Обязательные блюда на поминках. Кисель овсяной старинный на поминки и не только. Что символизирует мед на поминках

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

В православии принято организовывать поминальные обеды, которые собирают вместе близких и родственников усопшего. Мы чтим покойного на похоронах и после них, на 9 и 40 дней и на годовщину смерти, накрывая стол и вспоминая близкого, но ушедшего от нас человека.

Если христианские поминки отличаются открытым выражением боли утраты и обилием блюд соответственно, то у мусульман не принято выражать свое горе в слезах и рыданиях, а стол должен быть скромным.

Поминальный обед: меню

Поминальный обед, или трапеза – это один из обрядов поминовения усопших, который является заключительной частью богослужения. Он имеет не только свою историю, традиции, но и меню. Стоит отметить, что трапезы для поминовения умерших проводились с древних времен, но христиане имеют на этот счет свое мнение. Итак, стол для почтения памяти усопшего накрывают на третий день после смерти, а также на 9, 40 дней и 1 год . Христиане не должны вкушать пищу на могилах умерших, а только после возвращения с кладбища и совершив перед трапезой обряд очищения. Если в давние времена это воплощалось в омовении всего тела, изменении одежды и мытье полов и стен, то в наше время все упростилось до мытья рук перед едой.

Для поминальных трапез установлен и свой этикет. Так, на них не могут прийти без приглашения. Сервировка стола происходит особым образом: используется обыденная посуда, ставится прибор для усопшего и его портрет с черной лентой, а гости рассаживаются по дальности родства, то есть, ближе всех к прибору покойного будут сидеть супруг или супруга, родители, дети и т.д. Все прибывшие с кладбища, должны вымыть руки, садятся за стол по приглашению. Во время обеда не принято громко разговаривать и смеяться. Трапеза для поминовения всегда начинается с зажигания свечи и чтения молитвы, а также заканчивается ею. Кроме обращения к богу во время такого обеда принято говорить и вспоминать все хорошее об усопшем, в память о котором он организован. После окончания обед и чтения молитвы все расходятся не прощаясь.

Теперь поговорим о меню. На стол в поминовение усопших готовят кутью из пшеничных либо рисовых зерен, заправленную медом. С нее начинается вкушение пищи, ею же завершается. Здесь зерна символизируют воскрешение, обещанное праведникам после страшного суда, а мед показывает, насколько сладкой будет жизнь в царстве господнем. Кутью святят в храме.

Далее еду готовят в зависимости от наличия в день проведения поминок поста. Желательно спиртное на поминальной трапезе исключить. Обязательными блюдами, которые подают на поминках, являются блины и кисель. Здесь блины символизируют суточный круг, когда после заката обязательно следует восход, так и бессмертная душа ждет возрождения. В старину блины подавались обязательно с медом до вкушения блюд основных.

Вообще вся еда, которую принято подавать к столу на поминовение усопшего, несет в себе особое значение и является конкретным символом. Первым яством, которое ставили на стол после кутьи с блинами, был горячий суп, от которого непременно должен подниматься пар, помогая душе усопшего вознестись к богу. На первое обычно подают борщ либо щи, а иногда их заменяют супом с лапшой. Далее по важности шла ячневая или пшеничная каши, демонстрируя заключенную в них силу. Также есть нужно было яйца, как символ перерождения души и ее бессмертия. Если обед приходится не на день поста, то среди необязательных блюд могли быть поставлены на стол:

  • котлеты;
  • голубцы;
  • отбивные;
  • мясная и сырная нарезки;
  • другие мясные блюда.

На поминках подают салаты из овощей. Самыми популярными в таких случаях считаются винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, а также из капусты свежей или квашенной. Если поминальную трапезу организовывают дома, то ставят и холодец.

Подают и сладкие блюда: печенье, оладьи, конфеты, другую выпечку. Но не принято в таких случаях подавать торты, пирожные.

В старину по таким поводам подавали густой овсяный кисель, который разрезали на куски ножом. Сейчас напитками для поминовения на трапезах выступают компоты и узвары из сухофруктов, соки и кисели фруктовые.

