Картошку ели на руси всегда. Что ели в Древней Руси

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Русская национальная кухня имеет очень давнюю историю. Она зародилась еще в IX веке и с тех пор претерпела немало изменений. Огромное влияние на процесс ее формирования оказало уникальное географическое расположение. Благодаря лесным массивам в ней появилось множество блюд, приготовленных из обитавшей там дичи, наличие плодородных земель позволило выращивать сельскохозяйственные культуры, а присутствие озер способствовало тому, что на столах местного населения появилась рыба. В сегодняшней публикации будет не только рассказано, что ели на Руси, но и рассмотрено несколько рецептов, дошедших до наших дней.

Особенности становления

Поскольку Русь издавна была многонациональным государством, местное население с удовольствием училось друг у друга кулинарным премудростям. Потому в каждой области страны были свои уникальные рецепты, многие из которых сохранились до наших времен. К тому же отечественные хозяйки не стеснялись перенимать опыт заморских поваров, благодаря чему в отечественной кухне появилось немало новых блюд.

Так, греки и скифы научили русских замешивать дрожжевое тесто, византийцы поведали о существовании риса, гречки и многих пряностей, а китайцы рассказали о чае. Благодаря болгарам местные повара узнали о кабачках, баклажанах и сладком перце. А у западных славян позаимствовали рецепты вареников, голубцов и борщей.

Во времена правления Петра I на Руси начали массово выращивать картофель. Примерно в то же время в распоряжении хозяек стали появляться недоступные ранее плиты и специальные емкости, предназначенные для готовки на открытом огне.

Крупы

Что ели на Руси до картошки, специалистам удалось узнать благодаря раскопкам, проведенным на территории древних поселений. В найденных учеными текстах рассказано о том, что славяне того времени употребляли исключительно растительную пищу. Они занимались земледелием и верили в пользу вегетарианства. Потому основу их рациона составляли злаковые вроде овса, ячменя, ржи, пшеницы и проса. Их поджаривали, размачивали или перемалывали в муку. Из последней выпекали пресные лепешки. Позднее местные хозяйки научились делать хлеб и различные пироги. Поскольку тогда никто не знал о дрожжах, выпечку готовили из так называемого “кислого” теста. Его заводили в объемной посудине из муки и речной воды, а потом выдерживали несколько суток в тепле.

Тем, кто не знает, что ели на Руси до картофеля, будет интересно, что меню наших далеких предков состоял из большого количества рассыпчатых, крутых каш. В те далекие времена их варили преимущественно из пшена или цельного очищенного овса. Его долго запаривали печи, а потом сдабривали сливочным, конопляным или льняным маслом. Рис тогда был большой редкостью и стоил немалых денег. Готовые каши употребляли в качестве самостоятельных блюд или в виде гарниров к мясу или рыбе.

Овощи, грибы и ягоды

Долгое время растительная пища оставалась главным из того, что ели на Руси те, кто вплотную занимался земледелием. Основным источником белка наших далеких предков были бобовые. Кроме того, они выращивали на своих участках репу, редьку, чеснок и горох. Из последнего не только варили супы и каши, но и пекли блины и пироги. Чуть позже русским стали доступны такие овощные культуры, как морковка, лук, капуста, огурцы и томаты. Местные хозяйки быстро научились делать из них различные блюда и даже стали заготавливать их на зиму.

Также на Руси активно собирали различные ягоды. Их не просто кушали в свежем виде, но и использовали в качестве основы для варенья. Поскольку хозяйкам того времени не был доступен сахар, его успешно заменяли более полезным натуральным медом.

Не брезговали русичи и грибами. Особой популярностью в ту эпоху пользовались грузди, рыжики, боровики, маслята и белые. Их собирали в ближайших лесах, а потом солили в огромных бочках, пересыпая ароматным укропом.

Мясо и рыба

Очень долго жили в мире с животными, потому продукты земледелия были основой того, что ели на Руси до прихода кочевников. Именно они научили наших далеких предков употреблять мясную пищу. Но в то время она была доступна не всем слоям населения. На столах крестьян и рядовых горожан мясо появлялось исключительно по большим праздникам. Как правило, это была говядина, конина или свинина. Меньшей редкостью считалась птица или дичина. Крупные туши оленей шпиговали салом, а потом обжаривали на вертеле. Более мелкую добычу вроде зайца дополняли овощами и кореньями и томили в глиняных горшках.

Со временем славяне освоили не только земледелие, но и рыболовство. С тех пор у них появился еще один вариант того, что можно было есть. На Руси имеется очень много рек и озер, в которых водится достаточное количество различной рыбы. Пойманную добычу сушили под солнечными лучами, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Напитки

Особое место в меню давних славян отводилось квасу. Им не только заменяли воду или вино, но и лечились от несварения желудка. Также этот удивительный напиток применялся в качестве основы для приготовления разных блюд вроде ботвиньи или окрошки.

Не меньшей популярностью у наших предков пользовался кисель. Он был очень густым и имел не сладкий, а кислый вкус. Его делали из овсяной муки, разведенной большим количеством воды. Образовавшуюся смесь сперва сквашивали, а потом варили до получения густой массы, поливали медом и ели.

На Руси было очень востребовано пиво. Его варили из ячменя или овса, сбраживали с помощью хмеля и подавали по особо торжественным праздникам. Примерно в XVII столетии славяне узнали о существовании чая. Его считали заморской диковинкой и употребляли в очень редких случаях. Обычно его успешно заменяли более полезными травяными сборами, заваренными крутым кипятком.

