Традиционная чайная церемония. Как современные японцы пьют чай. Кратко о церемонии

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Чайная церемония в Японии это особый ритуал, ведущий свое начало из средних веков и почитаемый по сей день.

Создали чайную церемонию монахи-буддисты, и вскоре она стала неотъемлимой частью японской культуры, прославив ее на весь мир.

Японская чайная церемония

В общих чертах чайная церемония является протекающей по определенным правилам встречей чайного мастера и его гостей для коллективного отдыха, созерцания красоты, скрытой в обычных вещах, разговоров, во время которых происходило чаепитие. Церемония проводится в специфически обставленном помещении и представляет собой действия, осуществляемые в определенном порядке.

Чайная церемония фото

Как проводить чайную церемонию

Перед началом таинства гости располагаются в помещении, где им подносятся маленькие чашки с кипятком, для того, чтобы вызвать у гостей предвкушение последующей церемонии как прекрасного и уютного события.

Затем гости идут через чайный сад тянива к чайному домику тясицу по покрытой камнями дорожке родзи, которая выглядит как горная тропинка и создает ощущение природной естественности. Этот переход имеет особый смысл - уход от жизненной суеты, мелких забот, волнений и несчастий.

Смотря на сад, участники церемонии предрасполагаются к духовному созерцанию и очищают мысли от повседневных забот.

Когда гости доходят до чайного домика, к ним выходит хозяин. По окончании спокойного, умеренного приветствия посетители идут к стоящему рядом колодцу и проводят церемонию омовения. Вода черпается небольшим ковшиком с длинной ручкой, участник церемонии омывает лицо, руки, полоскает рот, затем моет ручку черпака. Церемония омовения означает установление телесной и духовной чистоты.

Затем гости через маленький вход, обозначающий край обыденного, суетного мира, входят в чайный домик и разуваются. Маленькие размеры входа заставляют согнуться гостей, что обозначает их равенство на момент проведения церемонии - поклониться должен любой человек, вне зависимости от происхождения, денежного достатка или занимаемой должности.

Искусство чайной церемонии в Японии

Перед визитом участников чаепития хозяин разжигает огонь в очаге, ставит над ним котел с водой и размещает в специальной нише рядом с входом токоному (свиток с высказыванием, которое задает тематику церемонии), букет цветов и курильницу.

Фото токонома

Войдя в домик после гостей, хозяин отвешивает поклон и садится рядом с очагом, напротив остальных участников церемонии. Недалеко от хозяина находятся нужные для проведения чаепития предметы: деревянный ларец с чаем, чаша и мешалка из бамбука. Перед чаепитием, гостям подносится кайсэки - простая, некалорийная но изысканная еда, которая не насытит, но снимет чувство голода. Слово «кайсэки» происходит от нагретого камня, который в древние времена буддийские монахи клали за пазуху для смягчения голода. Перед самим чаепитием раздаются «омогаси» - сладости к чаю.

По окончании приема пищи участники церемонии ненадолго покидают чайный домик, чтобы прогуляться по саду перед основной церемонией пития чая. Пока гости находятся снаружи, хозяин вместо свитка кладет в токоному тябану – эстетический букет из цветов или веток. Эта композиция основывается на правиле единства контрастов, к примеру, это может быть сосновая ветвь, олицетворяющая надежность и прочность, рядом с цветком камелии, который обозначает чувствительность и хрупкость.

После возвращения участников в домик наступает основная часть церемонии – приготовление хозяином и питьё густого порошкового зелёного чая. Приготовление чая проходит в абсолютной тишине. Все действия и движения хозяина точно проработаны и размеренны, мастер движется в ритм с дыханием, гости сосредоточенно наблюдают за таинством, слушая звуки закипающей воды и потрескивание горящего очага. Это наиболее медитативный этап чайной церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, затем она наполняется кипятком, и чай перемешивается бамбуковой мешалкой до полного приготовления.

Посуда для японской чайной церемонии фото

Хозяин поклоняется участникам церемонии и передает чашу с густым чаем старшему гостю. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок фукуса, берет чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и делает глоток чая. После этого он опускает фукуса на циновку, вытирает края чаши и отдает ее следующему по порядку. Каждый гость подобным образом отпивает чай.

Питье чая из общей чаши олицетворяет единение участников церемонии. Когда гости опустошат чашу, она вновь пойдет по рукам пустая, чтобы каждый тщательно оглядел чашу, познал её очертания, вновь ощутил в руке.

Затем хозяин приготавливает лёгкий чай для каждого участника чаепития в отдельных маленьких чашках. Наступает время беседы, темой которой становится надпись на свитке в токонома, изящество композиции из цветов, чаша для чая, приготовленный мастером чай.