Пищу, оставшуюся после окончания поминок, принято раздавать участвующим в нем, чтобы они дома со своими близкими продолжили поминовение, и тем самым, помогли душе усопшего приблизиться к творцу. При их организации следует помнить, что они должны служить поддержкой душе умершего в ее нелегком пути к господу, а не становиться пиршеством. Поэтому не стоит готовить и заказывать много еды. Все должно быть скромно и строго.

Все сказанные ранее слова были о людях, которые приняли крещение. Для некрещеных и самоубийц, по которым не свершается молебен и литургия, также можно организовать поминки, прочитав домашние молитвы, а в храме о таких людях молятся в родительскую субботу перед Троицей, когда читается моленье обо всех умерших.

Поминальный обед на 40 дней

Религиозные каноны говорят о том, что по истечении сорока дней после кончины душа умершего предстает перед господом и судят ее, и определяют ее место. Последнюю надежду на ее спасение могут дать молитвы и поминовение родственников. Оно заключается не только в мольбах, возносимых к богу, но и в добрых словах об упокоенном, в поминальном столе, который продолжает богослужение и является демонстрацией любви и уважения к нему.

Душа умершего на 40-й день возвращается в родной дом, чтобы через сутки покинуть его навеки. Для этого и накрывают стол, чтобы за ним еще раз помолиться о ее спасении и помочь обрести покой. Считается, что неуспокоенные души остаются в доме навсегда, потому что не могут уйти из него пока не успокоятся.

Для того чтобы облегчить скитания и мытарства духа усопшего, после его смерти нужно выполнить несколько условий:

  1. В церкви заказывают сорокоуст – молебен, который служится по покойному 40 дней. Дополнительно к нему, все эти дни молятся о душе покинувшего их родственники и близкие люди усопшего.
  2. Чтобы оказать ей весомую помощь, православные священники советуют принести себя в жертву хотя бы на этот период, отказавшись от пагубной привычки: курение, употребление алкоголя, чревоугодие и т.д.
  3. На 40 дней зовут лишь крещенных и верующих в бога людей. Только в их силах помочь душе близкого, но почившего в боге человека, получить прощение грехов и попасть в рай.
  4. Поминальная трапеза не должна превращаться в застолье. Это обряд поминовения и пустые разговоры неуместны.
  5. На поминках запрещено употребление спиртных напитков, веселье и пение песен.

На 40 дней накрывать на стол можно теми же блюдами, что и поминки после похорон. Здесь обязательными будут кутья и блинчики, а приготовить можно различные блюда. Меню на такую трапезу можно собрать такое:

  • закуска овощная из баклажанов и помидоров с чесноком;
  • гречневая каша с мясом или грибами;
  • бутерброды со шпротами;
  • салат из овощей, например, винегрет – зимой, а помидорно-огуречный – летом;
  • котлеты;
  • жареная рыба;
  • фаршированный перец или голубцы;
  • пироги с различными начинками: грибами, капустой, яблоками;
  • кисель из ягод или узвар.

Если на дату для проведения поминок припадает пост, то и подавать должны исключительно постные блюда.

На 40 дней христианский обычай предполагает раздавать нуждающимся вещи умершего с просьбой помолиться о его душе. Эта благотворительность может засчитаться ей при принятии решения о ее участи. Не розданные вещи принято относить в храм. Но выкидывать ничего нельзя.

В этот день во время вкушения пищи говорят слова в поминовение не только усопшего, по которому они организованы, но и вспоминают всех умерших родных. Считается, что все они незримо присутствуют вместе с живыми. Слова об умерших произносятся стоя.

Поминальный обед на 9 дней

По истечении 9 дней после похорон также принято поминать усопшего, организовав обед. Такая трапеза происходит исключительно дома.

Душа умершего после похорон готовится для встречи с творцом. Она, после трех суток пребывания с нами, отправляется в рай, где должна отдохнуть от мирских страданий и боли. Ей показывают все совершенные человеком при жизни грехи. На девятый день душа усопшего предстает перед богом, после чего ей положено отправиться в ад, чтобы претерпеть мытарства.

В православии считается, что постоянно оплакивать умершего нельзя, нужно постепенно успокоиться, ибо это мешает душе усопшего обрести покой. Своими слезами живые не дают душе уйти, удерживая ее на земле.

На 9 дней не принято приглашать людей, все сами приходят. Вначале и конце трапезы читают «Отче наш». Во время трапезы нужно молиться о прощении грехов покойного.

