Четверговая соль и ее свойства. Что такое «четверговая соль»? Как готовить четверговую соль

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Еще в начале прошлого столетия никто бы не удивился, увидев на столе черную соль под названием четверговая. Она была у каждого, начиная от простого крестьянина до господ. Ее дореволюционной России в обязательном порядке накануне пасхи делали в каждой православной семье.

Черная четверговая соль и просто черная соль – несколько разные вещи. Просто черную соль, которая продается в нарядных упаковках в магазине, привозят из Индии и позиционируют как панацею от всего. Черная четверговая соль, ценившаяся в России еще с давних времен на вес золота – это простая поваренная соль, пережженная с хлебом или квасной гущей в печи. Делали ее только в одну ночь в году, со среды на Чистый Четверг, и непременно освящали в храме. Отсюда и название соли – четверговая.

Ее нельзя употреблять в качестве специи или приправы к пище, но о ее полезных свойствах есть много наблюдений. Добавляя при прокаливании душистые травы, предки усиливали пользу черной соли и применяли ее в лечебных целях.

Так как ее делают из обычной поваренной соли, то и по внешнему виду она отличается от нее только цветом кристаллов, которые из белых при прокаливании становятся практически черными, а вернее темного серого цвета. Благодаря травам и другим ингредиентам она приобретает специфический аромат, который зависит от исходных ингредиентов.

Черная соль из Костромы польза и вред

Люди, использующие пищевую приправу в лечебных целях, убеждены, что настоящую смесь на сегодняшний день готовят в только Костроме, где она производилась с незапамятных времен в тогдашней Костромской губернии. Только там соблюдают исконные, вековые традиции приготовления, делающие, по мнению адептов, ее действительно целебной.

Для приготовления такого продукта используются не только определенное время, продукты и посуда, но и особые дрова. В старину каждая хозяйка откладывала по одному полену каждое воскресенье Великого Поста, чтобы приготовить целебную соль. Запеченная в русской печи в течение длительного времени с капустными листьями и ржаной мукой, обычная соль становилась совершенно другим продуктом и новыми свойствами.

Только с этой солью ели окрашенные к пасхе яйца и солили праздничные блюда.

Научные исследования показали, что в прокаленной соли не только огромное количество микроэлементов, но и пониженное содержание хлорида натрия, тяжелых металлов. А ведь именно из-за повышенного содержания натрия соль называют «белой смертью», понижается подвижность суставов и ухудшается работа внутренних органов.

Вера предков в черную соль распространялась и на ее магические свойства. Щепотку освященного продукта размещали в холщовом мешочке в укромном уголке для того, чтобы обезопасить жилище от враждебных сил, нечистого духа и дурного глаза.

Считалось также, что выпитый перед посещением гостей стакан воды с щепоткой черной соли предотвращает возможное отравление. Добавленная в воду для мытья, она нормализует работу нервной системы и устраняет проблемы с кожей. А если попарить немного уставшие ноги в соленой воде, можно быстро нормализовать кровообращение и снять усталость.

В современной косметологии черную соль используют в качестве ингредиента масок для лица и волос. Что же до заблуждений о ее вреде, то любое целебное средство превращается в яд, если не соблюдать меру и должные пропорции или злоупотреблять им.

Чем полезна черная соль состав

Состав четверговой соли варьировался ранее в зависимости от местности, в которой она готовилась. Поэтому трудно говорить о едином рецепте приготовления.

В соль добавлялась квасная гуща, намоченный мякиш хлеба, льняное масло. Некоторые рецепты допускали добавление капустных листьев, вареных яиц, молока, ржаной муки и целебных трав.

Понятно, что путать черную соль из Индии и из Костромы недопустимо, потому что именно костромская обладает общепризнанными особыми целебными свойствами. Здесь сохранились старинные рецепты и традиции приготовления, придающие ей полезные особенности.

В ней меньше натрия и больше калия, отсутствуют следы солей тяжелых металлов, присутствуют сера, магний, кальций, фосфор, цинк, йод, магний, марганец и медь.

