Латынь алфавит в медицинском училище. Латинский язык для начинающих и «с нуля. Как самостоятельно выучить латинский язык

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

ПАДЕЖНАЯ СИСТЕМА ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВОГО СКЛОНЕНИЯ
ГЛАГОЛ «БЫТЬ»

В латинском языке, как и в русском, имена существительные различаются по числам и падежам. Падежи эти следующие:

Nominatīvus – Именительный
Genetīvus – Родительный
Datīvus – Дательный
Accusatīvus – Винительный
Ablatīvus – Отложительный
Vocatīvus – Звательный

Изучение словарного запаса - это половина битвы. Как ваш ребенок узнает все эти большие слова в своем научном образовании? Какую подготовку мы даем нашим ученикам, чтобы помочь им справиться с огромными потребностями в изучении специализированных словарей наук, которые он изучит в средней школе и колледже? Латинский язык дает коренные слова для специализированных словарей не одного, не наполовину, а всех современных наук.

Вы видите, откуда-то должны появляться новые научные термины. Люди не просто сочиняют новые звуки и слова из ничего. Все они происходили из древних классических языков, латинского и греческого. Подумайте о латыни и греческом языке как о большом карьере, где ученые идут, чтобы выкапывать новые слова.

Первые четыре падежа латинского языка в целом соответствуют первым четырём падежам латинского языка. О двух последних следует сказать особо. Отложительный падеж (Ablatīvus) соответствует русскому творительному падежу, русскому предложному падежу, и, кроме того, представляет собой падеж, обратный дательному. Если дательный падеж отвечает на вопросы кому? чему?, то отложительный падеж – на вопросы от кого? от чего? откуда?
Звательный падеж (Vocatīvus) ни на какой вопрос не отвечает. Эту падежную форму принимают имена существительные, стоящие в позиции обращения. На современный русский язык Vocatīvus переводится именительным падежом. В старорусском языке ему соответствовали формы «Боже», «княже», «друже», «отче», «старче» и т. д.
Все существительные латинского языка распределяются между пятью склонениями. Склонением называется группа существительных, имеющих одинаковый набор окончаний. К первому склонению относятся имена существительные, оканчивающиеся в именительном падеже единственном числе на –а. Почти все они относятся к женскому роду, и лишь немногие исключения, список которых будет приведён ниже – к мужскому.
Рассмотрим это склонение на примере существительного ancilla – «рабыня, служанка».

Теперь, какова сложная часть изучения новой науки? Что такое грамматика науки? Изучение специализированного словаря каждой новой науки - это половина битвы. Вот несколько научных терминов, которые появляются даже в начальной школе. Весеннее равноденствие - это один день весны, когда день и ночь равны.

Или три вида пород, которые учащиеся учатся в геологии: магматические, осадочные и метаморфические. Латинское слово для огня - это восход, из которого мы получаем воспламенение и магматическую скалу, расплавленную скалу, сделанную из огня. И, наконец, метаморфические породы, такие как мрамор и гранит, представляют собой камень, который сильно изменил форму под большим давлением. Вы смотрите на потребление натрия? Ваш ребенок увидит многие из этих символов для общих элементов на упаковке сегодня.

Singularis – Единственное число Pluralis – Множественное число

N. ancīlla – служанка ancīllae – служанки
G. ancīllae – служанки ancīllārum - служанок
D. ancīllae – служанке ancillis – служанкам
Ac. ancillam – служанку ancillas – служанок
Ab. ancillā – служанкой ancillis – служанками
V. ancīlla – служанка! ancīllae – служанки!

Спряжение глагола «быть» в настоящем времени

Есть около шести элементов, которые были известны древним, и их химические символы исходят от их латинских имен. Счастлив человек, который знает причины вещей. Естественно, мы хотим знать причины. Большинство причин скрыты в истории и выявляются на латыни.

Латинский студент не должен удивляться, почему множественное число грибов - это грибы или множественное число бактерий - это бактерии. Это всего лишь мужские и средние окончания латинских существительных. Ему не придется бороться с биологическими терминами. Деревья, которые держат свои листья всю зиму, вечнозеленые, достаточно легкие английские слова; но деревья, которые теряют листья, лиственные, не так легкие слова, если вы не знаете латынь.

В латинском языке, в отличие от русского, невозможно построить предложение без глагола. Если по-русски мы можем сказать «Пётр - судья», то по-латыни – только Petrus est judex, т. е. «Пётр есть судья». Глагол «быть» спрягается в настоящем времени следующим образом.

esse – быть

sum – я есть sumus – мы есть
es – вы есть estis – вы есть
est – он, она, оно есть sunt – они есть

Вся система классификации всех живых существ, растений и животных основана на латыни и греческом языке. Даже математические термины исходят из латыни. Целочисленный означает свежий, неповрежденный, цельный на латыни, и, следовательно, целые числа являются целыми числами. Потому что это достойно веры. Показатель - это номер, расположенный за пределами строки письма, а корень - корень числа. Радикалы, помнишь? Есть кое-что о том, что вы действительно знаете корневое слово, которое не только помогает вам запомнить новый термин, но и углубляет ваше понимание его смысла.