Начинают трапезу с кутьи, а после подают борщ и кашу. К ней подают котлеты, рыбу, грибы, мясо. Напитками могут быть компоты, а заканчивают ее пирожками с повидлом или другой сладкой начинкой, могут быть блины.

Поминальный обед на год

Годовщина смерти является итогом жизни на земле. В этот день ходят на кладбище и поминают умершего в церкви . Тогда же и накрывают стол, приглашая на поминальный обед. На годовщину смерти, кроме обязательной кутьи, принято подавать любимые покойным блюда. Меню должно быть простым. В этот день можно подать:

  • борщ;
  • лапшу или кашу с курицей и грибами;
  • мясные и рыбные блюда;
  • кисель, компот или сок;
  • пирог или пирожки;
  • нарезки: мясную, сырную, рыбную.

Поминальный обед в пост

Посты не являются причиной отказа в поминовении усопших. Исключением являются те дни, когда 9 и 40 дней попадают на будние дни Великого поста. В таком случае поминальная трапеза переносится на ближайшую субботу. Для проведения трапезы в пост примерное меню может быть таким:

  • постные борщ или щи;
  • грибы с картофелем, лапшой, гречневой кашей;
  • соленые, квашенные или свежие овощи;
  • бобовые: соя, фасоль;
  • постные блины и пирожки;
  • орехи и изюм;
  • на такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье разрешается готовить рыбу.

Молитва перед поминальным обедом

Ни один поминальный обед не обходится без молитвы. Вся суть этого обряда заключается в вымаливании прощения грехов душе усопшего и дарования ей вечной жизни в царствие господнем. Какую молитву читают перед усаживанием за стол? Традиционной для начала поминок является 17 кафизма. Также читают «Отче наш» или домашнюю молитву.

Сегодня я подробнее расскажу о традициях поминального стола, а также о том, что было принято готовить на поминки. О самих поминальных обрядах на день смерти, 9, 40 дней и год со дня смерти мы уже рассказывали подробно, но сейчас немного больше о поминальном меню, как об одном из важнейших традиционных составляющих этого процесса и ритуала, провожания бессмертной души родственников в мир иной.

О том, что душа человека бессмертна, смогли подтвердить учёные. Но людям это известно еще с ветхозаветных времен. Как говорил Екклезиат: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». (Прем. 2,23)

Каких родственников следует и принято поминать в поминальные дни?

В дореволюционной России в каждой семье из поколения в поколение передавалась тетрадь, называемая «Помянник». В этой тетради записывались имена всех усопших членов данного рода. Поэтому, молитвы возносились даже за тех родственников, кого уже не помнили, даже самые старейшие, из здравствующих, членов семьи.

Поэтому в родительские субботы поминали родителей и всех прародителей рода. К сожалению, в наше время эта традиция во многих семьях утрачена. Помнить о своих корнях, составлять генеалогическое древо, великое благо, так как сила вашего рода и его поддержка вашему дому от этого возрастет. Однако память эта будет неполноценной, если она не освящена молитвой.

Через молитву происходит таинственная мистическая встреча с усопшим. Наши чувства намного огрубели, мы не видим таинственного мира душ. А молитва в родительскую субботу, или в другой день поминовения (об этих общих днях поминания подробнее читайте в отдельной статье), помогает не только встретиться, но и преподнести подношение.

Лучшим поминовением является молитва в церкви, но если вы не можете попасть в храм, можно вспомнить своих предков дома, или сходить на кладбище, как это чаще принято сегодня.

Как помянуть в церкви усопших?

Приносимые в родительскую субботу в церковь съедобные продукты: вино «кагор» и мука, используются для Богослужения. Из муки пекут просфоры. Которые вместе с кагором необходимы для служения литургии – главной христианской службы, где поминаются усопшие, происходит церковное таинство с вкушением плоти и крови Христовой.

Чтобы именно ваших усопших помянули в алтаре, необходимо подать записку об упокоении с именами. На листочке надо поставить небольшой крест и написать «О упокоении». Далее в столбик напишите имена почивших.

Мало кто знает, но в церкви можно жертвовать еще и ладан на помин души усопшего . Покупают его в церковной лавке. А самым простым способом поминовения, усопшего является свеча, которая ставится о его упоении.