После окончания разговоров хозяин, просит прощения и уходит из чайного домика, обозначая этим окончание церемонии. Гости в последний раз оглядывают убранство, символику и утварь, используемую для приготовления чая, цветы в токонома, раскрывшиеся в конце чаепития и символизирующие время, проведенное гостями совместно.

Когда гости выходят из чайного домика, хозяин стоит рядом со входом и молча поклоняется покидающим церемонию. Затем хозяин какое-то время находится в чайном домике, мысленно возвращаясь к минувшему чаепитию и думая о чувствах, вызванных им. После мастер выносит посуду, убирает цветочную композицию, чистит татами и покидает чайный домик.

Чайная церемония в Японии видео

Интересное видео о японской чайной церемонии с комментариями переводчика.

Жанр статьи - Культура Японии

В первый раз японцы попробовали чай в VIII в. В это время, чай получил распространение в Китае, и постепенно проник в Японию, тем самым, положив начало искусству чайной церемонии.

Чайная церемония – это действо, в котором участвуют: устроитель церемонии и приглашенные участники. Прежде чем приступить к чайной церемонии, все участники, которых должно быть не более пяти человек, концентрируются на своих ощущениях, мыслях и чувствах, чтобы обрести необходимый психологический настрой. Только так можно ощутить всю духовность чайной церемонии и ощутить «вкус дзэн», что означает – «вкус чая».

Каждой детали чайной церемонии уделяется огромное значение, будь то- само помещение, чайная утварь, настрой гостей или последовательность действий.

Как проходит чайная церемония?

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Чайная церемония начинается с подготовки хозяина к будущему событию. Для этого он выбирает помещение, в котором будет проходить чайное действо, организовывает необходимый уют, подготавливает чайную утварь и свежие платки для приема гостей. Хозяин– главное действующее лицо на чайной церемонии, хотя по сути, он является только прислугой, который встречает гостей, выносит в специальную чайную комнату утварь, готовит чай, подносит его гостям, а по окончании уносит чайную утварь и провожает гостей. Однако, несмотря на это, хозяину предъявляются не меньшие требования.

Помимо подготовки самой чайной церемонии, он еще ответственен за выбор гостей. Для начала устроитель церемонии выбирает «главного гостя» праздника, который обязательно должен быть хорошо осведомлен о чайной церемонии, знать все тонкости ее проведения, и кроме этого – уважаемым человеком. Требования к «главному гостю» предъявляются по причине того, что именно он должен начинать чайную церемонию, подавая пример всем остальным гостям, пришедших в гости к хозяину. «Главный гость» должен быть извещен о том, что его приглашают на церемонию не позднее, чем за неделю до праздничного действа. После этого, приглашенное лицо, может либо подтвердить свое участие, либо вежливо отказаться. Если все же человек соглашается быть «главным гостем» и прийти на чайную церемонию, он должен вместе с хозяином церемонии рассмотреть и утвердить всех остальных гостей. Для этого, устроитель присылает список кандидатур, из которых нужно отобрать пять человек.

Чаще всего хозяин праздника посылает письмо, но в некоторых случаях, он может навестить гостя и переговорить с ним с глазу на глаз.

После согласования списка участников, которые будут приглашены и утверждения «главного гостя», хозяин начинает заниматься подготовкой письменных приглашений для всех гостей. В современной Японии, для этих целей все чаще используется телефон, однако до 30 годов, строгим правилом было либо со стороны гостя – нанести визит организатору праздника, либо направить срочное благодарственное письмо.

Еще одним важным предварительным шагом является согласование с гостями типа события, по случаю которого организовывается чайная церемония. Если это формальное событие, например, в честь какого-то торжественного случая, то мужчины должны надеть шелковое кимоно, специальную накидку черного цвета с начертанием белого знака, хакаму

(широкие штаны) и пояс белого цвета (таби). К женщинам, которые участвую в чайной церемонии, даже если она проходит по неформальному поводу, предъявляется строгое требование – их одежда не должна быть яркой и броской.

Огромные требования предъявляются и к пространству, где будет проходить чайная церемония. Такое пространство должно состоять из двух зон: открытой и закрытой. Открытая зона – это сад, а закрытая – это само помещение, где будет проводиться чайное действо. Гости, которые пришли на чайную церемонию сначала попадают в сад, а затем в чайную комнату. Такое расположение пространства, как бы очерчивает, ограждает чайную комнату от всего мира, делая ее таинственной и недосягаемой. При таком расположении пространства, соединяется энергия инь (закрытое помещение) и ян (садовая зона).

Можно немного укоротить))))

Японская церемония чаепития представляет собой необычный ритуал, уходящий своими корнями в эпоху Средневековья. Фактически она стала неотъемлемой часть культуры этой восточной страны.