Упражнение I
Просклоняйте следующие существительные:

Vita – «жизнь», terra – «земля», aqua – «вода», familia – «семья», schola - «школа», victoria – «победа», insŭla – «остров», via – «дорога», bestia – «зверь, животное», silva – «лес», injuria – «обида, несправедливость».

Упражнение II
Переведите предложения на русский язык. Затранскрибируйте их русскими буквами.

# 4 Латынь - это язык права, власти, логики и богословия

Хотя большое количество слов в науке происходит от греческого языка, закон является исключительной областью латинского языка. Римляне преуспели в практическом праве права и власти, и именно от них мы получаем наш юридический и политический язык. Сколько из этих слов вы знаете значения? Латынь неоценима для студентов бизнеса и права.

И хотя логика была впервые объяснена Аристотелем по-гречески, она была действительно разработана и систематизирована школьниками в средние века - на латыни, конечно. А на Западе даже христианское богословие разрабатывалось на латыни. Многие из оригинальных слов были греческими, но все они были отфильтрованы по латинскому языку. На самом деле все, что дошло до нас из древнего мира, было пропущено через латынь. Иногда они захватывали существующие латинские слова и давали им новые значения, такие как благодать, которая означала пользу или благодарность.

1) Terra est sphaera. 2) Jurisprudentia est schola vitae. 3) Illae puellae sunt amīcae. 4) Illae puellae sunt discipŭlae scholae nostrae. 5) In silvis patriae nostrae sunt bestiae. 6) Vita bestiārum non longa est. 7) Sumus incŏlae insǔlae. 8) Incŏlae insulārum quoque estis.

amīca (f)- подруга
bestia (f) – животное, зверь
discipŭla (f) – ученица
illae (f) – эти
in – в
incŏla (m, f) – житель, жительница
insŭla (f) – остров
jurisprudentia (f) – юриспруденция
longa – длинная, долгая nostra - наша
patria (f) – родина
puella (f) – девочка
quoque – тоже, также
schola (f) – школа
sphaera (f) – шар, сфера
silva (f) - лес
terra (f) – земля
vita (f) - жизнь

Христиане благословили новый духовный смысл - незаслуженную милость Бога, христианскую благодать. Тринити. И три, и одно одновременно. Многие хорошо знают богословские концепции на латыни. Мы созданы Имаго Дей, по образу и подобию Бога, и из нихило, из ничего.

# 5 Латынь - самый эффективный способ изучения грамматики английского языка

Сколько новых программ грамматики не дали результатов? Сначала это была простая грамматика, и теперь это Ширли-грамматика. Проблема не в этих программах; проблема связана с английской грамматикой. Почему английская грамматика так трудно учить? Существует несколько причин, первая из которых суммируется этими наблюдениями.

Упражнение III
Из упражнений I и II выпишите слова:
а) заимствованные русским языком без изменения значения;
б) заимствованные русским языком с изменением значения;
в) заимствованные изучаемым вами иностранным языком без изменения значения;
г) заимствованные изучаемым вами иностранным языком с изменением значения.

Тема вторая. Латинский глагол (verbum) в настоящем времени (presens)

Студентам трудно анализировать то, что они используют инстинктивно, потому что студенты не нуждаются в грамматике, чтобы использовать свой собственный язык, поэтому английская грамматика для большинства студентов бесполезна и скучна. Английская грамматика не связана со студентами. . Вторая причина заключается в том, что английская грамматика слишком абстрактна для грамматической стадии. По-моему, речь идет о том же уровне абстракции и сложности, что и алгебра. Когда Дороти Сейерс в «Потерянных средствах обучения» рекомендовала грамматику на грамматической сцене, она не говорила о грамматике английского языка, анализе и диаграммах; она говорила о запоминании латинской грамматики.

Тема четвертая. Прошедшее время несовершенного вида (imperfectum) или простое прошедшее

Тема шестая. Имена существительные третьего, четвертого и пятого склонений

Тема седьмая. Прошедшее время совершенного вида (Perfectum)

Тема восьмая. Причастие и отглагольное существительное

Тема девятая. Склонение и степени сравнения прилагательных и наречий (nomina adiectiva et proverbia)

Запомните, помните, согласуется с этапом грамматики, а не анализом, который принадлежит логической стадии. Английская грамматика абстрактна и невидима из-за ее отсутствия структуры и перегиба. Но латинская грамматика является конкретной и видимой из-за ее структуры и перегибов. Надутые языки имеют имена существительных, которые сообщают вам, что существительное делает в предложении. Является ли существительное субъектом, прямым объектом или косвенным объектом?

Посмотрите на первые два предложения, чтобы увидеть перегиб. В первом предложении «королева» является прямым объектом, потому что ее окончание говорит об этом. Во втором предложении Мария является прямым объектом; его конец, я, вам это говорит. Когда Мария является предметом, она заканчивается на а, и когда Мэри является прямым объектом, она заканчивается на -ам, как он и он на английском языке. Вы видите, как латинская грамматика видима и конкретна? Вы можете видеть и слышать разницу между предметом и прямым объектом на латыни.