Ну и конечно хорошо по старинной традиции в этот день устроить домашнюю поминальную трапезу с традиционным поминальным столом и соответствующими яствами.

Что подают на поминальный стол?

Прежде всего, на поминальный стол подают кутью, о том, мы уже писали отдельно, но расскажу кратко. Фактически кутья это тоже самое, что и коливо.

Обычно делается она из пшеницы или риса, кстати, у нас на

Желательно чтобы к поминальному столу кутья уже была освящена в церкви, но если нет возможности - это сделать, то можно просто дома окропить ее святой водой.

Что символизирует поминальная кутья?

Вкратце в поминальной кутье зерна - это символ воскресения. Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего воскресения восстать нетленным для будущей жизни.

Что символизирует мед на поминках?

Мед или изюм в кутье знаменуют духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, кутья — это видимое выражение уверенности живых в бессмертии усопших. И в воскресении их и в вечной жизни их через Господа Иисуса Христа.

С давних пор поминальным кушаньем и традиционной составляющей поминального стола считается мед. Его можно приносить на могилы усопших. Мед кладут так же во взвар (узвар), это прообраз современного компота. Кстати, компот тоже обязательное поминальное блюдо.

Поминальные блины

Традиционное блюдо на поминки – блины. Если поминки происходят в скоромные дни, то можно печь блины по рецептам масленичным. Если же поминки выпадают во время поста, то возьмите в конце статьи рецепты специальных постных блинов, так как поминальный стол также должен соблюдать

Поминальный кисель

Принято также подавать во время поминок кисель. В старину кисель (от слова «кислый») готовили из муки ржаной, овсяной или пшеничной. Сначала ставилась опара на закваске, а потом уже готовился кисель.

Такой поминальный кисель был настолько густым, что его резали ножом или ели ложкой. Вспомните из сказок молочные реки с кисельными берегами. О том, как приготовить традиционный славянский овсяный или ржаной кисель мы расскажем подробнее.

Каким должно быть спиртное на поминальном столе?

На поминальном столе по традиции всегда отсутствует спиртное. Обычай ставить напитки спиртные на поминальный стол, это отголосок языческих тризн.

Тем более, если мы поминаем своих умерших в родительскую великопостную субботу, то спиртное в пост употреблять категорически нельзя.

Кроме того, молитва и нетрезвый ум несовместимы и даже может приравниваться к богохульству. Прислушается ли Господь к словам нетрезвых ходатаев? Между тем души наших умерших родных очень ждут молитвенной поддержки от нас.

Как начинать поминальный стол?

Еще один совет — начинайте поминальную трапезу именно с обрядовых блюд, так как традиционный поминальный обед и стол должен начинаться с этого.

Более подробно, о порядке проведения поминок и за поминальным столом читайте также отдельно, чтобы не повторяться, а сейчас мне бы хотелось дать напоследок несколько рецептов самых традиционных кушаний на поминальном столе.

Рецепты традиционных блюд поминального стола

Потные блины – помянники

Чтобы приготовить старинные блины «помятники» к поминальному столу, необходимо взять 1-2 стакана пшеничной муки соединить с отрубями, 2 стакана воды, 3 столовые ложки растительного масла, добавляем 1 столовую ложку меда или сахара и 1/3 ложки соды. Лимонную кислоту добавить и соль по вкусу.

В одном стакане воды растворяем соду, соль, мед или сахар всыпать муку с отрубями. Далее в одном стакане теплой воды растворяем лимонную кислоту и соединяем две части. Размешиваем до тех пор, пока не получится однородное тесто без комочков. Выпекаем на сковороде, причем для каждого блина добавляем масло.

Старинные заварные русские блины к поминкам

1,3 стакана гречневой и 2,3 стакана пшеничной муки, 25 гр. дрожжей, ¼ ч. ложки соли, 1/2ч. Ложки сахара, масло для выпечки.

С вечера взять всю гречневую муку и половину пшеничной муки, заварить 2,5 стакана кипятка и быстро перемешивая с мукой сделать ком теста. Когда ком теста остынет добавить в него 1, 5 стакана теплой воды в нем распустить дрожжи и хорошо все тесто перемешать.

