семьи. В любой стране мира существуют собственные традиционные секреты готовки тонизирующих ледяных напитков, рассчитанных на употребление в жаркую пору.

Классический лимонад

Вспомнить «старомодный» лимонад эпохи СССР с потрясающим вкусом можно и в домашних условиях!

Ингредиенты:

  • 4-5 лимонов (крупных или средних, в зависимости от толщины кожуры);
  • 1/4 стакана сахарного песка;
  • 5 стаканов дистиллированной или кипяченой воды;
  • Корица или ванилин — по вкусу.
  1. Отделите лимоны от кожуры, таким образом, как очищаете картофель. Соберите полученную цедру и измельчите на небольшие кусочки величиной 1х1 см. Мякоть лимонов на время отложите в сторону.
  2. Поместите полученную измельченную цедру в посудную емкость. Добавьте в нее указанное количество сахарного песка. Дайте массе настояться, чтобы сахар пропитался эфирными маслами, которые выделяет кожура лимона. Смесь должна настояться не менее одного часа.
  3. Когда отведенное время для пропитки истечет, поставьте на плиту емкость с 5 стаканами питьевой воды. Доведите до кипения и введите кипяток в емкость с сахарной цедрой. Дайте настояться еще полчаса, после чего процедите жидкость и ликвидируйте из нее цедру.
  4. Из лимонной мякоти отожмите сок с помощью соковыжималки, или вручную. Процедите его сквозь ситечко, чтобы в соке не осталось косточек и мякоти. Очищенный сок соедините с сахарной водой, смешайте ингредиенты с помощью шейкера. Поместите полученную жидкость в стеклянный кувшин. По желанию на данном этапе можно сдобрить напиток ванилином или корицей.
  5. Поставьте полученный лимонад в холодильник на несколько часов. Подавать напиток лучше всего со льдом, а украсить на случай вечеринки долькой лимона и листком мяты.

Рисовая Орчата

Ингредиенты:

  • Неполный стакан длиннозерного белого риса;
  • 5 стаканов питьевой воды;
  • 125 г концентрированного молока;
  • 1 ст.л. ванилина или его экстракта (без горки);
  • 1/2 ст.л. корицы;
  • 2/3 стакана коричневого сахара (можно использовать белый).

Пошаговый рецепт приготовления:

  1. Залейте рис указанным количеством воды и поместите смесь в кухонный комбайн. Вместе с водой измельчите зерна на слабом режиме в течение одной минуты. Выключите прибор, когда рис начнет дробиться.
  2. Поставьте полученную массу в сухое место и дайте воде пропитаться не менее 4-5 часов. Наиболее приемлемым вариантом станет выдерживание риса в воде всю ночь.
  3. Сцедите рисовую воду и отделите от нее зерна. Повторно пропустите ее сквозь мелкое сито, соедините с концентрированным молоком, пряностями и сахаром. Хорошенько взбейте коктейль и охладите его. Перед подачей Орчату также рекомендуется взбалтывать. Подавайте непременно со льдом, украсив коричными палочками и листьями душистых трав.

Лимонная гранита

Ингредиенты:

  • Большой лимон;
  • 100 г коричневого сахара (можно использовать белый песок);
  • 800 мл охлажденной питьевой воды;
  • 7-8 кубиков льда.

Пошаговый рецепт приготовления:

  1. Крупный лимон очистьте от цедры и косточек;
  2. Поместите мякоть лимона, ледяные кубики, сахар и охлажденную воду в контейнер кухонного комбайна;
  3. Если вы хотите придать напитку немного пикантности — добавьте туда же пряные травы (мята, базилик);
  4. Разотрите все с помощью блендера и мгновенно подавайте к столу.

Дынно-огуречный лимонад

Ингредиенты:

  • Фреш из трех лимонов;
  • 400 г свежевыжатого сока маракуйи;
  • 1 крупный очищенный огурец;
  • 2 стакана дынной мякоти, измельченной кубиками;
  • Несколько веточек мяты (свежей);
  • Дробленный лед (не менее 2 стаканов).