Тема десятая. Сослагательное наклонение (coniunctivus)

Тема одиннадцатая. Имя числительное, римское летоисчисление и календарь

Тема двенадцатая. Неправильные глаголы

Тема тринадцатая. Более сложные явления латинского синтаксиса (придаточные предложения, инфинитивные и независимые обороты)

Тема четырнадцатая. Латинское стихосложение

У флексированных языков также есть глагольные окончания, которые говорят вам, кто выполняет действие глагола, и когда. Инфляция делает грамматику видимой и бетонной. Английская грамматика абстрактна и скрыта, потому что она не отражена. Он бессистемный, неструктурированный, ненадежный и непоследовательный. Мы свободные люди, любящие свободу.

Существует третья проблема с английской грамматикой: английская грамматика! Изучение иностранного языка - самый эффективный способ изучения грамматики. Трудно анализировать то, что вы инстинктивно используете. И что более естественно и трудно думать, чем ваш собственный родной язык? Ребенок из трех или четырех человек говорит в полных предложениях с предметами и предикатами, глаголами, прямыми объектами, косвенными объектами, предлогами, собственниками, причастиями, герундами и инфинитивами - все без инструкций.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ЛАТИНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ

РУССКО-ЛАТИНСКИЙ СЛОВАРЬ

ц (перед e, i, y, ae, oe), к (в остальных случаях)

к (употребляется только в слове Kalendae)

в сочетании qu – кв

с (з между гласными)

и (в словах греческого происхождения)

Примечание. Сочетание ngu читается [нгв] (или [нгу], перед гласным); ti читается как [ци] перед гласным, [ти] перед согласным; двугласные ae и oe читаются как [э], двугласные au и eu читаются в один слог (с неслоговым у: [ау], [эу]).

Вам не нужно говорить ребенку, чтобы он поставил предикат в свой приговор, не так ли? Вы когда-нибудь говорили: «Теперь не забудьте свой косвенный объект» или «Эй, что случилось с этим причастием»? Поэтому, когда ученик пытается проанализировать что-то, что он использует естественно и узнал подражанием, он считает его бесполезным и скучным. Но иностранный язык иностранный. Студент должен сломать его, чтобы изучить его. Изучение иностранного языка использует технику, которая гарантированно открывает глаза и развивает более глубокое понимание - контраст и сравнение.

Правила ударения. Латинские слоги бывают краткими или долгими (долгота и краткость гласных обычно отмечается в словарях). Кроме того, долгими считаются закрытые слоги. Например, в слове documentum слог men закрыт, поскольку за его гласным следуют два согласных. Открытые слоги, в свою очередь, всегда краткие. Например, в слове ratio слог ti краток, так как он открыт, т. е. за его гласным следует гласная i. Открытым, следовательно, кратким считается также слог, за гласным которого следует одна согласная, например, слог bi в слове mobilis. Ударение в латинских словах ставится регулярным образом. Оно стоит на предпоследнем слоге, или на третьем от конца, если предпоследний краток, т. е. ударение, образно говоря, тяготеет к середине слова и никогда не ставится на последний слог (за исключением, разумеется, случая, когда слово состоит из одного слога).

Мы действительно ничего не видим, пока не увидим это по сравнению с чем-то другим. Контраст и сравнение углубляют понимание. Это заставляет субъект входить в перспективу, оживать. Восприятие глубины требует двух глаз. Пока мы не увидим двумя глазами, мы похожи на Циклопа, один большой глаз, который видит много, но с небольшим пониманием. Изучение иностранного языка происходит двумя глазами; это глаз.

И чтобы мы не вернулись к аргументам «почему не испанской грамматики», когда речь заходит о грамматике, грамматики, как латинская грамматика, не существует. Латынь - самая упорядоченная, логичная, дисциплинированная, структурированная, систематическая, последовательная грамматика. Каждый урок на латыни является уроком в логике. Латынь - это грамматическая система, которая не имеет аналогов среди всех языков. Испанский язык очень замечательный, но когда дело доходит до грамматики, оно не приближается.

Тема первая. Имя существительное (nomen substantivum)

Латинское существительное, как и русское, склоняется по падежам, однако количество падежей и их функции в латинском языке несколько отличаются от русского. Латинские существительные делятся на пять типов склонения, которые мы последовательно рассмотрим. Сейчас же начнем с двух самых простых и регулярных типов склонения – первого и второго.

# 6 Латынь - лучшая подготовка для изучения любого языка

Латинская грамматика учит английский лучше, чем английский, обучает английскому языку. Это подводит меня к 6-й причине изучения латыни. Латынь - лучшая подготовка для изучения романского языка или любого языка. Когда вы действительно поймете, как работает язык, задача изучения нового языка будет более чем сокращена наполовину. Зачем соглашаться только на один язык? Изучите дюжину, но сначала изучите латынь.