На другой день прибавить оставшуюся муку, соль, сахар. Тесто должно получиться немного гуще обыкновенных блинов. Хорошо его перемешать, когда тесто поднимется выпекать блины, тесто более не перемешивать.

Как приготовить кисель к поминальному столу?

Кисель. Это не только обрядовое поминальное блюдо, но еще и традиционно русское вкуснейшее кушанье. Кисели в древности варили зерновые, при этом заквашивая зерна. И только лет 200 назад отдавать стали предпочтение ягодным киселям.

При этом кисели очень полезны. Например, овсяной кисель улучшает обменные процессы в организме, помогает при лечении последствий инфаркта и болезней желудка. А ягодные и плодовые кисели стимулируют иммунитет и лечат желудочно-кишечный тракт.

Одним словом, лучше блюда на третье, чем кисель не найти. А уж в пост, это просто необходимое кушанье. Да и готовить его не так уж сложно, главное приноровиться.

Кисель овсяной старинный на поминки и не только

800гр. овса ли овсяной крупы, 2 ½ литра воды, 1 литр кваса, соль.

Чтобы приготовить традиционный славянский кисель на поминки и не только, необходимо измельчить овес на кофемолке, или взять овсяную крупу и залить горячей водой, оставляя его в теплом месте на полтора дня. Затем размешать, процедить, отжать овсяную шелуху. Тот раствор, что стечет, называется цежь .

Цежь при непрерывном помешивании варить, до загустения. Посолить по вкусу и когда загустеет снять с огня. Остудить и разрезать на кусочки. Подавать с квасом.

Поминальный кисель из черного хлеба

200гр. ржаных сухарей, 1 литр воды, 125 гр. сухофруктов, 125 грамм сахара, 50 гр. крахмала.

Чтобы приготовить кисель из черного хлеба к поминальному столу по традиции, необходимо взять подсушенные сухари их черного хлеба залить кипятком до разваривания и протереть через сито. Добавить сахар, размоченные сухофрукты, влить крахмал, разведенный в холодной воде и довести до кипения. Вылить готовый кисель на блюдо посыпать сахаром и остудить.

Естественно это далеко не все блюда, традиционно приготавливаемые к поминкам и поминальному столу христианами и славянами, но как минимум я хочу довести до читателей одну мысль, что основная цель поминальной трапезы – общая молитва за усопших.

И надеюсь, что наш материал поможет вам правильно и с пользой для всех провести поминальные дни, а также желаю вам как можно более спокойно и осознанно «по-христиански» с верой и любовью в сердце, пережить свою утрату. А также чтобы более полно ознакомиться с традициями поминальных блюд и порядком их подачи на стол во время поминок, советую ознакомиться со статей И конечно как проводить , полгода и .

Можно без проблем составить меню на 9 дней поминки дома в данном случае пройдут по всем известным правилам.

Что готовить на поминки?

После похорон принято поминать усопшего на девятый день. В данном случае приглашать гостей не нужно, так как те, кто пожелает вспомнить о нем, придут сами. Обязательно нужно разобраться, что следует готовить на поминки, так как это важное мероприятие в жизни людей, которые потеряли близкого человека. Организовать их можно на 9 день в столовой или дома.

Следует помнить, что меню не должно быть слишком богатым, так как данное событие не является праздником. На стол лучше поставить блюда домашней кухни. Самые приемлемые первые блюда - это щи и куриная лапша.

В том случае, если выпали на пост, отдайте предпочтение очень вкусной грибной лапше.

В качестве наиболее приемлемого гарнира приготовьте и пюре из картофеля или гороха, гречневую кашу. На стол поставьте голубцы, гарниры из бобов, фаршированный перец или плов. Среди горячих блюд на поминкилучше приготовить отбивные или котлеты. Можно разнообразить меню рыбными блюдами, которые давно стали идеальным вариантом для меню, приемлемого в пост.

На поминальный стол обязательно поставьте овощные салаты. В меню должна присутствовать кутья, которую лучше приготовить из пшена или риса, куда добавляют изюм и мед. В конце трапезы на стол следует поставить стаканы с компотом или киселем. На десерт подайте блины без начинки, печенье и конфеты.

Нельзя ставить на стол алкоголь.