Свекольный квас

Это один из древнейших напитков, пользовавшийся особой популярностью у славян. Он обладает отличными освежающими свойствами и отлично утоляет жажду. Для его приготовления вам понадобится:

  • 1 кг свеклы.
  • 3,5 л воды.

Свеклу очищают от кожуры и ополаскивают. Пятую часть обработанного таким способом продукта нарезают тонкими кружочками и укладывают на дно кастрюли. Остальные корнеплоды погружают туда же целиком. Все это заливают требуемым объемом воды и варят до готовности. Потом содержимое кастрюли оставляют в тепле, а через трое суток убирают в холодный погреб. Спустя 10-15 дней свекольный квас полностью готов.

Гороховое пюре

Это блюдо - одно из тех, что ели в старину на Руси в самых обычных крестьянских семьях. Оно готовится из очень простых продуктов и имеет высокую питательную ценность. Чтобы сделать такое пюре, вам понадобится:

  • 1 чашка сухого гороха.
  • 2 ст. л. масла.
  • 3 чашки воды.
  • Соль (по вкусу).

Заблаговременно перебранный и промытый горох вымачивают в течение нескольких часов, а потом заливают подсоленной водой и варят до мягкости. Полностью готовый продукт превращают в пюре и сдабривают маслом.

Свиные почки в сметане

Тем, кто интересуется, что ели в стоит обратить внимание на это достаточно необычное, но весьма вкусное блюдо. Оно отлично сочетается с различными кашами и позволит немного разнообразить привычное меню. Для его приготовления вам понадобится:

  • 500 г свежих свиных почек.
  • 150 г густой некислой сметаны.
  • 150 мл воды (+еще немного для варки).
  • 1 ст. л. муки.
  • 1 ст. л. масла.
  • 1 головка лука.
  • Любая зелень и специи.

Предварительно зачищенные от пленок почки ополаскивают и замачивают в холодной воде. Часа через три их заливают новой жидкостью и отправляют на огонь. Как только вода закипит, почки вынимают из кастрюли, повторно промывают, нарезают небольшими ломтиками и убирают в холодильник. Не раньше чем через час их выкладывают в сковородку, в которой уже имеется мука, масло и измельченный лук. Все это приправляют специями, заливают водой и тушат до готовности. Незадолго до отключения огня блюдо дополняют сметаной и посыпают рубленой зеленью.

Похлебка из репы

Это одно из самых популярных блюд, что ели наши предки на Руси. Его и сегодня можно готовить для тех, кто любит простую пищу. Для этого вам понадобится:

  • 300 г репы.
  • 2 ст. л. масла.
  • 2 ст. л. густой деревенской сметаны.
  • 4 картофелины.
  • 1 головка лука.
  • 1 ст. л. муки.
  • Вода и любая свежая зелень.

Предварительно промытую и почищенную репу обрабатывают с помощью терки и помещают в глубокую кастрюлю. Туда же добавляют мелко нарубленный лук и холодную воду. Все это отправляют на огонь и отваривают до полуготовности. Потом к овощам отправляют дольки картофеля и ждут, когда они размягчатся. На завершающем этапе практически готовую похлебку дополняют мукой и маслом, недолго кипятят и убирают с огня. Подают ее с мелко нарубленной зеленью и свежей сметаной.

«Праматерью хлеба» величают ее в народе. Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб. Кстати, современная наука не отрицает этого предположения.
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша — мать наша».

Находки археологов свидетельствуют, что это кушанье было известно нашим предкам более тысячи лет назад,- именно таков возраст каши, обнаруженной в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине.
Готовили кашу «на пропасть ладов», в будни и праздники.
Кстати, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варились из измельченных продуктов. Так, в старинных источниках упоминаются хлебные каши, которые делали из сухарей, а также самые разнообразные рыбные каши: сельдяная, сиговая, семужья, лососевая, стерляжья, осетровая, белужья, каша с головизной. По-видимому, рыбу мелко крошили и, возможно, смешивали с разваренной крупой. В XVIII -XIX веках крупу разваривали вместе с картофелем. Заправленное луком и постным маслом, это блюдо получило название кулеш. Готовили также гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, репяные и множество других каш из овощей.
Каша как самое распространенное блюдо использовалась в качестве обрядового кущанья. Ее, например, варили на свадьбах и кормили ею молодых. Так, по описанию свадебных обрядов второй половины XVII века, в комнату к новобрачным приносили кашу, которую они «черпают и за себя мечут». Каша в данном случае являлась символом посева и плодородия.
Согласно более ранним источникам (XVI век), после свадьбы князь Василий Иванович с женою ходил в мыльню, и там новобрачные ели кашу. Часто каша была единственной едой молодых на свадебном пиру. Свадебный пир в Древней Руси так и назывался - «кашей».
Новгородская летопись 1239 года, сообщая о браке Александра Невского, говорит, что князь «венчался в Троице, ту (там.- В. К., Н. М.) кашу чинили, а в Новгороде другую».
А вот какая история вышла с «кашей» Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, но существовавшему в ту пору обычаю, должен был ехать «на кашу» к отцу своей невесты. Однако князь московский счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и предложил последнему прибыть в Москву. Но нижегородский князь упал бы в собственных глазах и в глазах своих соседей, согласись он на такое «оскорбительное» предложение. И тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне, что лежит почти посередине дороги между двумя славными городами.
Вообще организация свадебного пира и в те времена, видимо, была делом довольно хлопотным, ибо породила поговорку «заварить кашу».