Пошаговый рецепт приготовления:

  1. Мелко нарежьте мякоть свежего огурца. Рекомендуется изъять из него семена, если овощ особенно крупный;
  2. Поместите в чашу блендера мякоть дыни и огурца, введите сок лимонов и маракуйи;
  3. Взбейте до однородной консистенции фруктовую массу;
  4. Следом соедините ее со льдом и мятными листьями, снова разотрите в комбайне;
  5. Разлейте в высокие коктейльные стаканы и украсьте дольками цитрусов.

Игристый клубничный напиток

Ингредиенты:

  • 2-3 ст.л. черного листового чая без ароматизаторов;
  • 1 стакан крутого кипятка;
  • 250 г подготовленной клубники без хвостиков;
  • Половина стакана сахарного песка;
  • Охлажденная газированная минералка — 750 мл;
  • Крупные кубики льда;
  • Дольки цитрусовых (для украшения).

Пошаговый рецепт приготовления:

  1. Заварите черный чай в указанных пропорциях с кипятком. После того, как напиток настоялся, отделите листья и отправьте в холодильную камеру для полного охлаждения.
  2. Разотрите сахар с ягодами клубники до однородной консистенции. Используйте блендер, комбайн или миксер. После этого можно дополнительно пропустить смесь через марлю или мелкое сито, чтобы избавиться от семян.
  3. Охлажденный чай смешайте с клубничной сладкой массой в равных пропорциях для каждого стакана.
  4. Добавьте холодной шипучей воды.
  5. В стаканы можно поместить дольки лимона, или украсить ими основание сосудов. Не забудьте добавить в каждый стакан несколько крупных кубиков льда.

Тайский медово-молочный ледяной чай

Такой чай традиционно подают к обеденному столу в Таиланде. Напиток придется по вкусу сладкоежкам и любителям насыщенных молочных вкусов.

Ингредиенты:

  • 2 ст.л. черного или зеленого листового чая (можно использовать пакетированный в количестве 3 штук);
  • Стакан крутого кипятка;
  • Половина среднего апельсина (с кожурой);
  • 5 кубиков льда;
  • 4 ч.л. сгущенного молока;
  • 3 ч.л. натурального меда.

Пошаговый рецепт приготовления:

  1. Измельчите апельсин вместе с цедрой. Добавьте к нему чай и заварите указанным количеством кипятка. Настаивайте до получения темного насыщенного цвета. После этого отделите листья и апельсин, остудите жидкость.
  2. Соедините лед, сгущенку и мед, поместите ингредиенты в блендер. Измельчите до однородной консистенции.
  3. Введите смесь в крепкий апельсиновый чай. Проследите, чтобы он был окончательно остывшим, в противном случае, лед начнет быстро таять.
  4. Снова перемешайте две жидкости в шейкере.
  5. Украсьте корицей и дольками апельсина.

Пряный Айс Ти

Этот чай станет отличным выбором для худеющих, а также тех, кто занимается спортом. Помните — имбирь полезен не только в зимнее время ввиду своей способности к укреплению иммунитета. Он освобождает организм от продуктов гниения, шлаков и токсинов, наполняет клетки влагой и благотворно влияет на желудок, что необходимо в жаркое время года.

Ингредиенты:

  • 8 стаканов очищенной питьевой воды;
  • 1 стакан коричневого сахара;
  • 100 г измельченной мякоти имбиря;
  • Лаймовая цедра;
  • Корица;
  • 5 ст.л. черного листового чая;
  • Сок лимона или лайма (1 стакан без мякоти);
  • 1/2 стакана клюквенного сока.