# 7 Латин эффективно развивает и обучает ум

Латынь - это самый эффективный инструмент, который мы должны развивать и тренировать умы молодых. Он не только сокращает половину задачи изучения другого языка, но и облегчает изучение любого предмета. Студент, который научился учиться на латыни, станет лучшим учеником во всех других предметах. Латынь - непревзойденная система. Как только вы изучите одну систему, вы научитесь систематически мыслить и подходить к любому новому предмету с значительно улучшенными навыками обучения.

Практическими признаками этих склонений являются: окончание -а в именительном и -ае в родительном падежах единственного числа для первого склонения, и окончания -us, -er, -um в именительном и -i в родительном для второго склонения.

Таким образом, к первому склонению относятся существительные с основой на -а. Например, culpa, culpae (вина). В основном они женского рода, за исключением немногочисленных существительных мужского рода, обозначающих профессии, например, poeta, poetae (поэт), nauta, nautae (моряк), agricola, agricolae (земледелец).

Видите ли, предметы делают больше, чем предоставляют информацию. Субъект формирует умы учеников, впечатляя своими собственными качествами. Вы слышали выражение, что вы есть то, что вы едите. Точно так же ваш ум становится таким, каким вы учитесь. Ваш ум берет на себя качества предметов, на которых он живет. Формирующий аспект предметов также важен, если не более важен, чем информация, которую они предоставляют. Например, предмет литературы учит прозрению, восприятию и состраданию к человеческому состоянию.

Предмет истории развивает суждение, проницательность, проницательность и мудрость; Предмет математики учит точности и логике. Эти качества ума бесценны и что отличает образованного человека от необразованных. Точно так же ум ученика, получившего образование на латыни, берет на себя латынь: логику, порядок, дисциплину, структуру. Латынь требует и учит вниманию к деталям, точности, терпению, точности и тщательной, честной работе. Латынь образует умы ваших учеников. Подумайте о разуме, как о теле. Латынь - это умственная тренировка, а латынь - ваш умственный тренер.

Второе склонение сложнее и включает в себя имена мужского и среднего рода. При этом к среднему роду принадлежат существительные, оканчивающиеся на -um. По общему правилу (для всех склонений), именительный, винительный и звательный падежи имен среднего рода всегда совпадают, а во множественном числе всегда оканчиваются на -а. Для имен на -us второго склонения – единственный раз во всей системе латинского склонения – звательный падеж не совпадает с именительным: meus amicus verus, мой верный друг, но – mi amice vere, о мой верный друг! Большинство имен на -us оканчиваются в звательном падеже на -е, за некоторым исключением – nulla regula sine exceptionibus: имена собственные на -ius, такие как Publius – Publi, а также местоимение meus и существительное filius в звательном падеже оканчиваются на -i: meus – mi, filius – fili.

Дательный падеж во множественном числе всегда совпадает с отложительным (ablativus – отложительный падеж, который может означать отделение, орудие действия, место и время и переводится на русский язык с помощью различных падежей).

Просклоняем, например, такие существительные: familia, ae, f (семья), locus, i m (место), ager, i m (поле), damnum, i n (ущерб).

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Остальные клеточки заполните самостоятельно!

Nota bene: слова, для того чтобы они имели смысл, должны согласоваться в роде, числе и падеже. Не забудьте также, что существительные и прилагательные второго склонения на -er при склонении имеют чередование, e.g. (exempli gratia): nom. ager, gen. agri, etc. (et cetera). За исключением – как будет по-латыни «Правил нет без исключений»? – нескольких прилагательных, которые следует запомнить:

liber, liberi; miser, miseri; asper, asperi; tener, teneri.

Латинские предлоги употребляются с двумя падежами – винительным и отложительным, причем большинство из них согласуется с тем или другим падежом, за исключением предлогов in (в, на) и sub (под). Например, in silva (в лесу), in silvam (в лес). Список предлогов см. в грамматическом справочнике.

Теперь просклоняйте такие словосочетания:

tua prima cura magna, poeta clarus, meus et noster amicus verus, bellum domesticum, collega bonus, nauta miser, agricola liber, tutela legitima, titulus iustus, culpa lata, causa privata, dolus malus, edictum perpetuum, iustae nuptiae, aeterna historia, terra incognita, persona suspecta, pia desideria.

Переведите и запомните.

Ad gloriam. Ab hoc et ab hac. Ab origine. Lapsus calami. Lapsus linguae. Nomina sunt odiosa. Non multa, sed multum. Per se. Sine ira et studio. Status quo. Ultima ratio. Ex iusta causa. Ex aequo et bono. Ad hoc. Ad memorandum. Ad usum. Ex libris. In aeternum. Ubi bene, ibi patria. Sine loco, anno vel nomine. Ante Christum natum. Anno Domini. Vide supra. In dubio pro reo. Sine causa. Ex delicto. Contra tabulas. Pro forma. Curriculum vitae. Cum Deo. Ex cathedra. Nemo est iudex in propria causa. Non est philosophia populare artificium. Via antiqua est via tuta.

NB. Если вы что-то забыли, таблицу склонения существительных, прилагательных и местоимений вы найдете в грамматическом справочнике в конце вашего учебника. В словаре же вы сможете найти значение незнакомых вам латинских слов.