Кашу варили и при заключении мирного договора между враждующими сторонами. В знак союза и дружбы бывшие противники садились за один стол и ели эту кашу. Если же сторонам не удавалось достигнуть соглашения о мире, говорили: «С ним каши не сваришь». Выражение это дожило до нашего времени, правда, смысл его несколько изменился. Сегодня мы чаще адресуем эту фразу неумелому человеку, а не врагу.
Без каши на Руси не обходились также рождественские праздники, родины, крестины, похороны и многие другие события в жизни народа.
На Васильев день, перед Новым годом, во многих русских губерниях готовили кашу с соблюдением определенного ритуала. Происходило это примерно так. Варили кашу «до света». Крупу из амбара ночью приносила старшая в доме женщина, а воду из реки или колодца - старший из мужчин. И воду и крупу ставили на стол, и упаси бог кому-либо
до них дотронуться, пока не истопится печь.
Но вот печь истоплена, все семейство садится за стол, и старшая женщина начинает размешивать крупу, приговаривая: «Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна и румяна; звали-позывали гречу в Царьград со князьями, с боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам гостевать». Вероятно, если каша варилась из другой крупы, ей тоже воздавалась хвала. Но гречиха всегда пользовалась у русского народа особым уважением. Не случайно ее называли «княгиней».
После этого причитания все встают из-за стола, и хозяйка с поклонами ставит горшок с кашей в печь. Затем семейство снова садится за стол и ждет, когда каша сварится.
Наконец, она готова, и здесь наступает ответственный момент. Со словами «Милости просим к нам во двор со своим добром» женщина вынимает кашу из печи и перво-наперво осматривает горшок, в котором она варилась. Нет большего несчастья для семьи, чем если каша вылезет из горшка или, того хуже, горшок окажется с трещиной. Тогда открывай ворота для грядущих бед. Но и это не все. Если каша получилась красная, хорошо разваренная - быть семье счастливой в новом году, с хорошим урожаем. Бледный же цвет каши - предвестник несчастий для семьи.
Кстати, существовало великое множество способов гадания на каше. Чаще всего объектом гадания был будущий урожай. Например, в Галицкой Руси накануне рождества, когда едят кутью, был распространен такой необычный способ предсказания урожая. Хозяин дома, зачерпнув полную ложку этой каши, швырял ее под потолок: чем больше зерен прилипнет к потолку, тем богаче урожай.

Кутью готовили из пшеницы, риса, ячменя и других круп с изюмом, медом, маком и т. д. Как правило, повсеместно она имела обрядовое поминальное значение, но на Руси ее варили также и на рождество.
Вот что пишет о кутье М. Г. Рабинович в книге «Очерки материальной культуры русского феодального города»: «Кутья упомянута впервые в начале XII в. (в летописном источнике «Повесть временных лет».- В. К., Н. М.). Первоначально она готовилась из зерен пшеницы с медом, а в XVI в.- с маком. В XIX в. для кутьи брали уже рис и изюм, как это делают и в настоящее время. Если древняя кутья, по-видимому, деревенского происхождения, то более поздняя (целиком из привозных продуктов) - городского. Устав о трапезах Тихвинского монастыря различает кутью и «коливо сиречь пшеница варена с медом и изюмью чинена». Видимо, в конце XVI в. только еще начали прибавлять в кутью изюм и для отличия употребляли название коливо, которое значило то же, что кутья».
Так называемую «обетную» кашу ели в день Аграфены Купальницы (23 июня) но возвращении из бани или после купания. Готовилась эта каша по особому обряду. Толочь крупу для нее собирались девушки из разных домов, при этом каждая приносила свою крупу. Варили в этот день и «мирскую кашу», которой кормили нищих.
Каша занимала почетное место на столе и на празднествах по случаю окончания жатвы, особенно если к делу привлекались наемные работники. Нанимаясь на работу в страду, работник часто в качестве важного условия выговаривал обязательную кашу себе на обед. Особо настаивали на этом, например, карелы, которые считали пшенную кашу большим лакомством.
Любая коллективная работа: будь то жатва или строительство дома - не обходилась без артельной каши. Иногда и саму артель называли «кашей». Говорили: «Мы с ним из одной каши».
Мало какая другая кухня может предложить столько разновидностей каш, как русская. Различаются они, прежде всего, по видам круп. Самыми распространенными в России крупами для каш всегда были просо, ячмень, овес, гречка, рис.
Каждая крупа в зависимости от вида обработки подразделялась на виды. Так, из гречки делали ядрицу и продел, из ячменя перловую (крупные зерна), голландку (зерна помельче) и ячневую (совсем мелкие зерна). Кстати, считается, что ячневая каша была любимым кушаньем Петра I.
Из проса варили пшенную кашу, из твердой пшеничной крупы - манную, из целого дробленого овса - овсяную. Широко была распространена в некоторых губерниях зеленая каша, ее варили из молодой, недозрелой, вполовину налившейся ржи.
Все мы с детства знаем сказку Пушкина, в которой поп кормил своего работника Балду вареной полбой. Что же это такое? Полбой на Руси называли колосовое растение, нечто среднее между пшеницей и ячменем. Из полбенной крупы тоже варили кашу. Она считалась грубой, но питательной, поэтому предназначалась главным образом для беднейших слоев населения.