Пошаговый рецепт приготовления:

  1. Смешайте сахар, воду, корицу, цедру и имбирную мякоть в небольшой алюминиевой емкости. Поставьте на огонь и доведите до кипения, после чего томите на среднем огне, постоянно помешивая, в течение 5-7 минут. Снимите напиток с плиты и остудите.
  2. Заварите чайные листья в течение 10 минут, после чего отделите их и охладите напиток в холодильнике.
  3. Сцедите сироп имбиря, соедините с охлажденным чаем, осторожно соблюдая пропорции на пробу. Если вам показалось, что напиток уже обладает достаточно насыщенным вкусом, оставьте излишки имбирной смеси до следующего использования.
  4. Добавьте в напиток клюквенный и лаймовый сок, снова охладите ваш Айс Ти.
  5. При подаче можно дополнительно сдобрить чай кубиками льда.

Травяной чай с лавандой

Такой ароматный травяной напиток лучше всего употреблять в вечернее время. Благодаря ингредиентам, чай отлично успокаивает нервную систему и расслабляет в преддверии сна. Незаменим для тех, кто страдает хронической усталостью, или бессонницей.

Ингредиенты:

  • 1 стакан свежих или сушеных листьев мяты;
  • 2 ст.л. засушенной лаванды;
  • 1,5 ст.л. сушеной аптечной ромашки.

Пошаговый рецепт приготовления:

  1. Листья мяты тщательно разотрите в отдельной емкости;
  2. Введите лавандово-ромашковую смесь и снова смешайте травы;
  3. Залейте горячей водой, накройте емкость тканью и оставьте хотя бы на полчаса;
  4. Остудите настой и охладите его.

Освежающий ягодный коктейль

Ингредиенты:

  • 400 г замороженной или свежей черники;
  • Полстакана лаймового или лимонного сока;
  • 4 стакана питьевой воды;
  • 4 пакетика чая;
  • 3/4 стакана сахара.

Пошаговый рецепт приготовления:

  1. Поместите ягоды и сок в небольшую миску, поставьте на огонь и доведите до кипения;
  2. Снимите с плиты, тщательно процедите с помощью сита;
  3. Заварите чайные пакетики в кипятке, выньте их спустя 5 минут;
  4. В чай введите сахар, остудите и соедините с ягодно-лимонной смесью;
  5. Охладите полученный напиток и подавайте непременно со льдом.

Безалкогольная Сангрия

Популярный насыщенный коктейль из фруктов традиционно подается в виде спиртного. Однако его безалкогольный аналог ничуть не уступает ему в богатстве вкуса.

Ингредиенты:

  • 1 л виноградного/гранатового сока (или крепкий компот);
  • 0,5 л минеральной воды;
  • 2 апельсина;
  • 2 лимона или лайма;
  • Крупный грейпфрут.

Пошаговый рецепт приготовления:

  1. Отожмите сок из цитрусовых вручную, или с помощью соковыжималки;
  2. Измельчите остальные фрукты дольками;
  3. Смешайте все соки, включая виноградный, добавьте в них фрукты и поместите в стеклянный кувшин;
  4. Максимально охладите напиток. Перед подачей добавьте в каждый стакан немного минеральной воды и льда.
26 июня 2013, 16:58

Жаркий период года в самом разгаре и иногда мы думаем, чем бы охладиться, кроме мороженого? Оказывается существует великое множество прохладительных напитков, которые не только вкусные, но и полезные.
Приведу несколько рецептов разнокалиберных вкусняшек, которые можно сделать самим и порадовать свое семейство, особенно когда лень топать в кафе.
Кроме того на просторах интернета нашлось несколько весьма оригинальных вариантов, я решила, что хочу попробовать практически все, а вы? :)

Холодный кофе – отличная летняя идея, особенно для тех, кто не может себе представить ни дня без этого бодрящего напитка.

Iced coffee или охлажденный кофе

Нам понадобятся следующие составляющие:
1-2 чашки сваренного и охлажденного эспрессо;
1 чашка сахара;
1 чашка охлажденного кофе;
молоко по вкусу.