Рецепты наиболее доступных блюд

Как говорилось выше, на поминальном столе должна находиться кутя. Это блюдо наполняют сухофруктами, медом, цукатами и маком. В немного подсоленную и кипящую воду следует выложить горсть риса, которую необходимо промыть. Варить рис нужно полчаса. После этого в него добавляют сухофрукты. Перед тем как приготовить кутью, следует обязательно помолиться для того, чтобы наполнить душу благими мыслями.

Нужно помнить, что является символом обязательного воскрешения покойного. Кроме этого, данное блюдо на столь важном мероприятии подают в начале трапезы.

Кутью следует выложить в казан, блюдо или миску.

Самое простое блюдо -это постный винегрет. Для приготовления данного блюда возьмите:

  • 400 г. свеклы;
  • 300 г. моркови;
  • 200 г. соленых огурцов;
  • 200 г. квашеной капусты;
  • растительное масло;
  • 400 г. картофеля;
  • немного соли;
  • 150 г. лука.

Свеклу, морковь и картофель нужно отварить, нарезать мелкими кубиками и перемешать. В полученную массу добавляем измельченный лук и огурцы. Квашеную капусту тщательно промываем и добавляем в будущий салат, который следует заправить подсолнечным маслом и посолить.

Есть достаточно простой рецепт куриного супа с лапшой, который на 100 % подойдет для поминального меню. Вам нужно взять:

  • 1 пучок петрушки;
  • 1 курицу;
  • 2 л. воды;
  • 2 морковки;
  • лавровый лист;
  • 300 г. домашней лапши;
  • несколько горошин душистого перца.

Курицу нужно положить в кастрюлю, залить чистой водой, добавить петрушку, лавровый лист, перец, морковь, соль. Курицу варить до готовности.

Затем ее вынимаем, а получившийся бульон процеживаем, засыпаем лапшой и доводим до кипения. Варить нужно, пока лапша не всплывет.

К столу суп подают в пиалах, куда предварительно выкладывают кусочки курицы.

Обязательно в меню на поминки должны присутствовать салаты. Для приготовления сытного и вкусного блюда возьмите:

  • 150 г.консервированной кукурузы;
  • 300 г. отварного куриного филе;
  • 200 г. твердого сыра;
  • 150 г. отваренной фасоли;
  • 4 соленых огурца;
  • 3 кусочка черного хлеба;
  • немного майонеза;
  • 3 зубочка чеснока;
  • пучок петрушки;
  • соль.

Хлеб нарезаем небольшими кубиками и подсушиваем на горячей сковороде. Все остальные ингредиенты также мелко нарезаем, перемешиваем, добавляем хлеб, соль, майонез.

Как говорилось выше, блюда не должны быть роскошными. Однако почему бы не предложить гостям очень вкусный салат, который будет гармонично смотреться на поминальном столе. Возьмите:

  • 10 г. растительного масла;
  • 300 г. говяжьего языка;
  • 5 г. сахара;
  • 3 г. соли;
  • 10 г. соевого соуса;
  • 5 г. чеснока;
  • немного концентрированного куриного бульона;
  • 5 г. кедровых орехов;
  • 10 г. кунжутного масла;
  • 30 г. зеленого лука;
  • яйцо.

Нужно отварить язык и нарезать его соломкой. К нему добавляем тщательно измельченный перец, лук и чеснок. Затем в полученную смесь добавляем концентрированный куриный бульон, кунжутное масло, сахар, соевый соус, уксус, растительное масло, соль. Готовый салат нужно примерно на 3 часа поставить в холодильник.

Перед подачей на стол салат украсить орехами и яйцом.

Недорогой салат на поминки можно приготовить из пекинской капусты. Возьмите 25 г. лимонного сока, половину капусты, немного зелени, 1 болгарский перец, растительное масло, 3 небольших помидора. Сначала нужно нарезать капусту, сбрызнуть ее лимонным соком и посолить. Затем ее перемешиваем с измельченными помидорами, перцем, зеленью. Всю смесь заправляют маслом.

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

К поминкам, как и к торжествам при жизни, православные христиане относятся очень серьезно. В данном случае важно все делать по правилам. Так как душа усопшего именно в этот период нуждается в молитве и поминании. В христианских книгах не один раз встречается упоминание, что по молитвам живых, будет помощь умершим и наоборот. Также считается, что душа до сорокового дня видит и рай и ад, и только после этого определяется ее судьба по делам ее.