Кашу, как правило, варили из необработанных зерен, толченых и мелко перемолотых круп.
Из круп мелкого помола повсеместно было распространено толокно. Готовили его примерно так: овес промывали, недолго варили, затем высушивали в печи и толкли в ступе до тех пор, пока зерно не превращалось в мелкую крупу, которую просеивали через сито.
Самой почитаемой среди круп считалась гречка. Недаром Россия признавалась первой в мире гречишной державой. И действительно, когда-то (к сожалению, сегодня этого не скажешь) гречиху можно было видеть всюду. Она всегда выручала россиян в трудную годину, благо росла на «тощей» земле, не требующей глубокой вспашки.
Каша из гречки очень полезна, так как в 100 г гречки (ядрица) содержится 12,6 г белка (белок, которым богаты крупы, хорошо усваивается организмом), 68 г углеводов, кальций, магний, железо, много калия и фосфора, витамины В|, Вг, РР. Кроме того, гречка прекрасно сочетается с другими продуктами: мясом, молоком, овощами, грибами и т. д.
По питательности гречке не уступают пшено, толокно, овсяная крупа. Значительно меньше минеральных веществ и белка в рисе.
Велика и энергетическая ценность круп: она составляет 330 - 350 килокалорий на 100 г продукта. А если учесть, что любая каша предполагает, помимо самой крупы, еще всевозможные добавки (молоко, масло, мясо, сало, рыбу, грибы, овощи, фрукты и т. д.), то вполне ответственно можно заявить - мало какое другое блюдо сравнится с кашей.
Каша хороша еще и тем, что может удовлетворить любые, даже самые изысканные вкусы. Просто готовить ее, как, впрочем, и любое другое кушанье, нужно с фантазией.

Каша «пуховая»

2 стакана гречневой крупы, 2 яйца, 4 стакана молока, 30- 40 г сливочного масла, 2 стакана сливок, 3 столовые ложки сахара. 5 сырых яичных желтков.
Гречневую крупу перетереть с 2 сырыми яйцами, разложить на противень и высушить в духовке. Сварить на молоке рассыпчатую кашу, добавить масло и, когда она остынет, протереть ее сквозь сито на блюдо.
Приготовить заправку: сливки вскипятить с сахаром. Взбить желтки, размешать их с остывшими сливками, поставить на огонь и нагревать, помешивая, до загустения.
Кашу разложить по тарелкам и перед подачей полить заправкой.
Каша из тыквы с рисом
800 г очищенной тыквы, 4,5 стакана молока, 1 стакан
риса, 100 г сливочного масла.
Тыкву нарезать кусочками, залить 1,5 стакана молока, разварить на слабом огне, остудить и протереть через сито. Рис промыть, залить молоком (3 стакана) и сварить рассыпчатую кашу. Когда она сварится, смешать ее с тыквой, положить сливочное масло и поставить в духовку, чтобы каша подрумянилась.
Готовую кашу полить взбитыми сладкими сливками.

Каша с луком и шпигом

4 стакана рассыпчатой каши (гречневая, пшенная, пшеничная, рисовая), 2 луковицы, 150 г шпига.
Лук мелко нашинковать и обжарить со шпигом, нарезанным мелкими кубиками.
Горячую рассыпчатую кашу перемешать с пассерованным луком и шкварками шпига.

Каша пшенная с творогом

1 стакан пшена, 1 стакан творога, 50 г сливочного масла, сахар.
В кипящую подсоленную воду (2,5 стакана) всыпать перебранное и промытое пшено и варить до полу- готовности. Добавить сливочное масло, сахар, творог, все перемешать и варить до готовности пшена.
К каше хорошо подать молоко, простоквашу, кефир.

Каша пшенная с черносливом

1 стакан крупы (пшена), 1/2 стакана чернослива, 50 г сливочного масла, сахар, соль по вкусу.
Чернослив перебрать, промыть, залить горячей водой и сварить. Отвар слить, добавить к нему нужное количество воды, соль, сахар,
всыпать крупу и сварить вязкую кашу.
Разложить кашу по тарелкам, в каждую из них добавить чернослив и сливочное масло.

Пшенный каравай

4 стакана крутой пшенной каши, 3 яйца, 50 г сливочного масла, 1/2 стакана толченых сухарей.
Сварить на молоке крутую пшенную кашу, остудить ее.
Отделить яичные желтки от белков. Желтки смешать с охлажденной кашей; белки хорошо взбить и также смешать с кашей. Масса должна быть однородной, без комков.
Круглую форму или сковороду смазать маслом, посыпать толчеными сухарями, выложить в нее ровным слоем кашу и поставить в хорошо разогретую духовку. Через 15-20 минут каравай готов.
Подавать со сметаной, вареньем.
Каравай можно выпекать и из других видов круп со всевозможными наполнителями (грибами, картофелем, рыбой и т. п.).
Крупеник
4 стакана рассыпчатой пшенной (или гречневой) каши, 2 стакана протертого творога, 2 яйца, 50 г сливочного масла, 1/2 стакана сметаны, молотые сухари, соль, сахар по вкусу.
В большой миске смешать рассыпчатую кашу, протертый творог, яйца, масло, соль, сахар. Массу выложить ровным толстым слоем в мелкий противень (или на сковородку), смазанный маслом и посыпанный сухарями. Сверху крупеник полить сметаной.
Выпекать в духовке до образования румяной корочки.