Индийскую добывают в местностях, богатых сероводородом, и это придает ей не только своеобразный привкус, но и способность активизировать пищеварение.

Костромская соль применяется не только в магических целях, но и как лекарственный продукт, улучшающий многие процессы в человеческом организме. У нее абсолютно другой вкус и намного больше полезных свойств.

Чем полезна черная четверговая соль

Черная соль польза

Костромская четверговая соль широко применяется в трех базовых направлениях человеческой жизни: в кулинарии, косметологии и медицине. При прокаливании в печи или духовке меняется состав обычной поваренной соли, она приобретает новые свойства.

Особенную пользу она приносит при добавлении в уже готовые блюда. Хлеб с такой специей не отсыревает, отличается пышностью, рассыпчатостью и обладает особым ароматом. Приготовленные с такой солью оказывают влияние на пищеварительную систему и обменные процессы.

В косметологии используется в приготовлении масок для лица и рук, целебных ванночек для ног и рук, расслабляющих ванн для всего тела. Незаменима она в борьбе с целлюлитом, грубостью и старением эпидермиса.

Ванны с черной четверговой солью:

Нормализуют деятельность нервной системы;

Устраняют некоторые кожные поражения;

Восстанавливают кровообращение в конечностях;

Предотвращают тромбоз сосудов;

Отечность и хроническую усталость.

В отличие от простой черной соли, костромскую вводят в лечебных целях в рацион гипертоников, людей с больным сердцем и печенью. Улучшенный химический состав позволяет использовать во время диет, так как он способствуют ускоренному выведению из организма лишней жидкости.

Непосредственную пользу можно получить не только от продукта в чистом виде. Зная некоторые тонкости приготовления, четверговую специю можно использовать целенаправленно, получив оптимальный результат:

Улучшить состояние костной ткани и зубов;

Очистить организм от токсинов;

Нормализовать обменные процессы в организме и оптимизировать пищеварение;

При небольших пищевых отравлениях использовать в качестве абсорбента;

Предотвратить вздутия кишечника и запоры;

Разгрузить печень и оптимизировать ее функциональность;

Усилить остроту зрения;

Смешав с медом, лечить некоторые заболевания десен;

Уменьшить повышенную кислотность желудочного сока;

Повысить иммунитет;

Стабилизировать нервную систему;

Устранить мышечные боли и судороги, предотвратить спазмы сосудов и мышечной ткани.

Народная медицина использовала черную костромскую соль не только в лечебных, но и в косметических целях. Например, ею лечили угревую болезнь. Именно это обстоятельство и сделало столь широким применение натурального продукта в современной косметологии.

Особенное внимание следует уделить существенной разнице между обычной черной солью и четверговой из Костромы. Костромской рецепт насчитывает многовековые традиции и приносит настоящую пользу при правильном употреблении.

Черная соль вред

Пресловутый вред продута сильно преувеличен. Белая поваренная намного вреднее, при ее одновременном употреблении в количестве 35 грамм человек легко может умереть. Это не мешает людям ежедневно добавлять ее в пищу. Как и любое целебное средство, лекарство, медицинский препарат, черная соль может нанести вред здоровью только при некорректном и избыточном употреблении.

Максимальная доза, разрешенная в сутки – 20 грамм. Единовременно выпитый стакан с растворенной в нем десертной ложкой соли и настоянный в течение суток, может вызвать проблемы с кровообращением, пищеварением и работой суставов.

Но употреблённый за 15 минут до завтрака по столовой ложке, растворенной в теплой воде, избавит организм от шлаков и токсинов, увеличит чувство насыщения, выведет лишнюю жидкость и поможет снизить вес.

Для сравнения – индийский продукт разрешен в количестве чайной ложки в сутки, а превалирующая сфера его применения – ванны, примочки, компрессы и примочки. Ингаляции из индийской соли не разрешены людям с проблемами и болезнями дыхательных органов.