На территорию Японии чай попал благодаря китайским монахам-буддистам. В контексте такого исторического прошлого многие обыватели предполагают, что у китайской и японской традиций чаепития очень много общего. В реальности же все несколько иначе, несмотря на наличие определенных тождественных аспектов. Главное общее звено – культ чая и всецелое погружение в происходящее таинство.

Не будем углубляться в историю возникновения этого мероприятия, а остановимся на ее ключевых аспектах.

Домик в саду

Традиционно небольшие чайные домики располагались в уединенных местах, исторически так сложилось, что таковыми были преимущественно сады. Гости должны заходить не сразу и не все вместе. Обувь необходимо снять у порога, а остальные вещи оставить в комнате.

К самому домику ведет небольшая дорожка из камня. Визуально она напоминает тропу в горах и является олицетворением отстранения от ежедневной суеты, хлопот и забот. Вечером и ночью тропинку освещают небольшие и не слишком яркие фонари, они должны лишь освещать дорожку, а не отвлекать внимание.

У входа располагается отдельный колодец, водой из которого необходимо омыть руки и лицо.

Домик должен быть простым, без какой-либо демонстрации богатства или роскоши. Внутри располагается всего одна небольшая комнатка.

Потолочная зона у входа – низкая, дабы все путники непроизвольно склоняли голову. Через такой вход не могли пройти самураи во всеоружии, поэтому они снимали все мечи за порогом, а вместе с ними и мирские, государственные и семейные заботы.

Основы и традиции

Для церемонии чаепития используют обычную посуду из глины или керамики. Никаких излишеств – доступность и простота. В Японии почитают не только стариков, но и соответствующую посуду, в отличии от той же европейской традиции.

Традиционный набор всего необходимого для церемонии хранился в небольших шкатулках. В сравнении с китайской традицией набор предметов и принадлежностей более чем скромный: небольшая мешалка для заварки, ложка для насыпания чая, 2-3 чашки для гостей, 1 большая чашка с которой пьют все, чайник для заваривания воды и сам чай.

Воду для заваривания чая необходимо поставить на огонь еще до прихода гостей. Непосредственно напротив двери, на стене висел старый завернутый свиток с определенным изречением, посвященным церемонии, посредством которого древние японцы и определяли тему для всех разговоров. В комнате непременно присутствовал и небольшой букет свежих цветов, курильница.

Хозяин должен встречать гостей снаружи, а вот в сам чайный домик входить после всех. До момента заваривания чая каждому посетителю предлагают легкие угощения. После небольшой трапезы все выходят на свежий воздух и готовятся к главному действу – чаепитию. Хозяину за несколько минут необходимо поменять букет цветов в нише на новый.

Постепенно гости входят в комнатку, а в это время хозяин приступает к завариванию порошкового напитка. Во время этой процедуры все внимательно прислушиваются к окружающим звукам, благодаря чему возникает эффект легкой медитации и абстрагирования от проблем.

В большую общую чашу засыпают чай, постепенно добавляя в него небольшое количество кипятка. Медленно помешивают бамбуковым изделием до образования однородной массы. На поверхности должна образоваться пена с зеленоватым оттенком. После чего добавляют воду и получают готовый чай.

Особой важности действие – передача чаши с напитком.

После того как хозяин поклонился, он передает ароматный напиток самому почетному из присутствующих гостей. Левая ладонь у гостя украшена шелковым платком. Чашу необходимо взять правой рукой, затем поставить ее на другую руку и отлить небольшое количество чая. Платок кладется на циновку, крайняя части общей чаши аккуратно вытирается салфеткой и блюдо передается по кругу.

Затем наступает не менее важная часть церемонии чаепития – умиротворенная беседа присутствующих, которые наслаждаются чаем. При этом обговаривать можно только ту тему, которая была указана в свитке.

После того как тему достаточно обсудят, а чай выпьют, хозяин выходит из домика, а гости в это время оценивают окружающую обстановку.

Постепенно они выходят из чайного домика. Хозяин кланяется каждому из гостей, сохраняя молчание. После чего входит в домик и сидит там несколько минут, вспоминая те чувства, которые сопровождали его во время церемонии. На завершающем этапе все убирается, и домик остается в чистом виде до следующей церемонии.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!

В рамках празднования 40-летней годовщины основания Сиднейской школы Урасенке (Chado Urasenke Tankokai Sydney Association), была проведена выставка чайной утвари (dogu/道具) , большинство предметов которой принадлежали Джону Хендерсону (John Henderson) /чайное имя Soei/. Жаль сам Джон не дожил до выставки. Собирал он чайную утварь в течении 35 лет.