Манная каша на клюквенном соке

1 стакан манки, 400 г клюквы, 1 стакан сахара, 1 стакан сливок.
Клюкву промыть, истолочь и отжать сок. Выжимки залить водой, прокипятить, отвар процедить, добавить сахар и вскипятить.
Манную крупу развести соком клюквы, влить в кипящий сироп и сварить густую кашу.
Горячую кашу разлить в формы и дать остыть. Подавать со сливками.

Еда наших предков-простолюдинов была довольно простой. Они имели обычай есть хлеб, чеснок, яйца, соль, пить квас.

Русская кухня для всех подчинялась обычаю, а не искусству.

Несмотря на то что блюд у богатых было множество, они были довольно однообразны. Зажиточные составляли даже гастрономический календарь на целый год, учитывая церковные праздники, мясоеды и посты.

Кроме того, все готовили дома суп, кашу, овсяный кисель. Суп с куском сала или говядины был любимым блюдом при дворе.

Русские почитали хороший хлеб, рыбу свежую и солёную, яйца, овощи с огорода (капуста, огурцы, репа, лук, чеснок). Вся еда делилась на постную и скоромную, и в зависимости от продуктов, которые использовались для приготовления того или иного блюда, всю пищу можно было разделить на мучнистую, молочную, мясную, рыбную, растительную.

Хлеб.


Преимущественно ели ржаной хлеб. Хотя рожь русские узнали гораздо позднее, чем пшеницу. А появилась она на почвах случайно - как сорняк. Но этот сорняк оказался удивительно живучим. В то время как пшеница гибла от мороза, рожь выдерживала испытания холодом и спасала людей от голода. Не случайно поэтому к 11-12 векам русичи ели в основном ржаной хлеб. Иногда к ржаной муке примешивали ячменную, но нечасто, так как ячмень в России разводили редко.

Когда запасов ржи и пшеницы не хватало, в хлеб добавляли морковь, свёклу, картофель, крапиву, лебеду. А иногда крестьяне были вынуждены готовить саламату - поджаренную пшеничную муку, заваренную кипятком.

Чисто ржаной хлеб назывался житным .

Из сеяной муки пекли пеклеванный хлеб, или ситный .

Из муки, просеянной через решето, пекли решетный хлеб.

Из муки непросеянной изготовляли пушные виды хлеба ("мякина").

Лучшим хлебом считался крупчатый - белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

Пшеничную муку пускали в основном на просфоры и калачи (праздничная еда простолюдинов).

Хлеб из пресного теста делали очень редко, в основном готовили его из дрожжевого, кислого теста.

Благодаря тому, что наши предки научились заваривать муку, у них получался долго не черствеющий хлеб.

Дрожжи делать самостоятельно было сложно, поэтому ставили опару на "головке" - остатке теста от последней выпечки.

Пекли хлеб обычно на целую неделю.

Хлеб круглый, высокий, пышный, сильно пористый назывался караваем. Пирожки и булочки без начинки круглой и эллипсовидной формы - каравайчиками.

Особой любовью пользовались калачи, также пекли сайки, и пирожки.

Пироги.


Очень славились они на Руси - пряженые и подовые. В скоромные дни их начиняли мясом, и даже несколькими видами мяса одновременно; на масленицу пекли пряженые пироги с творогом и яйцами на молоке, масле, с рыбой и яйцами; в постные рыбные дни - пироги с рыбой.

В постные дни вместо масла и сала в тесто добавляли постное (растительное) масло и подавали пироги с патокой, сахаром и мёдом.

Каша.

Хотя в Древней Руси кашей называли любые блюда из измельчённых продуктов, традиционно кашей считается пища, приготовленная из крупы.

Каша имела ритуальное значение. Кроме обычной, повседневной каши и праздничной, была обрядовая - кутья. Её варили из цельных зерён пшеницы, ячменя, полбы, а позднее - из риса. Добавляли в кутью изюм, мёд, мак. Как правило, готовили кутью под Новый год, в Рождество и на поминках.

В древности было известно большое количество разновидностей каш. Сочиво - кашу из дробленного зерна - варили в канун Рождества, в сочельник. Кулеш - жидкую пшеничную кашу - готовили на юге Руси часто с картофелем, заправляли луком, обжаренным с салом или в растительном масле. Ячневую кашу - из ячменя - очень любили в Приуралье и Сибири. "Толстая" каша готовилась из перловой крупы. Заваруха - особый вид каши, которую заваривали кипятком.

Овощные блюда . Овощи раньше почитали больше как за пряную приправу к пище, нежели как самостоятельное блюдо. Это, очевидно, связано с тем, что излюбленной пищей русских людей были лук и чеснок. очень уважали на Руси "толчёнку" из лука с солью, которую ели с хлебом и квасом на завтрак.

Репа - исконно русский овощ. Летописцы упоминают о ней наряду с рожью. До появления картофеля он был главным овощем на столе. Одним из самых распространенных блюд была похлёбка из репы - репница и паренки из репы.

Капуста тоже хорошо прижилась на столе наших предков. Из неё делали запасы на зиму - повсеместно осенью её рубили. Заквашивали не только рубленую капусту, но и целые кочаны.