Очередность действий:
Сварите эспрессо;
Дайте эспрессо остыть, а затем наполните им форму для льда;
Оставьте в морозилке на несколько часов;

Пока замерзает кофе, приготовьте сахарный сироп. В кастрюле смешайте 1 чашку воды с одной чашкой сахара. На среднем огне доведите до кипения и подержите еще минутку. Потом отставьте в сторону и дайте охладится;
Сварите кофе, которое будете пить;
Заполните большой стакан кофейным льдом;

Налейте охлажденный кофе и добавьте молоко и/или сироп по вкусу; Сироп можно заменить любыми готовыми сиропами, которые продаются в магазинах: карамельные, мятные, ореховые, вишневые.


Коктейль «Бамбл»

Ингредиенты:
Эспрессо (для фанатов - двойной),
100 мл свежевыжатого апельсинового сока (примерно 1 апельсин),
3-4 чайные ложки карамельного сиропа.

Собственно, на этом все.
Наливается в стакан сначала сироп, затем сок, в самом конце чуть охлажденный кофе, потом добавляем несколько кусков льда. Напиток готов.

Как правило этот коктейль получается слоистым, но для его приготовления нужна барная ложка (или лезвие ножа), в любом случае, даже если слои перемешались, получается очень вкусно:)

Гляссе

Гляссе, пожалуй, один из самых простых в приготовлении кофейных напитков.
Кроме кофе, в нем присутствуют только сахар и обязательно сверху мороженое. Это обычный черный кофе (10–12 г молотого кофе на 200 г воды) варят с небольшим количеством сахара и охлаждают, добавляя сверху ванильный пломбир.
Кофе «гляссе» будет более вкусным, если при его варке добавить в сухой кофе 1/5 часть сухого какао. Иногда мороженое поливают сверху шоколадным сиропом и украшают взбитыми сливками.

Кофе фраппе

Это легкий напиток, который каждый готовит по-своему. Общая идея – это холодный кофейный напиток на основе измельченного льда и кофе эспрессо.
Традиционный кофе фраппе включает в себя следующие обязательные ингредиенты:
- доппио (двойной эспрессо из 14 г кофе тонкого помола и 50-60 мл воды, но если готовится дома, то подойдет любой обычный кофе);
- молоко (3,0-3,5% жирности, холодное) – 100 мл;
- кубики льда – 3-5 шт;

Фраппе допускает самый широкий спектр добавок. Зимой лучше использовать "тяжелые" компоненты: шоколад, мороженое, сливки, мёд, орехи. Летом - фрукты и ягоды. В
Все ингредиенты, кроме льда, помещаются в блендер, перемешиваются на пониженной скорости. Затем добавляется лёд, размолотый также на пониженной скорости.

Frappuccino

Все права на рецепт и название "фраппучино" принадлежат компании Старбакс. Фрапуччино выведен на рынок 1995 году, его небывалый коммерческий успех вызвал целый бум охлажденных кофейных напитков.

Ингредиенты для стандартной порции 460 мл:
- доппио (двойной эспрессо);
- 100 мл холодного молока;
- 1 столовая ложка сахара;
- 200 г льда.

Ингредиенты перемешать в блендере до мелкой крошки, подавать в высоком стакане с соломинкой. Если в напиток добавить немного карамельного или шоколадного сиропа и украсить сверху взбитыми сливками - получится карамельный фраппучино. Если же добавить туда немного шоколадного сиропа, то получится фраппучино мока.

Холодный чай

Чай - один из самых популярных напитков в мире. Он прекрасно утоляет жажду, тонизирует, благотворно влияет на нервную систему, повышает работоспособность.

Для заваривания чая лучше использовать стеклянный или фарфоровый чайник с толстыми стенками. Обдайте чайник горячей водой, засыпьте заварку и залейте кипятком. Для черного чай нужен крутой кипяток, для зеленого - слегка остывший (60°С). Зеленый чай лучше сразу наливать в чашку. Если вы завариваете черный, надо подождать 3-5 минут, пока чай настоится.