В современном мире немного стерлись обычаи и достаточно часто поминальный обед, который должен состояться строго на девятый день после похорон, делают на второй день. Объясняется это тем, что в городах людям постоянно не хватает времени, потому все обычаи начали «сжимать», что является в корень не верным. Как и 9 дней по усопшему, так и 40 и год, нужно проводить строго в установленное время, потому как именно в эти дни вершится судьба души умершего, и она больше всего нуждается в поддержке и защите.

По поводу поминок на девятый день существует много заблуждений и мифов, которые ничего общего с христианской верой не имеют. Часто, молодые люди задают вопрос старшему поколению, в надежде, что они наверняка знают правила проведения поминок, хотя те, в свою очередь, могут много чего упустить. Вот так и рождаются заблуждения и «бабушкины советы», которые сильно отдаляют истинные традиции от придуманных. Если человек чего-то не знает, или сомневается в правильности проводимых действий, лучше всего спросить непосредственно у священнослужителя, а не у соседки. Только так каждый получит правильный и назидательный ответ и проведет поминки по всем правилам.

Здесь мы опишем, как правильно провести поминки на девять дней, что необходимо приготовить и какие молитвы читаются по усопшему в этот период


9 дней после смерти: смысл поминок в это время

Первые поминки, которые проводятся после захоронения человека, являются именно на девятый день после смерти. Именно в этот период со дня смерти душа усопшего, в сопровождении ангелов, ходит по раю и видит все блага и радости святых отцов. После чего именно на 9-тый день ангелы возносят душу к престолу Божию, чтобы она могла поклониться и возвеличить имя Бога. После чего душа направляется также на ознакомительную «экскурсию» в ад. Но если человек при жизни был праведником и вел строго христианскую жизнь, то его участь может решиться как раз на девятый день после захоронения. Поэтому родным и близким усопшего именно в этот день необходимо возносить особенно пламенные молитвы и максимально думать о душе умершего и его смертных путях.

До сорокового дня душа умершего проходит все круги ада, где ее пытаются отвоевать у ангелов, показывая все ее грехи. В противовес этому, ангелы показывают все добрые дела человека при жизни и если их было больше чем плохих, душа человека возноситься на небеса и там ожидает Страшного Суда, а если было больше плохих, тогда ее забирают бесы и мучают также до Суда.

Бывает так, что и хороших, и плохих дел является практически поровну, тогда-то и решается судьба умершего по молитвам его близких на земле. Если за усопшего на протяжении 40-ка дней возносятся молитвы, подаются записки за упокой и проводятся поминальные службы, тогда его душа спасена, если же нет, тогда он остается в аду.

Потому так важно именно 9 дней и 40 проводить по всем правилам христианского мира, чтобы способствовать душе усопшего вознестись на небеса, а не спуститься в преисподнюю.


Зачем проводят поминки на 9 день

Считается, что чин девяти ангелов приходится именно на 9-тый день. Именно они вместе с душей умершего просят у престола Господа о помиловании и снисхождении к грешной душе человека. Если удается умилостивить Господа, тогда душа остается в раю, не проходя мытарства в аду, которые длятся до сорокового дня. В случае если душа не была праведной, ее отправляют на испытания в ад, для прохождения мытарств.

Если душа сможет без преград пройти все круги ада, тогда она снова предстанет перед Престолом, и уже останется в раю, воздавая благодарственные молитвы и величания Господу. Считается также, что душа, которая по молитвам ближних на земле попала в рай, в свою очередь, возносит молитвы Богу за сродников на земле. Также она может являться в сложные периоды жизни и предупреждать родных и близких об опасности.

Почему поминают померших на 9 день?