Вкус картофеля - второго хлеба - узнали на Руси поздно - в 18 веке. Но эти "земляные яблоки" очень быстро завоевали стол русского народа, вытеснив необоснованно репу.

Волей-неволей люди становились стойкими вегетарианцами во время постов. Они ели кислую капусту, свёклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, луковники, грибы, различные блюда из гороха, хрена, редьки.

Блюда из трав. Щи из крапивы, котлеты из лебеды готовили не только когда поджимал голод. В прошлом в приготовлении пищи использовали и смесь листьев чертополоха, щавеля, репчатого лука. Ели и ряску, добавив сливочное масло и хрен. А для щей годились борщевик, дикий щавель, заячья капуста, кислица, другие дикорастущие растения.

Лавровый лист, имбирь, корицу раньше заменял аир.

В качестве приправы использовали дягиль, зверобой, мяту, любисток, мелиссу, шафран.

Чаи настаивали из иван-чая, душицы, липового цвета, мяты, листьев брусники.

Скоромные блюда.

В мясоед русские люди позволяли себе отведать мясную пищу, блюда из рыбы, творога, молока. Однако традиционных скоромных русских блюд известно мало. Причем существовали некоторые запреты на смешение продуктов. Поэтому не найдёшь в исконно русской кухне фаршей, рулетов, паштетов, котлет.

Рыба считалась полупостным блюдом. Не разрешалось её есть только в дни особо строгого поста. Однако для сельди и воблы и в эти дни делалось исключение. А вот по понедельникам, средам и пятницам блюда из рыбы составляли основу меню.

Молоку отводилась немалая роль. Однако в бедных семьях молоко давали пить только самым маленьким детям, а взрослые ели его с хлебом.

Масло.

У русских после принятия христианства все виды съедобных масел было принято делить на скоромные (животного происхождения) и постные (растительные). Растительное масло особо ценилось в народе, так как его можно было есть и в скоромные, и в постные дни. В северных районах отдавали предпочтение льняному, в южных - конопляному. Но были известны и такие масла, как ореховое, маковое, горчичное, кунжутное, тыквенное. Лишь в 19 веке получило широкое распространение подсолнечное масло.

Растительное масло использовали в русской кухне очень широко. Им заправляли различные блюда (каши, закуски, супы), макали в него лепешки. Обычно употребляли в пищу без предварительной тепловой обработки.

В саду у дочери проходил проект "Как жили на Руси", и моей задачей как мамы было подготовить вместе с дочерью проект на тему "Как готовили еду на Руси".
Я прочитала много материала и вместе с дочерью мы отобрали те факты, которые ее особенно заинтересовали, подобрали картинки.
Оформляла, разумеется, я сама в виде доклада, но шрифт увеличила, чтобы шестилетнему ребенку возможно было прочесть текст самому.
Фотографии распечатала отдельно, каждую фотографию на одном листе А4. При чтении дочерью доклада в группе детского сада эти фотографии были вывешены на доску, что обеспечило наглядность рассказываемого дочкой материала.

Русский народ был очень трудолюбивым, трудился на полях, выращивал разные злаки, овощи, ягоды и фрукты.
Из злаков (ячмень, гречка, пшено, овес) готовили каши, кисели, делали муку, из муки – пироги, булочки, хлеб. Злаки – очень питательные, полезные, в них много витаминов. Хозяйки готовили определенные порции – как и в сказках, у маленьких была маленькая чашка, у взрослых большая.
Самым важным для русского человека был хлеб. Без хлеба за стол не садились, относились к нему очень трепетно с уважением, именно хлебом встречали гостей. Ведь огромное усилие народ прилагал, чтобы хлеб попал на стол, есть русская народная пословица «Хлеб всему голова», а еще говорили «Каша – мать наша, а хлеб – отец родной», вот как уважительно относились к еде.
Пили на Руси молоко, любили чай, настои и отвары из душистых трав, пили ягодные морсы, варили квас, компоты и питье из коры деревьев. Для красивого цвета в такие отвары добавляли сушеные плоды моркови и свеклы, которые предварительно обжаривали. В ягодах и фруктах много полезных витаминов.

В основном готовили еду в русской печи:


Посереди печи есть большое пространство, которое закрывается специальной крышкой-заслонкой, и где разводится огонь. Прямо к огню ставится чугунок с едой, которую нужно приготовить.

Варили в печи и картошку, и пекли пироги. Поскольку в печи горит огонь, руками поставить в печь чугунок или вытащить оттуда горячий чугунок невозможно. Для этого существует ухват – длинная палка с металлической рогаткой на конце. Для каждого размера чугунка был свой ухват.


Вот так ставили в печь:

Например, как варили щи.
Брали зеленые капустные листья, мелко резали, солили и на неделю клали под гнет – под что-то тяжелое, для заквашивания.
Через неделю в горшок к капустным листьям укладывали перловую крупу, мясо, лук, морковку. Горшок ставили в печь на несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

Творог
Раньше творог называли сыром, и готовили его так: в чугунок наливали простоквашу и ставили горшок в остывающую печь. Через несколько часов доставали из печи, сцеживали сыворотку и придавливали оставшуюся массу. Так получался творог.
Масло
Пили на Руси и молоко, от него отделяли сливки. Из молока делали разные молочные продукты – сметану, сыр, масло, кефир.
Сливочное масло изготавливали двумя способами:
1. Наливали в горшок сметану или сливки и оставляли в остывающей печи. Получалось топленое масло.
2. Сбивали вручную в пахталках – это было очень сложно, так как пахтали были очень высокими, а сбивать нужно было долго.