Furo Daisu so Kazari — Kasane jawan
Приготовление чая коича с использованием двух чашек и стенда «Дайсу». Kasane-jawan/重ね茶碗 означает «сложенные чашки»

«Дайсу» (Daisu/台子) – особый вид переносной полки-подставки для процедуры формального типа. Может также использоваться в высших типах чайной церемонии «гё-но-гё дайсу» (Gyou-no-gyou daisu / 行之行台子) и «син-но-гё дайсу» (Shin-no-gyou daisu / 真之行台子).

Вообще-то, полка «Дайсу» изначально была подставкой, на которую дзенские монахи клали свои принадлежности для различных церемоний, а чайные церемонии проводились с ее использованием, с самой лучшей китайской утварью КАРАМОНО.

Золотая и серебряная чаши Ака Раку (Aka-raku или Red Raku / 赤楽) типичны для проведения Хацугамы (Hatsugama/初釜) , но так как Австралия находится в южном полушарии, то Новый год приходится на лето, поэтому используется очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) . Сосуд кама (Kama/釜) так же формальный.

Все перечисленные выше предметы утвари японские.

  • — Чайница для коича (густого чая) сделана австралийцем Бобом Поутером (Bob Powter).
  • — Чайница для усуча (жидкого чая) сделана Майком Дарлоу (Mike Darlow) из древесины черного орехового дерева Квинсленда.
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson).

Комплект из 4х предметов из селадона (celadon/青磁) сделаны Полом Девисом (Paul Davis)

  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓)
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水)
  • — Сосуд/высокий кувшин шакудате (shakudate/杓立)

Одна из разновидностей фарфора, которая считается самой подходящей для заваривания зеленого чая – это цинцы, или селадон . Cамо название «цинцы» переводится как «сине-зеленая керамика».

При производстве этого вида керамики используется высокотемпературный обжиг (более 1000 градусов) и особая глазурь с добавлением оксида железа, из-за чего посуда приобретает зеленовато-синий оттенок и особый блеск. Изделия цинцы очень плотные, с толстыми стенками, округлые и гладкие. Зачастую такую посуду сравнивают с нефритом. Цвет глазури колеблется от светло-зеленого или бледно-голубого («Цвет озерной воды») до зеленоватого («Цвет зеленой сливы»), темно-зеленого или серо-голубого («Цвет грозового неба»). При производстве часто применяют особый прием, из-за которого на поверхности появляются маленькие трещинки, «кракле», которые придают изделиям более «древний» вид. Чаще всего посуда из цинцы ничем не украшается, чтобы не отвлекать от красоты линий и прекрасного цвета глазури.

Предшественницей фарфора была зеленая керамика - «цин тао». Ее делали из смеси каолиновых глин с песком и покрывали глазурью серо-зеленого или зеленовато-коричневого цвета. Такой тип керамики научились делать в II в. н.э. на юге Китая. Позднее, после изобретения в VII веке уже настоящего фарфора, стали выпускать похожий на нее тип керамики - селадон (доу цин тао - «горохово-зеленая керамика»). Это были монохромные изделия, хотя цветовая гамма постоянно расширялась.


Furo Nagaita so Kazari (風炉 長板そ飾り)
Приготовление чая с использованием длинной доски, на которой выставлена почти вся утварь

«Нагаита» (Nagaita/長板) — это и есть длинная деревянная доска, обычно используемая для очага фуро, на которой мы видим:

  • Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉 тут mayu-buro/眉風炉) — сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney
  • — Сосуд кама (Kama Shin Nari/釜 真形) — производство Япония
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) — сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney — в кесу мы видим хрустальную вазочку, используемую как футаоки (Futa-oki/蓋置), т.е. как подставку для бамбукового ковшика хишаку (Hiskahu/柄杓)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши из сине-зеленого стекла — сделан Chuck Willoughby, USA
  • — Сосуд, похожий на высокий кувшин, имеющий название шакудате (shakudate/杓立) , сделан Bill Campbell, USA

Рядом мы видим сосуд для холодной воды мидзуцуги (Mizutsugi/水次) или мизуцуги , похожий на чайник и используемый для долива воды в мизусаши и кама, так же австралийского происхождения сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney.

Ну и конечно заграждение (板) сделанное Майком Дарлоу (Mike Darlow) из истинно австралийского дерева с названием Казуарина (анг. She Oak). Да и мотив у изделия австралийский — кенгуру и страус эму, которые являются символами Австралии и обычно красуются на гербе страны.

Naka oki with Oita — Nagao
Приготовление чая осенью, используя шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром. Перед очагом стоит большое деревянное заграждение, а на доске-дисплее дежит ковш хишаку

Нака-оки (Naka oki/中置) — вид чайной церемонии, которую проводят обычно в октябре. Она одна из 3х октябрьских процедур, при которой используют высокий сосуд мизусаши. Варианты размещения которого дают различные виды процедур (темае/temae/点前). Тут сосуд мизусаши размешен слева от очага. К тому же «Разбитый очаг» (Broken Furo / yatsureburo / やつれ風炉 / 窶風炉) , что мы видим, тоже используется в чайной церемонии в последние дни октября.