Как сделать черную соль

Лучше всего покупать натуральный продукт, изготовленный в Костроме. Но, если есть сомнения в качестве того, что продается на прилавках магазинов, черную соль можно приготовить и самому, особенно, если есть подходящие условия. Настоящая специя получается только в печи, с использованием берёзовых дров.

Возможно, и время приготовления играет особенную роль, хотя в некоторых источниках упоминается, что когда заканчивалась соль пасхальная, хозяйки готовили новую, и тоже непременно в четверг.

Самый простой домашний рецепт следующий:

Килограмм бородинского хлеба,

200 грамм поваренной соли,

Щепотка тмина или укропа.

Размятый хлеб, тщательно перемешанный с ингредиентами, помещается в форму для запекания и выпекается в духовке, при температуре 250 градусов до появления черной корочки. Важно, чтобы хлеб при этом не пригорел. Затем его остужают и измельчают в порошок.

Самый сложный из рецептов применяли в Ярославле и Костроме. Он же дает и самый полезный вариант продукта. Делается соль следующим образом.

Ржаную муку, соль, яйца, молоко и особый набор целебных трав смешивали, заворачивали в льняную тряпицу, помещали в берестяной короб и зарывали в раскалённые угли на 12 часов.

Получалась твердая черная масса с пористой структурой, из которой выгорели органические вещества, зато осталась масса минералов и микроэлементов. Измельченная. она была более соленой, чем обычная, но зато обладала неповторимым вкусом.

Рецептов приготовления четверговой черной соли много. Ее и сегодня можно сделать в домашних условиях, прокаливая соль в духовке.

Хранится соль в закрытой емкости длительной время. Если нет желания делать ее самим, можно купить в магазине. Она продается не в любом супермаркете, но в крупных сетевых магазинах ее можно найти.

Черная костромская соль – ценный и незаменимый рецепт народной мудрости, переживший много веков, и приносящий пользу и в современном мире, где опасностей для здоровья намного больше, чем в старину.

Рецепт приготовления черной четверговой соли

Экология жизни: По православному обычаю в Великий, или Чистый четверг Страстной недели заготавливают так называемую четверговую, или черную соль

По православному обычаю в Великий, или Чистый четверг Страстной недели заготавливают так называемую четверговую, или черную соль. Костромская область - единственная, где ее рецепт в неизменном виде сохранился с древности.

Существует множество традиций - что можно и нужно делать в последнюю перед Пасхой, так называемую Страстную седмицу. Например, в понедельник надо закончить все работы по дому, во вторник постирать, погладить и отремонтировать одежду, в среду выносят из дома мусор, а в Великий четверг, его еще называют Чистым, нужно искупаться до восхода солнца (считается, что вода ранним утром обладает целебной силой). В этот же день начинают готовить пасхи, куличи и красить яйца.

В старину на Руси в Великий четверг готовили еще и так называемую черную, или четверговую, соль. В ночь со среды на четверг или же рано утром заворачивали обычную каменную соль, перемешанную с квасной гущей или ржаной мукой, капустными листьями и пряностями, в холщовую материю, помещали всё это в лапоть и ставили в печь. Соль накалялась и становилась черной. Затем ее освящали вместе с куличами. Пасхальные яйца было принято есть только с такой солью.

Считалось, что рецепты приготовления черной соли утрачены. Однако в костромской глуши нашлись те, кто хорошо знал технологию. Рецепты передавались из поколения в поколение. Сейчас соль готовится в промышленных масштабах, продается по всей России и так и называется - «Черная соль. Старинный русский продукт из Костромы».

Есть свои нюансы. Например, нужно использовать исключительно березовые дрова. И печи нужны особые. И даже способ перемешивания после обжига имеет значение. А еще обязательно соблюдать пропорции пряных трав - мяты и душицы. Соль мы делаем на основе ржаной муки. Это экологически чистый продукт, богатый микроэлементами.