В России существует традиция "женить" чай, после того как он заварится: из чайника выливают немного чая в чашку, а потом заливают назад. Таким образом, взвешенные частицы чайного листа оседают на дно, а чай получается вкусный и ароматный.

Холодный чай можно пить в чистом виде, со льдом. Можно смешать разные виды чая, например, черный и зеленый или добавить в чай фруктовый или ягодный сок, сироп, лимон, специи. Особенно хорош в жару чай с мятой: положите в чайник перед заваркой несколько листиков свежей мяты или щепотку сушеной. Для придания приятной шипучей консистенции можно разбавить чай газированной минеральной водой.

Холодный фруктовый чай

Заварите крепкий черный чай, добавьте сахар (на 200 мл чая 3 чайные ложки), несколько кубиков льда (по вкусу). Сверху положите мелко нарезанные фрукты-цитрусы: лимон, лайм, апельсин, грейпфрут. Подождите, пока лед растает и влейте 3 чайные ложки гранатового сиропа. Украсьте веточкой мяты – и чай готов!

Лимонад классический

На 5 литров лимонада нужно взять 6 лимонов, 2 стакана сахара, полстакана лимонного сока, 6 стаканов воды, листья мяты, несколько кубиков льда.
Нарежьте лимоны кружочками, разложите их на противне, посыпьте сахаром и збрызните водой. Разогрейте духовку до 170 градусов и поместите в нее противень с лимонами. Запекайте в течение получаса. Измельчите запеченные лимоны в блендере, сложите в банку, залейте холодной кипяченой водой с разбавленной в ней лимонным соком. Настаивайте в течение 4 часов.
При подаче лимонада добавьте в бокалы лед и листья мяты.

Молочные коктейли

Молочные коктейли готовят на основе молока и молочных продуктов: кефира, йогурта, сливок, мороженого с добавлением фруктов и ягод (бананов, ананасов, клубники, вишни, малины, смородины и др.), какао, шоколада, мяты, имбиря, кардамона, ванилина, меда. Чтобы коктейль был освежающе-прохладным, его делают из мороженого или кладут в него колотый лед.
Приготовить молочный коктейль очень просто. Нужно смешать все ингредиенты в шейкере, блендере или взбить миксером. Взбивать надо на максимальной скорости и очень недолго – обычно 20-30 секунд бывает достаточно, чтобы образовалась пышная пена.

Молоко для коктейлей подойдет любое, лучше средней жирности (2,5 – 3%). Главное, чтобы оно было холодным: чем холоднее молоко, тем легче его взбить.

Мороженое. Можно приготовить коктейль на основе мороженого: взбейте его с молоком. Оптимальная пропорция – 1:1, но если вам нужен более густой коктейль, увеличьте долю мороженого.
Если вы хотите, чтобы ваш коктейль был еще полезнее, вместо мороженого и молока используйте кефир или йогурт.

Фрукты и ягоды лучше использовать свежие. Но и из замороженных можно приготовить хороший молочный коктейль. Для этого надо их разморозить и слить лишнюю жидкость.
Фрукты можно немного размельчить блендером отдельно, а затем добавить остальные ингредиенты и взбить. Нежные ягоды нужно взбивать сразу вместе с молоком.

Есть еще один способ сделать коктейль с ягодами или фруктами. Крупные плоды нарежьте на небольшие куски, мелкие можно взять целиком. Положите фрукты в стакан, взбейте молоко с мороженым и залейте их получившейся пеной.

Колотый лед кладут в коктейль как в процессе взбивания, так и в уже готовый напиток.Украсить коктейль можно взбитыми сливками, тертым шоколадом, кусочками фруктов, листьями мяты.
Подавать молочный коктейль надо сразу после приготовления, пока он холодный, а пена не осела.