Квас
Чтобы его приготовить, требовалось всего 5-7 горстей пшена перемолоть в ступе, залить теплой водой, через пару дней достать, процедить через марлю - и готово. Даже сахара не добавляли, не было его у крестьян.


Чтобы овощи, грибы сохранять на долгую зиму, их консервировали. Солили, квасили и мочили почти все дары природы - свёклу, морковь, горох, груши, чеснок, кабачки, баклажаны… Из дерева делались специальные кадки из дуба, в которые клали овощи или фрукты, подготовленные для засаливания, и накрывали крышкой, на которую ставили что-нибудь тяжелое, для создания груза, тяжести на овощи, чтобы они «бродили» и консервировались.

Пища на Руси была простой, но здоровой, и дети росли крепкими, здоровыми и сильными.
Девочек с самого раннего возраста воспитывали как будущих хозяек дома: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.
В 5-6 лет в обязанности девочки входили:
1. Присматривать за цыплятами
2. Убираться в доме – подметать пол, мыть лавки, вытрясать половики, убирать постель, чистить лампы или менять свечи
3. Заботиться о младших братьях и сестрах – это называлось «пестунство»
4. Учиться прясть и ткать, ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых.
5. Помогать готовить
У женщин в доме было особое место у печи – «бабий кут». Обычно оно отделялась от остальной избы занавеской, и мужчины без крайней надобности старались туда не заходить. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Девочки активно помогали матери во всех этих хлопотах: мыли посуду, убирались, могли сама приготовить несложную, но здоровую пищу.

Российские кулинарные традиции могут похвастаться феерическим разнообразием. Несколько веков назад полноводные реки и богатые охотничьи угодья поставляли едокам массу запасов, которые в сочетании с овощами, злаками, молочными продуктами и дикоросами превращались в роскошные блюда. О том, что ели на Руси в древности, рассказывают летописи и заметки путешественников-иностранцев. Последних неизменно приводило в восторг (а иногда – и в священный ужас) количество горячих и холодных закусок на праздничных столах славян.

Кулинарное изобилие по-русски

Не случайно раньше в знатных домах столы делали такими огромными – в часы пиров их полностью уставляли всевозможными закусками, сладкими «заедками» и главными блюдами. Тут можно было увидеть десятки солений: огурцы и грибочки, моченую лесную ягоду, маринованные яблоки, квашеную капусту. Зато помидоры, столь привычные для нас сегодня, украшали редкую трапезу даже в недалеком XIX веке. Все потому, что эти «бешеные ягоды», завезенные на Русь во времена Петра Великого, народ считал ядовитыми.

Двадцать видов рыбы на одном столе! Современному человеку подобное меню покажется несколько однообразным, но нашим предкам такая кощунственная мысль и в голову бы прийти не могла. Осетрина, семга, язь и плотва, караси и щуки готовились по самым невероятным рецептам, поэтому их вкус всегда был уникальным. Рыбу жарили и пекли, отваривали в молоке и вымачивали в вине. Огромные туши фаршировали капустой, кашей, грибами, а небольшие порционные кусочки заливали пряным соусом из трав, ягодных соков и аниса.

Мясо славяне тоже любили, хотя доступно оно было не всем и не всегда. Свинина, конина, говядина на столе у крестьян или простых горожан появлялась по праздникам. Чуть лучше дело обстояло с домашней птицей, а чаще всего «мясоеды» могли порадовать себя дичиной – зайчатиной или, скажем, олениной. В праздники она также была в центре внимания. Крупные туши шпиговали салом и жарили на вертеле, мелкую добычу томили в горшках с разными корешками и овощами. По-настоящему царским блюдом считался лебедь, целиком запеченный с медом и чесноком.

Некоторые визитеры из чопорной Европы, угодившие на русский пир, после такой гульбы были вынуждены прибегать к услугам лекарей – и дело вовсе не в пресловутой жирности славянских разносолов, на которую они потом жаловались врачам, а в банальном обжорстве. Оторваться от роскошного праздничного стола гости не могли сутками, при этом в ожидании финала на холоде уже стояли жбаны с квасом – им заливали «желудочный пожар» особенно стойкие гурманы.

Однако не стоит думать, что на Руси чревоугодие было регулярным – большую часть года народу приходилось более или менее строго поститься, отказываясь от «скоромных» блюд. И тогда на первое место выходили каши и овощи, хотя не обходилось и без заправленных мукой супов, пирогов с грибами-ягодами, обычных пышных хлебов да калачей.

Пища на любой бюджет – от дворца до хижины

Понятно, что социальное и финансовое неравенство диктовало свои требования к меню. При дворе императрицы Екатерины даже будничный обед не включал менее пяти десятков блюд, а простые крестьяне довольствовались чем-то сытным, но исключительно незамысловатым. Особой любовью в народе пользовались корнеплоды. До появления картошки, которую на Руси оценили только три столетия назад, наиболее популярной была репа, ели ее буквально во всех видах, в том числе – превращая с помощью меда в приятный десерт.