Тема вторая. Латинский глагол (verbum)

в настоящем времени (presens)

Выделяют четыре типа латинского спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с основой, оканчивающейся на –а, ко второму – с основой на долгое –е, к третьему – с основой на согласный звук, к четвертому – с основой на –i. Глаголы третьего спряжения, оканчивающиеся на согласную, нуждаются в соединительной (так называемой тематической) гласной.

Глаголы третьего спряжения к основе добавляют соединительную гласную

i во всех остальных случаях

NB. Таблицу спряжения глаголов вы найдете в грамматическом справочнике.

Глаголы могут употребляться в различных временах, залогах и наклонениях. Начнем с самого простого – настоящего времени изъявительного наклонения. Образуется оно довольно просто: к основе глагола (не забудьте о соединительной гласной!) добавляются личные окончания действительного или страдательного залога, которые следует запомнить:

действительный залог

страдательный залог

Запомнив это, вы сможете сказать по-латыни все что угодно. Не верите? Попробуйте! Как сказать, например, брать, хватать? – capere, если забыли, то посмотрите в словаре. А как сказать я беру кошку? – Felem capio. О, меня захватывают в рабство! – наверное, думает кошка, или же: O, heu, in servitutem capior! – если это римская кошка, – и пытается убежать. Но скрыться от вас не так-то просто. Как результат, кошка взята – capta est. Но как сказать: «Я схватил кошку»? Этого вы еще не знаете. Хотя, наверное, кто-то уже знает, если посмотрел из любопытства один из последующих уроков учебника.

Нам только что встретились четыре формы глагола брать, хватать. Найдите их: capio – capta – capĕre – capior.

Capĕre – это неопределенная форма (третьего, как вы знаете, спряжения) глагола брать.

Capio – это первое лицо настоящего времени, я беру. Соответственно, capis, capit, capimus, capitis, capiunt – ты берешь, он или она берет, мы берем, вы берете, они берут.

Capta – это страдательное причастие прошедшего времени. Здесь оно женского рода (поскольку речь идет о кошке). Полная форма: captus, capta, captum – взят, взята, взято.

Теперь если вы посмотрите в словарь, то обнаружите, что все глаголы даны там примерно в таком виде: capio, cepi, captum, capĕre. Мы знаем все эти формы, кроме второй, которая выражает законченное действие и о которой речь впереди.

Наконец, capior – это форма настоящего времени страдательного залога. Напомню: тебя берут будет caperis, его или ее берут – capitur, нас берут – capimur, вас берут – capimini, их берут – capiuntur.

Повелительное наклонение образуется очень просто:

Сначала вы находите основу глагола, с тематической гласной, если это третье спряжение (т. е. то, что остается, если отбросить окончание -re от неопределенной формы), например: cape/re. Затем, если вы хотите сказать своему псу: ХВАТАЙ! – задача уже решена, так как CAPE! и будет означать указание взять. Если же у вас целая свора, то употребите вместо окончания -e другое, -TE (с тематическим гласным), и вы получите CAPITE!, что значит ЦАПАЙТЕ, ХВАТАЙТЕ!

Если вам, напротив, нужно сказать ФУ, НЕ СМЕЙ (или НЕ СМЕЙТЕ) ХВАТАТЬ! вы скажете NOLI (NOLITE) CAPERE!

Глагол esse быть, как и следовало ожидать, склоняется не вполне регулярным образом: sum, es, est, sumus, estis, sunt (я есть, вы есть, он есть и т.д.).

Переведите теперь и запомните несколько выражений! В каких формах употреблены здесь глаголы?

Noli accusare! Mittite! Es! Este! Noli esse captus! Nec tecum vivere possum, nec sine te. Rogo te, Luci Titi, petoque ad te! Credite mihi. Non credimus tibi. Isti libri tibi a me mittuntur. Noli dicere, si tacere debis. Divide et impera. Noli dicere quod nescis. Cognosce te ipsum. Da mihi veniam, si erro. Ne varietur. Probatum est. Ira non excusat delictum. Tantum scimus, quantum memoria tenemus. Commodium ex iniuria sua nemo habere debet. Credo. Veto. Absolvo. Condemno. In dubio abstine. Non licet. Dare, facere, praestare. Respondere, cavere, agere.

Думаю, вы теперь без труда переведете следующие тексты. Прочитайте и определите основные формы существительных и глаголов, которые встречаются в тексте. Имена существительные, которые вы встретите (за исключением mulier) принадлежат к первым двум склонениям.

Для облегчения перевода тексты нескольких первых разделов сопровождаются небольшим глоссарием. При переводе остальных текстов значение незнакомых латинских слов необходимо проверять по словарю. Долготу и краткость гласных, которую необходимо знать для правильного произношения слов, также уточняйте по словарю.

Puĕri Romāni cum paedagōgis in scholam propĕrant. Paedagōgi viri docti, sed servi erant.

Puellae domi manent et mater eas domi laborāre, coquere, sed etiam cantāre, saltāre, legere, scribere et recitāre docet. Multae matrōnae et mulieres Romānae doctae erant.