Вместе с цветом соль кардинально меняет и свои свойства. Анализы черной соли показали, что в ней содержится 94% хлористого натрия, а остальное - зола от хлеба. Эта зола обогащает соль та¬кими элементами, как йод, калий, каль¬ций, медь, цинк и другие, которые в не¬больших количествах очень полезны для организма. А уровень хлора, за который соль ругают врачи, снижается. Так что из «белой смерти» соль превращается в черное лекарство.

Черная соль снимает нагрузку с печени и системы пищеварения тем, что содержит в десятки раз меньше черных металлов, приводящих к нарушениям функций почек, печени и пищеварительного тракта.

Эта соль не повышает содержание натрия в крови, поэтому рекомендуется людям с высоким кровяным давлением. Она не задерживает в организме воду. Углерод в виде мелкопористого угля является абсорбентом, следовательно, выводит из организма токсины. В медицине черная соль помогает для снятия запоров, устранения газообразования и увеличения аппетита. Также помогает снять жжение в груди, благотворно влияет на зрение и обладает омолаживающими свойствами.

Смесь двух частей натурального меда и одной части черной соли - замечательное средство от пародонтоза и кровоточивости десен. Этой смесью по утрам мы с мужем несколько минут делаем массаж десен перед чисткой зубов. Черную соль добавляю и в маски для лица и шеи.

Бархатистость и упругость коже придает смесь столовой ложки густой сметаны и половины чайной ложки соли. А если смешать 1 желток, 1 ст. л. меда, 2 ст. л. муки и 1/2 ч. л. черной соли, то получится маска с эффектом лифтинга, которая разглаживает и подтягивает кожу.

Рецепты приготовления чёрной соли.

Хлеб бородинский - 150г.
-Тертая морская соль -150г.
-Тмин 1ч.л.
-Молотый кориандр 1 ч.л
-Вода 70г.

Отрезать от буханки бородинского хлеба 3 куска, срезать с них корочку. Порезать маленькими кубиками, положить в кастрюлю, полить водой - размять и сделать однородной массой.

Растолочь примерно 150г крупной морской соли и высыпать в размоченный хлеб.

Посыпать тмином и кориандром(вообще, специи по вкусу)

Все тщательно перемешать.

Размазать в форме и поставить в духовку на 230-250С. Через 10 минут достать подсохший "хлеб" и поломать. Поставить опять в духовку пока "сухари" не станут целиком черными. Можно периодически помешивать.

Примерно через 30-40 минут, помещение наводнить смог, от горелого хлеба.

Достать подгоревший хлеб и тщательно перетереть.

Черная пряная соль готова.

Четверговая соль на основе квасной гущи.

В Великий четверг квасную гущу (после сбраживания сусла) смешать с крупной каменной солью. Вместо квасной гущи можно использовать ржаной или бородинский хлеб (на 1 кг соли - 5 кг хлеба). Размоченный хлеб смешать с солью, поместить в печь или в духовку, нагретую до 250 градусов, и готовить до тех пор, пока хлеб не почернеет. Полученную смесь измельчить и провеять через сито. Оставшуюся в сите соль высыпать в банки и использовать вместо обычной соли.

Четверговая соль с капустными листьями.

Зеленые верхние листья, снятые с кочана капусты, порубить и смешать с каменной солью, затем пережечь в печи или духовке.

Монастырский рецепт приготовления четверговой соли.

Крупную соль перемешать с овсяными хлопьями. Смесь завернуть в льняную ткань или лапоть. Готовить в русской печи на углях из семи березовых поленьев.
После того как вы поставите соль в духовку, рекомендуется трижды прочесть молитву «Отче наш».

В народе говорят, что черная соль спасает от недугов не только физических, но и от ссор и порчи, служит оберегом. Талисман делается так: в чистый холщовый мешочек каждый член семьи кладет горсть соли, сколько помещается в кулаке. Мешок завязывают и кладут в укромное местечко в доме. Считается, что он убережет дом от «черных» сил. Церковь такое использование черной соли, как и всякую другую магию, не жалует. Как продукт питания - пожалуйста, а вот приписывать ей целебные и волшебные свойства не стоит, считают священнослужители.