  • — Заграждение или О-ита (Oita/大板) из Австралийсктно Каштаноспермума древесина, которго напоминает древесину грецкого ореха. Мастер James Carr.
  • — Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉 тут «Broken Furo» — yatsureburo / やつれ風炉 или 窶風炉) — производство Япония
  • — Сосуд кама (Kama/釜) — производство Япония
  • — Чайница для коича (густого чая) сделана австралийцем Бобом Поутером (Bob Powter)
  • — Шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром (So Ryo Donsu/宗良緞子) принадлежит нашей сенсей
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана в Японии мастером Chikuho.
  • — Чашка сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши цвета осенних красок — мастер Ingrid Mueler
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) — это стеклянная подставка для яйца 1920х годов под оранжевый мрамор (на фото она перевернутая вверх дном). Мастер не известен.
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) в виде вложенных друг в друга чашек керамики коричневого и серо-голубого цвета, мастер Campbell Hegan, ныне живет в Новой Зеландии.

Вот картинка найденная на просторах интернета показывающая разные виды переносного очага.

Эта картинка показывает детали сосуда Кама (Kama/釜)

Arai Jakin (洗い茶巾)
Приготовление усуча или жидкого чая летом, с использованием низкой чашки с широкими краями

Чайная церемония Arai Jakin (洗い茶巾) обычно проводится в августе. Август в Японии, самый жаркий и знойный месяц, поэтому посредством чайной утвари создается ощущение прохлады. При этом виде чайной церемонии, хозяин приносит посуду в чайную комнату и в чайной чаше есть немного холодной воды (в отличие от пустой и сухой чаши, как правило).

Вообще-то иероглифы «茶巾» переводятся как «чакын», это небольшой кусок ткани, которым протирается чашка. Так уже смоченные чакин и венчик, по существу призваны дать ощущение прохлады перед началом церемонии. На самом деле, дело в том, чтобы создать более эстетическое ощущение прохлады, чем нечто физически прохладное.

  • — Плоская плитка шикигавара (Shikigawara/敷瓦) или как еще можно перевести «каменная ступенька», тут керамическая сделана Полом Девисом (Paul Davis). Такая подставка предохраняет татами от следов разогретого очага, а эта сделана так, буд-то она сама покоробилась от зноя дня, но не от жара очага.
  • — Комплект очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) (обычно в таком стиле бывает бинкакэ (binkake / 瓶掛) — маленькая переносная жаровня, на которой греют не кама, а чугунный чайник тэцубин (tetsubin / 鉄瓶) ) и котла (Kama/釜) сделанны из белой глазурованной керамики (陶器), японского производства.
  • — Контейнер для чая нацумэ (Natsume/大棗) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, сделан из древесины Бразильского грецкого ореха. Мастер Jual.
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson).
    — Летняя чашка сделана Яном МакКай (Ian McKay), Австралия.
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши из стекла с зеленым низом и синим верхом, сделана Keith J. Rowe
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) из черного бамбука из Eden Gardens, NSW — принадлежит Энтони Брайену (Anthony Brien)
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) — производство Robertson Pottery, NSW

Мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши/мидзусаси могут быть бронзовыми, керамическими, стеклянными и деревянными, иметь самые различные формы, но все они должны отвечать одному обязательному требованию - быть удобными для выноса из «водной комнаты» в помещение, где проводится чаепитие, будучи наполненными водой. Мизусаши закрывается крышкой, причем иногда корпус мидзусаси и крышка делаются из различных материалов, например, керамическая емкость может иметь деревянную крышку, покрытую лаком. Предпочтение отдается гончарным и фаянсово-фарфоровым изделиям. Среди керамических и фаянсовых сосудов мизусаши ценились емкости, изготовленные на знаменитых гончарных производствах в Сэто, Мино, Бидзэн, Сигараки, Ига, Токонамэ, Тамба, Карацу.

Первые японские мизусаши из керамики начали делаться в Бидзэн и Сигараки в конце XV в. Об утвари именно из этих мастерских говорил в своем иисьме к Фуруити Харима первый патриарх чайной церемонии Мурата Сюко. Данные мизусаши представляли собой горшки, использовавшиеся в хозяйственных целях в деревенских домах.

Выбор того или иного вида мизусаши обусловливался помимо степени формальности чаепития еще рядом факторов. Если в чайной комнате стоит полка-тана, то не рекомендуется использовать кувшины из керамики, не покрытые глазурью, а также деревянные емкости, поскольку их нельзя выставлять на полку (такие мизусаши могут находиться только на татами). Летом предпочтение отдается кувшинам с широким горлом. Когда «хозяин» снимает крышку, «гости» видят воду, и это вызывает у них ощущение свежести и прохлады. Если используют неглазурованную керамическую или не покрытую лаком деревянную емкость, перед выносом в чайную комнату ее обливают снаружи водой, что должно вызвать у смотрящих на кувшин «гостей» ощущение чистоты.