Puĕros magister in schola legĕre, scribĕre et recitāre docet. Magister librum habet, puĕri tabŭlas et stilos tenent. Puĕri in tabŭlis sententias scribunt, deinde recǐtant.

Magister bonus pulchre recǐtare potest, puĕri libenter audiunt; magister malus male recǐtat: pueri dormiunt. Sed magister virgam habet et puĕras verbĕrat. Orbilium, Horatii poetae clari magistrum, sevērum esse dicunt. Ita Horatius Orbilium per iocum "plagōsum" dicit, nam saepe puĕris plagas dat. Discipŭli magistri verba memoriā tenent: "Discite, pueri! Non scholae, sed vitae discǐmus."

domi – дома

stilus, i – палочка для письма, стиль

teneo, tenui, tentum, tenēre – держать

coquo, coxi, coctum, cocere – готовить, стряпать

mulier, mulieris, f. – женщина

virga, ae, f. – прут, розга

verbĕro, verberavi, verberatum, verberāre – бить

iocus, i – шутка

plaga, ae – удар

De servis Romanōrum

Latium in Italia est. Incŏlae Latii Latīni erant. Latium patria linguae Latīnae erat. Multae et pulchrae villae virōrum Romanōrum in Italia erant.

Romāni magnum numerum servōrum habent. Familia romāna ex dominis, liberis et servis constat. Servos Romani bellis sibi parant. Servi liberi non sunt, etiam filii servōrum servi esse debent. In villa opulenti viri multi servi laborant. Multi domini severi sunt, servos saepe vituperant et puniunt. Servi severos dominos non amant, sed timent. Recte etiam dictum est, inter dominum et servum nulla amicitia est. Cato, orator Romanōrum clarus, legere solet: Servus instrumentum vivum est.

Sed Graeci viri docti, qui servi Romanōrum erant, non in agri vel latifundiis laborāre debent. Multi servi docti paedagōgi, servi a libellis, bibliothecarii, librarii et etiam vestiplici vestiplicaeque et ornartrices erant. Alii servi Graeci morbos curant, alii liberos Romanôrum educant et pueros grammāticam, philosophiam, litteras docent. Magistri Graeci de claris poetis Graecōrum, ut de Homēro et Hesiōdo, et de philosophis, ut de Platone et Democrito et Pythagore et aliis viris doctis narrant. Liberi libros poetārum Graecōrum amant et saepe tragoedias et comoedias clarōrum poetārum legunt.

vitupero, -are, 1

soleo, solitus sum, solere, 2

servus a libellis

ornartrix, icis f

был, были

состоять

доставлять, добывать

иметь обыкновение

переписчик книг

раб или рабыня, которые следили за одеждой их господ

рабыня-парикмахер

Тема третья. Особенности латинского синтаксиса (простое предложение, место прилагательного и сказуемого, пассивные конструкции, падежи, предлоги и др.)

Построение латинского предложения отличается от русского некоторыми особенностями. Для того чтобы читать и писать по-латыни без ошибок, нужно помнить несколько простых правил.

Прежде всего, глагол-сказуемое, как правило, стоит в самом конце пусть даже очень длинного предложения. Всегда ищите его там! Подлежащее же, как правило, стоит в начале или ближе к началу. Для того чтобы убедиться в этом, просмотрите, пожалуйста, еще раз тексты, которые мы уже читали.

Далее, личные местоимения в латинском языке употребляются редко, поэтому предложение может состоять только из одного слова: lego означает я говорю. Так что будьте внимательны (audire debetis). В случае если глагол-сказуемое стоит в первом или во втором лице, подлежащее не ищите. Его нет. Если глагол стоит в третьем лице, то скорее всего вы найдете подлежащее в виде существительного в именительном падеже, если же его нет, то употребите местоимение третьего лица.

Прилагательные и местоимения ставятся (как во французском) после существительного к которому они относятся: amicus meus, vir doctus.

Очень многие вещи можно выразить по-латыни замечательно кратко. Не случайно латинские сентенции столь знамениты. Правда, русский язык почти не уступает латинскому. Например, клин вышибают клином будет clavus clavo pellitur, или лагерь укреплен валом – castra vallo munitur. Попробуете сказать это по-немецки или по-английски. Приведенные примеры – это так называемый страдательный оборот. Орудие действия (клин, вал) употреблены здесь в отложительном падеже (аблятиве) без предлога. Действующее лицо употребляется также в аблятиве, инструментальном падеже (который соответствует здесь русскому творительному), но с предлогом -a / -ab: castra a militibus vallo munitur лагерь укреплен воинами валом.

Очень интересным явлением латинского синтаксиса является так называемый двойной винительный падеж. Мы уже встречались с этим оборотом. Помните?

Ita Horatius Orbilium per iocum "plagosum" dicit –

Гораций в шутку называет Орбилия драчливым.

Такой оборот употребляется с глаголами со значением называть (apello, voco, dico, nomino), назначать, избирать (creo, facio, eligo), считать кого-либо кем-либо (puto, habeo, duco, existimo).