Коктейль из ананаса и кокоса

Что нужно:
200 мл кокосового молока
400 г мякоти ананаса
0,25 л холодной питьевой воды
банан

Что делать:

Мякоть ананаса поместить в блендер, измельчить до состояния пюре, переложить в контейнер с крышкой. Чашу блендера вымыть. Банан очистить, поместить в блендер, добавить кокосовое молоко, размолоть до однородности, также поместить в контейнер с крышкой.В высокий стакан выложить 3 ст. л. мякоти ананаса, влить немного воды, перемешать. Добавить смесь банана и кокосового молока. Слегка размешать.

Напиток с лаймом и малиной

Что нужно:
2 стакана малины
3/4 стакана сахара
1 стакан свежего сока лайма
веточки мяты для украшения

Что делать:
В блендере или кухонном комбайне превратить в пюре 1 стакан малины с 1 стаканом хорошей питьевой воды. Протереть пюре через мелкое сито. В большой кувшин налить 2,5 стакана слегка теплой питьевой воды, добавить сахар и размешать до полного растворения сахара. Вылить в кувшин пюре и лаймовый сок, положить оставшуюся малину и перемешать.
Наполнить высокие бокалы кубиками льда, разлить напиток и украсить веточками мяты.

Комбинируя различные соки и ягоды, можно приготовить много вариантов разных освежающих напитков на каждый день недели. Например, из клубники и лимонного сока, из персиков и апельсинового сока, из ананаса и лаймового сока. А любители алкогольных коктейлей могут заменить цитрусовый сок на бокал белого игристого или сухого вина.

Сорбе

Сорбе (сорбет) – это арабское слово "шербет", произнесенное на французский манер. Арабы называли шербетом несколько разных блюд: сладкое густое кушанье из фруктов, сахара, орехов и шоколада, разведенные водой соки с пряностями, а также прохладительные напитки с вареньем. Во французскую кулинарию шербет пришел как один из видов фруктового или ягодного мороженого, приготовленного без добавления молока, сливок и какого-либо жира. Сорбе можно назвать диетическим десертом, ведь калорий в нем мало, а витаминов много. По сути сорбе – это замороженное фруктовое пюре с небольшим количеством сахара.

Сорбе можно сделать практически из любых ягод и фруктов, главное, чтобы они были довольно сочными. Очень приятное сорбе получается из арбуза и дыни благодаря их освежающему вкус.

Приготовление сорбе.
Существует несколько способов приготовления сорбе. Вот самый простой: фруктовое или ягодное пюре положите в форму для заморозки и поставьте в морозилку примерно на 3 часа. Чтобы сорбе было однородным, нужно его несколько раз перемешать в процессе заморозки.

Сорбе из ягод. Если вы делаете сорбе из клубники, смородины, клюквы, протрите ягоды через сито, чтобы в десерт не попали зернышки и кожица. Можно использовать для приготовления сорбе ягодный сок.

Дополнительные ингредиенты. Чтобы сорбе приобрело освежающую кислинку, можно налить в фруктово-ягодное пюре немного лимонного сока. Для придания особого вкуса в сорбе иногда добавляют алкогольные напитки: ликеры, водку, вино.

Клубничный сорбе

Ингредиенты:
500г клубники
200г яблочного сока
сок 1-го апельсина
200г сахара

Как приготовить:
Клубнику засыпать сахаром и отставить на 1-2 часа, чтобы пустила сок. С помощью блендера превратить клубнику с соком в пюре, добавить яблочный сок и сок апельсина. Вылить в плоскую емкость для заморозки и отправить в морозилку. Помешивать каждые 30 минут, чтобы смесь не превратился в кусок льда. Замороженный сорбе имеет очень нежную и кристаллическую структуру.

Выложить в вазочки, украсить сливками или листочками мяты и подавать.

Ну что ж леди и джентльмены, надеюсь мне удалось соблазнить вас на приготовление чего-нибудь эдакого.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»