Чаще всего, если вы будите искать информацию о японской чайной церемонии, то будите находить разновидности ее, типа — «Чайная церемония включает в себя много разновидностей, но традиционных существует только шесть: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя и специальная.» Это, скажу я вам, глубокое заблуждение и разновидностей так много, что порой изучение может занять 20 лет.

Человек, изучающий японскую чайную церемонию, должен изучать кроме приготовления чая и проведения самой церемонии, еще и каллиграфию (по крайней мере уметь читать прописные иероглифы), искусство составление букета — Икебано (生け花) и стиля Икэнобо, а конкретнее Чабана («чайные цветы»). Композиции для чайной церемонии должны быть скромными и чаще всего состоять из одного цветка в простой и неброской вазе.

Kinin Kiyotsugu Koicha Ro (炉 貴人清次 濃茶)
Приготовление чая для дворянина или его приближенного слуги, т.е. для особого гостя

Этот стенд единственный, где представлен зимний очаг (Ro / 炉) , а так же представляет интерес заграждение или О-ита (Oita/大板) в котором есть миниатюрные вазочки для цветов. Если учитывать, что эта чайная церемония проводится в холодное время года, то присутствие цветов, есть знак особого уважения.


  • Полочка — Koko-dana (更好棚) — черный лак, с красными краями. Стиль этой полочки был введен в использование чайной церемонии в середине 19 века Gengensai (玄々斎). Когда-то сам Сен Рекю (Sen Rikyu / 千利休) использовал такую же, но со временем это забылось.
  • — Контейнер для чая нацумэ (O-natsume/大棗) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, сделан из древесины Хуанской сосны (стоит на полочке) — из коллекции Джона Хендерсона (John Henderson)
  • — Очаг/жаровня Ро (Ro/炉) тут «Oki Ro»
  • — Чайница для коича (густого чая) сделана Яном МакКай (Ian McKay), Австралия.
  • — Шелковый футляр для чайницы из 3х-цветной парчи принадлежит Joyce Millege
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson)
  • — в стиле Тэммоку (Temmoku / 天目) — чаша с темной глазурованной поверхностью, тип классических японских глазурей — сделана Яном МакКай (Ian McKay), Австралия.
  • Вторая чаша (chawan / 次茶碗) стиль Хаги (Hagi / 萩) сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指), так же сделан Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) из селадона (celadon/青磁) сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) в стиле Temmoku сделан Полом Девисом (Paul Davis)

Чаши Тэммоку (Temmoku / 天目)
Чашки эти были особые – такими пользовались в монастырях на горах Тяньму, а изготовлялись они китайскими гончарами по очень сложной технологии. В Китае эти изделия называли черным фарфором – из-за цвета глазурованной поверхности, в темной глубине которой вспыхивали и переливались разноцветные точки, пятна и разводы. В Японии китайские чашки получили название тэммоку, или тэнмоку, — от названия гор Тяньму, откуда были привезены.

Существует несколько разновидностей тэммоку, но непревзойденной по своей красоте считалась - и считается до сих пор! - Ёхэн-тэммоку (тэммоку «Меняющиеся светила»), по гладкой поверхности которой будто бы случайно рассыпаны белые, бледно-голубые и темно-синие пятна, напоминающие звезды в ночном небе

Shozumi (初炭)
Приготовление очага перед чайной церемонией

Очень редко когда обычный человек увидит приготовление очага перед чайной церемонией. Так вот, в корзине утварь, которая необходима для этого.

В своем журнале я уже упоминала две чайных церемонии, где как часть церемонии проводится Shozumi (初炭) , это — Хацугама (Hatsugama/初釜) и Открытие чайного кувшина (Kuchikiri-nо-Chaji / 口切の茶事) . В последней, «сосуд» в котором размещена утварь сделан из большой тыквы.

  • Сумитори (Sumitori / 炭斗) или «корзинка для угля» — тут аборигенская корзинка из сухой травы цвета красной охры в стиле племени Guralwal.
  • Кого (Kogo / 香合) , это контейнер для благовоний из селадона (celadon/青磁), на крышке изображена маленькая морская раковина. Обычно в сезон, когда используется очаг Фуро (風炉), кого из лакированного дерева, а в сезон Ро (炉) — из керамики.
  • Кан (Kan / 鐶) , это стальные открытые кольца-ручки для котла, тут детали конной упряжи найденные в городке Florence штата Орегон (Oregon)
  • Хабоки (Haboki / 羽箒) или перо-метла. Есть различные стили. Вид, составленный из трех слоев перьев и называемый поэтому mitsubane (三つ羽), используется, чтобы «протереть» портативную жаровню или стационарный очаг во время процедуры закладки древесного угля. Эта — часть комплекта оборудования, который используют контейнером (sumitori).