Двойной именительный падеж употребляется с глаголами, стоящими в пассивной форме. Сравните:

Praedium rusticum fundum apellamus.

Земельный участок называется фундум (двойной винительный).

Praedium rusticum fundus apellatur.

Земельный участок называется фундум (двойной именительный).

Латинские предлоги употребляются всего с двумя падежами – винительным и отложительным. Вы помните, что предлоги in в, super над и sub под употребляются с винительным падежом, когда они означают движение «в», «над» или «под», в то время как отложительный падеж указывает на местонахождение: in silvam propero, иду в лес, in silva est, находится в лесу, sub aquam, под воду, sub aqua, под водой. (Впрочем, в русском языке они употребляются так же.) Если теперь вы посмотрите на список предлогов в грамматическом справочнике, то увидите, что это более или менее общее правило: предлоги, означающие движение или пространственное расположение, обычно (хотя и не всегда) употребляются с винительным падежом, а остальные – с отложительным.

Переведите и запомните.

Culpa lata dolo malo aequiparatur. Incertae personae legatum inutiliter relinquitur. Nemo punitur pro alieno delicto. Invito benefitium non datur. Nemo debet bis punier pro uno delicto. Iniuria non praesumitur. Imperitia culpae adnumeratur. Negativa non probantur. Consilia multorum requiruntur in magnis. Victoria concordia gignitur. Asinus asinorum in saecula saeculorum. Cum servis nullum est conubium. Arbitrium est iudicium boni viri secundum aequum et bonum. Circulus vitiosus.

Сегодня задание вам будет посложнее. Попробуйте, пожалуйста, перевести на латынь, используя тексты из предыдущих уроков (прошедшее время переводите пока настоящим).

Мы знаем, что римские мальчики учились в школе, а девочки – дома. Детей в школе учили читать, писать, декламировать. Многие наставники были греками, поэтому они рассказывали (переведите: рассказывают) им о своей родине и о знаменитых греческих поэтах и философах. Наставника дети должны слушаться. Хорошего наставника они слушают с удовольствием. – «Знаете ли вы знаменитых греческих философов, дети?» – спрашивает учитель. «Знаем», – отвечает Марк, – «например, Пифагор и Демокрит были греческими мудрецами (sapiens, nom. plur. sapientes), но Платон был величайшим (maximus) философом». «А ты, Петр, знаешь ли ты, что твое имя (nomen) греческое?» – «Да, знаю. Греческое слово Petros означает камень (lapis)». «Правильно, мой мальчик!»

Тема четвертая. Прошедшее время несовершенного

вида (imperfectum) или простое прошедшее

Простое прошедшее время образуется действительно просто. К основе глагола добавляется суффикс -bā-, а личные окончания (активного или пассивного залога) остаются те же, кроме первого лица активного залога, где окончание -o переходит в -m. Например: amo (люблю) – ama-ba-m (любил), ama-ba-s, ama-ba-t, etc. и, соответственно, amor (меня любят) – ama-ba-r (меня любили), ama-ba-ris, ama-ba-tur, etc. В третьем и четвертом склонении соединительная гласная будет -е- : scrib-e-ba-m, dormi-e-ba-m.

Теперь немного потренируемся.

Перепишите, пожалуйста, текст De servis Romanorum, который мы читали, в простом прошедшем времени. К тому же это совершенно логично, ведь ни рабов, ни древнего Рима больше нет. Теперь сделайте то же самое с переведенным вами в прошлый раз текстом о римской школе. Bene!

Прочитайте текст о древнегреческих и римских богах и богинях.

Graeci et Romani multos deos et multas deas colebant et apud aras et in templis eis sacrificabant. Dei deaeque in Olympo sed etiam in templis habitare putabantur.

In Foro Romano rotundum templum Vestae deae erat, ubi Virgines Vestales ignem perpetuum custodiebant; non procul Atrium Vestae erat, ubi Virgines Vestales habitabant.

Primus in numero deorum et maximus Iuppiter, filius Saturni et Rheae esse nominantur. Locus, ubi Iuppiter sedebat et mundi imperium tenebat, Olympius altus esse putantur. Inde deus deorum, dominus caeli et mundi, tonabat et fulminabat: equi rapidi dei per totum mundum volabant. Uxor dei maximi Iuno, dea nuptiarum, erat. Secundus Saturni filius Neptunus deus oceani erat. Neptunus et uxor eius Amphitrita oceanum regnabant. Si deus aquarum per undas equis suis procedebat, mare tranquillum erat, si autem ira commotus tridente aquas dividiebat, oceanus magnus fluctuabat. Saturnis tertius filius Pluto, horridus dominus umbrarum, deus inferorum, et uxor eius Proserpina dea agriculturae sub terra habitabant. Iuppiter multos liberos habebat. Minerva dea sapientiae et belli erat; Diana dea silvarum, preterea dea lunae erat. Apollo, frater Dianae, deus artis et scientiarum, patronus poetarum, et Venus dea pulchra et preaclara amoris erant. Mars deus pugnarum, dum Bacchus laetus deus vini et uvarum erant. Inter arma tacent Musae.