Черная соль относится к числу так называемых аюрведических продуктов. Аюрведа - это древняя медицинская наука, наиболее почитаемая в Индии. Считается, что черная соль содержит элементы воды и огня и поэтому способствует нормальному функционированию пищеварительной системы и ясности интеллекта.

Сегодня черная соль из обрядовой приправы к пасхальному столу перешла на повседневную кухню. Купить пакетик соли практически в любом магазине в любой день недели. Но считается, что освященная в храме соль перед православной Пасхой обладает всё же особыми свойствами.опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль»). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега.

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы.

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль…

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

… Соль, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии, причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное).

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана» .

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний . Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

«У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику - реке или ручью - за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца, как говорили, до того момента, как ворон искупает в реке своих воронят, иначе вода утратила бы свою целебную силу. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание. Дома в эту воду опускали серебряную (а если могли - то и золотую) монету или кольцо, и все домашние умывались ею, чтобы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы жить богато. Девушки делали это в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно, а для детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе… В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей…

На Русском Севере и в Сибири немало очистительных обрядов было связано и с огнем. В Страстной четверг специально ходили в лес за можжевельником, жгли его прямо в избе на печной заслонке или сковороде, и все домашние поочередно перешагивали через огонь, чтобы быть здоровыми… В Сибири кое-где добывали трением так называемый «деревянный огонь». На нем жгли лекарственные травы, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот» .

В народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи . Свечу, с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий, старались принести домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить семью и хозяйство от и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом .

«Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.» .

Чистый четверг, как писал С. В. Максимов, в народных представлениях был «не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, - говорят они, - весь год чистота в избе водиться будет»… Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время»» .

«Среди магических действий, совершаемых в Чистый четверг, было немало и таких, которые должны были способствовать изведению домашних насекомых. В Вятской губернии хозяйка еще до восхода солнца раздевалась донага, подметала пол в доме, а затем выносила мусор во двор - непременно в один прием, чтобы избавить дом от клопов и блох. В Калужской губернии с этой же целью по полу рассыпали снег, а на Новгородчине в ночь на Чистый четверг ловили трех клопов и выносили их далеко в поле: считалось, что вся оставшаяся в доме «живность» уйдет вслед за ними» …

Немало обычаев Страстного четверга было связано с животными. Например, хозяева гадали о судьбе своей скотины, замечая в этот день до восхода солнца: если скотина лежит головой на закат, то это добрый знак; та же, которая стоит или лежит головой к воротам - может пропасть . «В Вологодской губернии хозяйка в открытую печную трубу выкликивала поочередно всю домашнюю скотину, а хозяин, стоя в это время во дворе, как бы отвечал ей, подражая голосам домашних животных. Делалось это для того, чтобы скот летом не отбивался от стада и не разбредался по лесу. В Вятской губернии женщина, раздевшись донага, бежала в огород и там опрокидывала на кол горшок или кувшин. Перевернутый горшок, висящий на колу, назывался «куриным богом» и должен был, по поверью, защитить кур от коршунов…

В этот день на Русском Севере и в Сибири заключали дом и хозяйство в магический круг. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом с чтением 102-го псалма Давида - «от воров». На Новгородчине хозяин «объезжал» избу верхом на помеле (причем так, чтобы его никто не видел): считалось, что после этого в течение года в доме не будет переводиться добро. В Сибири хозяин проделывал то же самое на кочерге, приговаривая потихоньку: «Господи, благослови. Стань, железный тын!»» . В Тобольской губернии хозяин, «объезжая» дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: «Все ли дома?», — ему отвечали: «Все дома, все» .

К Страстному четвергу было приурочено приготовление некоторых предметов и веществ, обладавших, по поверью, лечебной силой. «На рассвете Страстного четверга в некоторых областях России, Украины и Белоруссии женщины выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя на пороге и крутя веретено в обратную сторону. Этой нитью затем перевязывали поясницу и руки, чтобы они не болели во время жатвы. Иногда ее также вплетали в косы, чтобы не болела голова» ..