Древесный уголь — Sumi (炭)
Древесный уголь, используемый в чайной церемонии по большей части, делается из дуба с каштановым листом (kunugi), коксуется долгими часами тления в печи. Длинные части готового древесного угля сокращают до определенной длины в зависимости от использования — будет ли древесный уголь использоваться в переносной жаровне Фуро (風炉) или «затонувшем» зимнем очаге Ро (炉) . Кроме того, уникальный вид древесного угля, названного eda-zumi (枝炭 или освещенный, «древесный уголь из ветвей») , используется в чайной церемонии, для декоративного эффекта. Он делается путем обугливая ветвей азалии, камелии, или некоторого вида дуба, а затем покрывается веществом похожим на известь, сделанное из пудры морских ракушек.

Фуро Усуча (風炉 薄茶)
Стандартное приготовления чая усуча (usucha / 薄茶) с использованием импровизированной утвари

Пожалуй самый распространенный вид чайной церемонии. Обычно его используют на демонстрации Японской чайной церемонии.


  • — Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) и сосуд кама (Kama/釜) — производство Япония
  • — Заграждение — Oribe (織部) или «тканое заграждение» — производство Япония
  • — Контейнер для чая нацумэ (natsume/棗) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, тут коробочка «Беседка секретного сада»
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана из Австралийского эвкалипта Robert Devies
  • Главная чаша (Omo-chawan / 主茶碗) сделана неизвестным мастером в Австралийском городке Ковра (Cowra)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) — фарфоровая жардиньерка (корзинка, ящик или подставка для домашних цветов) фирмы Belleek
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) из шишки Австралийской Банксии
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) сделана неизвестным мастером в Австралийском городке Миттагонг (Mittagong)

Япония славится своими необыкновенными обычаями и традициями. Одной из них считается чайная церемония, которую уже возвели в ранг культурных достояний. Наверное, ни в одной стране не относятся к чаю так трепетно, как в странах восходящего солнца. Сегодня мы вам расскажем, как проходит чайная церемония в Японии.


История чайной церемонии

Ритуальное употребление чая в Японии уходит корнями в 8 век, когда были привезены из Китая первые чайные листья. Уже тогда их считали лекарственным средством для лечения многих заболеваний и снятия усталости.

После распространения в Японии религии Дзен, чаепитие стало важной частью ритуалов, которые проводили монахи. Основы церемонии чаепития были сформированы в 15 веке дзен-буддистом Сюко. Он дал им название «тя-но ю».

Чайная церемония в Японии строится на следующих правилах:

  1. Преодоление чувства превосходства над людьми, взаимоуважение и почтительность.
  2. Гармония человека и мира – не должно быть на одной лишней вещи и цвета, который нарушил бы церемонию.
  3. Безмятежность и спокойствие в душе.
  4. Чистота поступков, чувств и мыслей.

Стоит отметить, что в Японию чайная церемония пришла из Китая. Если китайцы построили свою церемонию на конфуцианстве, то японцы взяли за основу принципы буддизма — спокойствие, естественность, невозмутимость, простоту и безмятежность. Данные принципы помогали достичь единодушия между хозяином и гостем при помощи общения сердец.

Интересен тот факт, что ни один мастер чайной церемонии в Японии не скажет, что в своем искусстве он достиг идеала. По этой причине знаменитый мастер Рикю даже сделал себе харакири.

Со временем традиции чаепития изменились. Они демократизировались и упростились, но при этом сохранилась атмосфера грубоватой простоты и аскетизм.

Как проходит церемония чаепития

Классическая чайная церемония в Японии проходит по определенному сценарию. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Предварительный этап.

На чаепитие приглашают гостей заранее, при этом приглашение обязательно должно быть официальным. За пару дней до ритуала каждый участник отправляет организатору свою благодарность.

Число приглашенных гостей – 5 человек и сам чайный мастер. Одежды следует выбрать однотонную, спокойной расцветки. Лучше всего – шелковые японские кимоно. С собой нужно иметь веер.

Все участники собираются в специальной комнате, где выбирают секяку — почетного гостя. Выбор зависит от социального статуса и звания. После определяют детали церемонии: в каком порядке гости пройдут через чайный садик, сполоснут лицо и руки в колодце, войдут в чайный домик, как и где сядут и пр.

Первый этап.

Начинается со сбора гостей в одной комнате. Его цель – создать настроение и атмосферу ожидания церемонии, как прекрасного процесса, от которого можно получить удовольствие. В месте сбора подают кипяток в маленьких чашках.