На основе репы и других огородных даров готовили некий прообраз современной окрошки. Отварные овощи измельчали, обильно приправляли свежим луком и чесноком, а затем заливали кисловатым домашним квасом. Еще одним первым блюдом, популярным на Руси, была ботвинья. Ее гуща представляла собой накрошенную отварную рыбу разных сортов и мясо раков, а также – кубики льда, которые к столу подавались в отдельной плошке. В качестве «бульона» по-прежнему выступал ржаной квас, только в него еще добавлялась различная зелень, в первую очередь – щавель.

Большим подспорьем являлась капуста, в сезон – свежая, а с осени до весны – квашеная. Из нее готовили первое и второе, делали начинки для пирогов и кулебяк. Чаще всего капустные супы были хоть и густыми, но постными, их заправляли растительным маслом, а где-то с XIX века – еще и картошкой. Только не надо думать, что знатные люди игнорировали эту простую еду – щи были одним из самых популярных жидких блюд, и чаще всего их делали все-таки без мяса. В зимнее время такое варево даже замораживали впрок.

Вся Русь с удовольствием ела каши – они выступали не в роли гарнира, а в качестве самодостаточной трапезы. Энергетическая ценность злаковых была настолько очевидна, что их в приказном порядке включали в меню «государевых людей» – солдатиков и матросов. Армейцам кашу варили дважды в день, в обед она шла дополнением к похлебке или щам, а на ужин это блюдо подавали с салом и овощами. Наиболее доступны оказывались рожь и ячмень, именно они и становились основой рациона.

Знатные господа кашкой тоже не брезговали, хотя в богатых домах готовили ее «изысканно» – с мясом, орехами или сладостями. Впрочем, тут уж все зависело от вкуса – Петр I, к примеру, отдавал предпочтение хорошо разваренной «солдатской» перловке. Справедливости ради надо сказать, что императору ее подавали с мясом, грибами и тыквой. Гораздо большим гурманом был Александр III, которому шеф-повар готовил в основном гурьевскую кашу – манку со сливочными пенками, дроблеными орешками, свежими и сушеными фруктами, медом.

Без хлеба – нет обеда

Выпечка хлеба – дело не самое быстрое, особенно если наготовить предстоит на множество ртов. Хозяйки на Руси заводили квашню в огромных кадушках, чтобы караваев хватило на неделю. Расход получался приличный, ведь ломоть ноздреватой выпечки, приправленный растительным маслом и луком, был самым привычным завтраком для простых людей, а во время остальных дневных трапез считался необходимой частью меню.

Из хлеба в деревнях готовили «тюрю» – относительно жидкое блюдо, не требующее варки. Каравай измельчали, прямо в миску добавляли мелко нашинкованные овощи (чаще всего – редьку, лук, хрен, разнообразные травы и чеснок), а затем заливали квасом. Другой вариант этого простейшего кушанья – тюря с молоком, которой крестьянки кормили малышей.

Использовать пшеницу казалось расточительством, поэтому пышные буханки делали из ржаного теста – они получались темными и чуть кисловатыми, а в голодные годы еще и ощутимо горчили. Дело в том, что муку часто приходилось экономить, и к ней по необходимости добавляли всяческий «подножный корм»: молотые желуди, древесную кору, а по весне – лебеду или крапиву. Это сказывалось на вкусовых качествах, но позволяло насытить всю семью.

Хлебушек из белой пшеничной муки считался «господской едой», простолюдины тратили ее только на праздничную выпечку. Самыми популярными лакомствами были медовые фигурные пряники, покрытые сладкой патокой, – таким гостинцем удавалось порадовать не только ребенка, но и любимую девушку. Что касается пирогов, то их выпекали по самым разным рецептам в огромных количествах (постные и скоромные, сладкие и соленые, с простой или сборной начинкой), повсеместно продавали на базарах и городских улицах.

Блины на Руси пекли по любому значимому поводу, хотя белую пшеничную муку тратили лишь на Масленицу. В остальное время обычно использовалась гречиха – из нее получались рыхлые и пышные «кругляши», в которых наши предки находили сходство с солнечным диском. Без такого угощения не обходились ни крестины, ни поминки – блинчики для славян еще со времен язычества являлись обрядовым блюдом, потому и отношение к ним было почтительно-трепетным.

А что там текло по усам?

Вспоминая любимые напитки предков-славян, никак не обойти вниманием все тот же квас – им лечились от несварения, приправляли самые разные блюда, его подавали на стол вместо воды, а порой и вместо вина. Рецептов известно было великое множество, и некоторые оказывались очень даже хмельными.

Обычный черный чай, доступный сегодня каждой семье, появился на Руси лишь в XVII-XVIII веке. Он считался заморской диковинкой, а потому большинству простых граждан был не по карману. Наши предки от этого совершенно не страдали, заваривая особые травяные сборы. Между прочим, достаточно несложный в приготовлении и безумно популярный в народе кипрей (иван-чай) несколько столетий назад поставлялся Московией ко дворам европейских монархов и ценился наравне с пушниной и самоцветами.

На Руси праздничные застолья длились долго, поэтому слишком крепкие напитки не были в особой чести. К важным торжествам варили пиво, «ставили» (сбраживали с помощью хмеля) мед с ягодными соками. Впрочем, водочку все-таки употребляли, хотя называли ее вином. Предварительно такой алкоголь настаивался на травах (например, на зверобое или мяте), разбавлялся сладкой патокой.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»