Каких правил необходимо придерживаться для проведения поминок на 9 день

В христианском мире существует ряд правил, которые были установлены еще нашими праотцами и подробно описаны в религиозной литературе. Эти правила необходимо строго соблюдать и следить, чтобы они выполнялись без изменений:

  • Необходимо создать подобающую атмосферу в том месте, где планируется проведение поминального обеда. Также нужно проследить за этим и в домашних условиях. В домашних стенах, как правило, ставят стакан с водой и ломтиком хлеба. Также перед фотографией усопшего зажигают лампаду. Но также лампадку можно зажигать перед иконой. В церквях родственники и близкие умершего, заказывают поминальный молебен, ставят свечи в специально отведенных местах за упокой и читают молитву о принятии души умершего Господу Богу;
  • 9 дней – это не званый обед, поэтому на эти поминки специально никого не приглашают. Чаще всего собираются родственники, близкие друзья и сослуживцы усопшего. Стоит помнить, что именно на эти поминки, каждый должен поинтересоваться где и когда они будут проходить;
  • Женщины на голове должны иметь платки, прикрывая волосы, которые не должны выбиваться из-под платка. Мужчины же наоборот, должны освободить голову от любых уборов и сидеть за столом с непокрытой головой;
  • Часто задают вопрос, что нужно нести на поминки 9 дней? Чаще всего это цветы, которые необходимо уложить на могилку умершего. К столу необходимо положить красное вино, потому как именно им поминают усопших, конфеты и печенье;
  • На столе в обязательном порядке должны присутствовать разные компоты, кутя и другая каша. Также часто можно увидеть, что те блюда, которые любил умерший при жизни, часто ставят на поминальный стол или накладывают в пустую тарелку. В каждом регионе могут существовать свои обычаи и традиции поминального стола на 9 дней, но основа у всех должна быть одна;
  • Поминать усопшего необходимо красным вином и чаще всего это три рюмки. В такой период является недопустимым присутствие крепких алкогольных напитков на столе. Также не стоит «засиживаться» за столом, чтобы не превратить поминальный обед в застолье.
  • Если поминальная трапеза припадает на пост, тогда необходимо полностью исключить все мясные блюда, заменив их на рыбные и более легкие закуски. При этом компот и кутя остаются неизменными на поминальном столе;
  • За поминальным столом нужно не просто отобедать, но и вспомнить (помянуть) человека, рассказав какие-то моменты усопшего, вспомнив его положительные стороны и с хорошей стороны поведать о нем тем, кто возможно был с усопшим не так близко знаком. Чаще всего в такие моменты открываются некоторые истины, которые собравшихся наталкивают на душеспасительные раздумья.

Что необходимо приготовить на поминальный стол 9 дней?

Стандартное меню на поминки девяти дней может выглядеть так:

  1. Кисель, кутя, канун (также может носить название как колово);
  2. Блины с разной начинкой, чаще всего это творог мак и яблоки, иногда ливер;
  3. Бутерброды со шпротами и другая рыбная холодная закуска;
  4. Пироги сладкие (чаще всего с маковой или яблочной начинкой);
  5. Обязательно должно быть хотя бы одно горячее блюдо, например борщ с мясом птицы;
  6. Каша, жаркое;
  7. Котлеты и голубцы;
  8. Салаты, особенно овощные (винегрет, морковь по-корейски и т.д.);
  9. Перец фаршированный;
  10. Картофель отварной с грибами;
  11. Квас и компот;
  12. Также на стол подают печенья и конфеты, которые люди сами принесли на поминальный обед.

Принято готовить и те блюда, которые усопший любил при жизни. Это также является своего рода упоминанием умершего. Если 9 дней припали на пост, необходимо все мясные блюда заменить на их рыбные аналоги, а голубцы можно сделать овощными, заменив мясо на грибы.

Очень важно в этот день раздавать милостыню и накормить нуждающихся, при этом нужно просить помянуть усопшего.

Какие молитвы нужно читать на поминки 9 дней

В день смерти и до погребения в доме перед иконой обычно прочитывается весь псалтырь и определенные молитвы. Читать их может только тот человек, который получил благословение от батюшки. Если же такого человека нет, стоит перед иконой прочитать молитвенное правило и попросить благословения Божия самостоятельно.

На девятый день также читаются молитвы, которые можно произносить как в церкви, так и в домашних стенах возле икон. Если поминальный обед был назначен в кафе, как это сейчас часто бывает, стоит перед поминальной трапезой прочитать специальные молитвы по усопшему и только после этого приступать к обеду.

Чин литии об усопшем на 9 дней

Необходимо перед поминальной трапезой прочитать чин литии об усопшем, которая совершается дома или на кладбище, непосредственно перед могилкой:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»