Затем все участники по вымощенной камнем дорожке идут к чайному домику через тяниву – чайный садик. Этот процесс очень важен, так как он символизирует уход от мирских проблем и негативных эмоций. Любуясь кустами и деревьями, гости освобождают в своем сознании место для успокоения и гармонии.

В конце каменной дорожки гостей встречает чайный мастер. Он приветствует всех. После каждый совершает омовение в колодце, который расположен около входа. Это символизирует чистоту души и тела. Участники должны вначале омыть руки, затем – лицо и в конце сполоснуть рот. Также ополаскивает ручка ковша, которым зачерпывали воду.

После омовения гости заходят в тясицу – чайный домик в Японии с низким входом. Узкий и низкий вход сделан для того, чтобы даже самый знатный гость смог поклониться. Это означает равенство всех участников. Обувь снимают на пороге.


Участники, заходя в домик видят, что огонь уже зажжен и медный чайник с водой находится над огнем. На нише расположены цветы, курильница и свиток с надписями и изречениями. Именно надписи задают тему чайной церемонии. Когда все гости расположатся и изучат свиток, входит мастер.

Подготовка к приготовлению чая

Входя в домик, мастер обязательно кланяется. Его место находится возле очага, напротив всех гостей. Рядом с ним лежит посуда, необходимая при заварке чая: чашка, мешалка и шкатулка с заваркой внутри.

Пока вода греется, участникам предлагают кайсэки. Это легкая еда, которая снимает чувство голода, но к полному насыщению не приводит. Как правило, это простые и изысканные блюда японской кухни.

После приема пищи гости ненадолго выходят из домика, чтобы приготовиться к употреблению чая. В это время мастер меняет свиток на тябану – цветочную композицию.

Заварка чая

Гости обратно заходят в домик и садятся на свое место. Мастер приступает к действу. Все должно происходить в полном молчании. Участники внимательно следят за каждым движением мастера и слушают звуки воды и огня, при этом они полностью расслабляются и медитируют.

Хозяин делает символическое очищение посуды и двигается в ритме своего дыхания. Он засыпают заварку в керамическую посуду, наливает небольшое количество кипятка и размешивает бамбуковой мешалкой до появления зеленой пены. После заварка разводится горячей водой до появления необходимой консистенции. На 0,5 л воды нужно брать 150 г чайного сырья. Температура воды не должна быть выше 90 градусов. Можно использовать любые сорта зеленых чаев.

Мастер с поклоном подает почетному гостю приготовленный чай — койтя. Он правой рукой принимает чашу и ставит ее на левую ладонь, которая покрыта шелковым платком. Затем отпивает глоток и передает другому гостю.

Каждый участник должен повторить процедуру, чтобы чаша вновь оказалась у мастера. Данный обряд означает единение собравшихся. Далее чаша, но уже пустая, вновь отправляется по кругу. Так гости могут рассмотреть ее узоры.

Последняя стадия

Чайная церемония в Японии подходит к концу. Далее мастер отдельно для каждого гостя готовит легкий чай – маття. Он варится из порошка зеленого чая. На стакан воды нужно брать 5 г сырья.

В это время можно начать беседу о свитке с изречениями, цветочной композиции и чайной утвари. Участникам подают сладкие угощения — омогаси.

После завершения беседы мастер извиняется и выходит из чайного домика. Гости еще раз осматривают свиток, цветы, очаг и выходят наружу. На прощание мастер кланяется каждому уходящему участнику, благодаря за посещение. Когда все уйдут, хозяин еще некоторое время медитирует в домике, а затем убирает всю утварь и цветы.

Виды церемонии

В Японии чайные церемонии имеют множество видов. Выделим самые традиционные:

  1. Специальная чайная церемония. В Японии ее проводят в честь какого-либо события. Например, дружеской или деловой встречи.
  2. Ночная церемония. Начинается с восходом луны. Гостей приглашают к 23 часам, а провожают только под утро. Напиток для ритуала делается очень крепким.
  3. Церемония на восходе солнца. Длится с 3-х до 6 часов утра. Отличное время для медитации и расслабления.
  4. Утреннее чаепитие. Проводиться только в жаркую погоду в 5-6 часов утра.
  5. Послеобеденное чаепитие. Начинается в час дня, после обеда.
  6. Вечерний ритуал. Начинается в 18 часов вечер и длится вплоть до захода солнца.

Сегодня в Японии чайная церемония представляет собой способ достижения смысла в жизни. Все, что касается ритуала – чайный домик, садик, одежда, и жесты несут в себе некие философские взгляды.

Участвовать в чайной церемонии означает проникнуться японской культурой и ее непревзойденным колоритом. При помощи данной традиции можно расслабиться и насладиться спокойствием.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»