В некоторых местностях крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза». Кусочки «четвережного» хлеба давали и заболевшему скоту. Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую крестьяне подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами .

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.) .

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию» . «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5, 13 ). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания» . Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года . В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху .

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)» . В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди» . Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями» .

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах . Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов .

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…

Таким образом, «четверговая соль», по верному определению иеромонаха Макария (Маркиша), — «языческий предрассудок» . Ее приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8 ).

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, приходится слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах , где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах . Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду … И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий .

В народных представлениях славян соль - символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари . На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..

Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу .

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным ? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди. Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом .

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом ».

В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради - Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах…

И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль» . Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».

Как ни странно, «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь . Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», - спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному - читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения - тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма. Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…И, наконец, Св. Причастие!»

Таким образом, «четверговая соль» - языческий предрассудок. Её приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению . Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8).

Четверговая соль играла важную роль в народной медицине и магии с древних времен. Из-за её широкого диапазона применения и пользы она сохранила популярность и до наших дней. Способы приготовления могут различаться, но основные шаги остаются неизменными.

В статье:

Использование в лекарственных целях

Магию соли применяли еще в древности священнослужители многих стран для борьбы с нечистой силой, отпугивания оборотней, вампиров. Считалось, что если освященные крупинки рассыпать вокруг дома, никакая нежить к нему не сможет приблизиться. Известен эффективный способ уничтожить вампира: если его ранить и посыпать это место приготовленным средством, ущерб сравним с серебряной пулей или осиновым колом.

Народная медицина высоко ценит соль, которую готовят один раз в году - в Чистый четверг. Её употребляют для лечения болезней. Заранее запаситесь ею на год. Способы заготовки отличаются регионах. Самый простой и традиционный следующий.

Возьмите каменную соль (не йодированную!), добавьте сухих трав и оставьте на некоторое время. В Чистый четверг встаньте до восхода солнца и поставьте в духовую печь получившийся сбор, читая вслух «Отче наш» до тех пор, покуда она не почернеет. Ни в коем случае не делайте этого в микроволновке!

Черная соль, по сравнению с обычной белой, не пробуждает жажду и не препятствует выходу воды из организма, но прекрасно убирает шлаки и токсины. В ней содержатся многие полезные микроэлементы - селен, цинк, железо, кальций.

Запеченная соль чернеет от примесей трав

Чтобы приготовить черную соль со смесью трав, соедините 4 кг замаринованного в винном уксусе белого или ржаного хлеба, 1 кг обычной соли, 3–4 пригоршни смешанных в сухом виде петрушки, тысячелистника и чабреца. Вы можете добавить любые травы по вкусу. Перемешайте, поставьте в разогретую предварительно до 250 градусов духовую печь и запекайте до черного цвета. После охлаждения смесь помелите и профильтруйте с помощью решета. Добавляйте в еду.

Это блюдо полезно всем, но особенно показано страдающим заболеваниями пищеварительной системы. У кого проблемы с почками и излишним весом, также оценят его действие. В лечебных целях принимают по 1–2 чайных ложки через 20–25 минут после еды. Маленьким детям добавляют средство в воду для мытья. Их сон будет спокойнее, капризов станет меньше, а детские болезни перестанут докучать.

Больным диабетом для нормализации уровня сахара в крови хорошо употреблять это лекарство со смесью листьев черники, корня цикория и девясила. При гепатите самочувствие улучшится после приема снадобья с расторопшей, пижмой обыкновенной и шалфеем. При болях в мочеполовой системе полезно добавлять его в почечный чай.