fulmen, fulminis

– алтарь, жертвенник

– приносить жертву

– Веста, богиня домашнего очага, а также покровительница государственной жизни

– дева-весталка, жрица богини Весты. Весталки жили в особом доме рядом с храмом и хранили обет целомудрия

– вечный огонь

– греметь

– метать молнии

– молния

– летать

– выступать

– движимый

– трезубец

– волновать

Тема пятая. Будущее время (futurum I)

Так называемое первое будущее время у глаголов первого и второго спряжения образуется с помощью суффикса -b-. Глаголы третьего и четвертого спряжения в будущем времени имеют суффикс -a- в первом лице и -ē- в остальных. Удобно представить это в виде таблицы:

I и II спряжения

III и IV спряжения

Прочитайте:

In ludo litterario

"Publi, cur hodie in schola non eras?" – magister puerum rogat. At Publius: "Aeger eram, – inquit, – in schola adesse non poteram". "O te miserum! Erat-ne medicus apud te?" "Medicus me visitabat et mater medicinam asperam mihi dabat". "O te miserum! Sed responde, non-ne in Campo Martio heri eras et cum pueris pila ludebas?" Publius tacet, sed mox: "Queso, – inquit, – magister, medici verba audi: pila animum recreat et corpus confirmat. Ego praeceptis medici obtemperabam". Sed magister verbam Publi fidem non dat et: "Heri, – inquit, – tu pila animum recreabas, et ego hodie baculo corpus tibi confirmabo". Pueri a ludo domum currunt. Deinde in Campum Martium current, sed Publius domi manebit, nam medicina magistri aspera erat.

Pueri in Campo Martio non solum pila ludent, sed etiam current, salient et discum iacient. Viri Romani filios Athenas mittere solebant. Adulescentes in Graecia philosophiae studebant, verba clarorum oratorum audiebant, preclara aedifitia spectabant. Adulescentes Romani multos amicos in Graecia habebant. Marci amicus Athenis Romam venit, et cum Marco Romam visitat. Marcus amico Campum Martium monstrat et: "Est-ne, – inquit, – Athenis campus, ubi pila ludere et discum iacere potestis?" Et adulescens Graecus: "Athenis gymnasium et palaestram habemus, ubi viri et pueri cotidie corpora ludis gymnicis exercent".

Ludus litterarius =schola

sed: iaceo, iacere

Athenas, Athenis etc.

– О, бедный! Обратите внимание на то, что местоимение и прилагательное стоят в винительном падеже

– скоро, вскоре

– трость, посох

– метать, бросать

но: лежать

– В Афины, в Афинах

При ответе на вопрос куда? (quo?) названия городов употребляются в винительном падеже без предлога, в то время как отложительный падеж указывает на движение откуда? (unde?) или нахождение где? (ubi?)

Мы можем не только читать и писать по-латыни, но также и говорить. Можно, например, поговорить друг с другом, рассказать о вашем учебном заведении, о том, чем вы интересуетесь, что изучаете. Вы можете поведать о том, где вы были и что видели в других городах и странах, а также о своих планах. Наконец, вы просто можете сказать salvete! Начнем же составлять наш vade-mecum, латинский разговорник.

Следующие слова и выражения помогут вам рассказать о вашем городе и учебном заведении:

magnificus, a ,um

монумент

расположен

улица, путь

великолепный

строение

in charta monstrare, spectare

Russia nominatur

finitimus, a ,um

chartam, epistulam

на карте показывать, смотреть

наша страна

республика

называется Россией

соседний

знаменитый

был ли ты...?

рассказать

посетить

в следующем году

открытку,

посылать

Berolinum (Берлин)

Lipsia, ae (Лейпциг)

Lutetia Parisiorum; Parisii

Vindobona, ae (Вена)

Helvetia, ae (Швейцария)

orientalis, is (восточный)

occidentalis, is (западный)

Вам, вероятно, пригодятся несколько повседневных выражений, необходимых при разговоре:

Quis narrare, respondere etc. ... potest?

Здравствуй! Здравствуйте!

правильно

Будь здоров! Будьте здоровы!

Прошу прощения!

приношу благодарность, благодарю

–Как дела?

–Хорошо, я жив-здоров.

так, пожалуйста, ладно (вводное слово)

некогда, когда-то

Кто может рассказать, ответить...?

Почему...?

Что делаешь? Чем занят?

Не мог бы ты...?

Quis vestrum, quaeso, de terris et oppidis nobis narrare potest?

De schola narrate! Quid in ludo et post horam ludorum plerumque agetis?

Тема шестая. Имена существительные третьего,

четвертого и пятого склонений

Вы знаете первое и второе склонения имен существительных и прилагательных. Я думаю, что вам будет интересно узнать, как склоняются все остальные имена. Начнем по порядку.

Третье склонение

К этому склонению относят имена существительные и прилагательные всех трех родов, при этом окончания имен мужского и женского родов всегда совпадают, поэтому мы будем различать отдельно формы мужского-женского и среднего родов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»