Справиться с болезнями опорно-двигательного аппарата поможет следующий рецепт. Взять 1 кг каменной соли, смешать с 2–3 пригоршнями сухих листьев крапивы и подсолнуха, тщательно перемолотых. Прибавить равное количество белой или зеленой глины, меда, молока. Взболтать, завернуть в тряпку и приложить к больным местам. Компресс удерживать в таком положении 1,5–2 часа. Лекарство употреблять каждый день вплоть до улучшения самочувствия и исчезновения недуга.

Утреннее использование черной соли, добавленной в средства для отхаркивания, содействует излечению при заболеваниях дыхательной системы. Соляной раствор полезен при острых респираторных инфекциях, бронхите или гриппе. При гайморите ополаскивайте носоглотку плюс 3–4 капли в каждую ноздрю.

При пародонтозе смешайте равные по объему порции черной соли и настоящего меда. Утром до чистки зубов массажируйте десны смесью. Тем же, кто чувствителен к магнитным бурям, состояние здоровья улучшит горячая ванна с добавлением средства Это существенно облегчит самочувствие, которое будет не так подвластно перепадам атмосферного давления.

Чтобы избавиться от морщин и освежить кожу, взбейте в однородную смесь половину чайной ложки четверговой соли, 2 ложки муки, желток, отделенный от белка, а также немного простокваши и меда. Нанесите на лицо и держите 5–10 минут. Хлебобулочные изделия с добавлением черной соли способствуют укреплению иммунитета.

Выпадение волос, перхоть, зуд кожи головы перестанут тревожить, если время от времени делать маски со средством. После процедуры не вытирайтесь, обсохните, а потом ложитесь в постель. Утром примите душ. Ещё один рецепт против облысения и перхоти - регулярное втирание в кожу головы. После тщательно вымойте волосы.

Магическое употребление четверговой соли

Средство используют как в медицинских, так и в магических целях - для защиты дома, снятия сглаза, привлечения денег, лечения, избавления от ссор и плохих отношений внутри семьи и многого другого. Одним из самых простых амулетов от сглаза и порчи является горстка соли, замотанная в кусок ткани, который носится на шее.

Если в доме нет мира и спокойствия, аккуратно рассыпьте её по углам и оставьте на три дня. Потом тщательно соберите крупинки веником (не пылесосом!) на совок. Не выбрасывайте в мусорное ведро! Пищевой продукт после использования в магических обрядах закапывают в землю или снег. Считается, что если зелье попадет в мусорный бак или канализацию, это принесет негатив в дом обратно.

Для защиты домочадцев от кошмаров, успокоения нрава, избавления от дурных мыслей проведите соляную линию по периметру кроватей и оставьте дня на три. Чтобы уберечься от вторжения негативной энергии, посыпьте небольшое количество снадобья на порог. Оно ослабит воздействие порчи и сглаза.

Если знаете, что вас прокляли, проведите следующий ритуал. Насыпьте в углах немного средства, двигаясь по часовой стрелке. Громко произнесите:

Соль четверговая, очисти мой дом от зла!

Оставьте её до следующей уборки, а потом соберите и закопайте в землю.

Для очищения жилища возьмите две свечи черного и красного цветов, а также плошку снадобья. Перед этим уберите мусор.

Зажгите газ, поставьте сковородку на маленький огонь и насыпьте средство. Чем горячее сковорода, тем больше она вбирает в себя отрицательную энергетику из помещения. Если не можете самостоятельно заготовить ингредиенты для ритуала и волнует вопрос, где взять настоящую черную соль, приобрести её можно исключительно в Чистый четверг в храме. Магические свойства зависят от верной последовательности при изготовлении и освящения.

З ажгите черную свечку и обойдите с ней все помещения в доме. Пристальное внимание уделите углам, особенно тем, куда не падает солнечный свет. Не забудьте о местах, где скапливается большое количество вещей - кладовки, антресоли. Представляйте, как темная энергия, которая попала в дом, сгорает дотла от пламени свечи. Если так легче войти в нужное состояние, читайте молитвы. Как только очистите жилье, укрепите свечу в куче соли, чтобы она полностью расплавилась. Если кристаллы потрескивают, очищение успешно.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»