Турки кто они. Турки-сельджуки. История Азии

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Турки-месхетинцы являются одной из самых древних народностей. По мнению некоторых исследователей, их появление относится еще ко времени правления царицы Тамары.

Однако в последние несколько десятилетий этот народ занимает весьма неоднозначное место на политической и географической арене. Это связано с тем, что в настоящее время точно не установлена этническая принадлежность месхетинских турок. Впрочем, они и сами не могут прийти к единой точке зрения относительно своей идентификации. Рассмотрим самые интересные сведения о происхождении, истории и современном состоянии этого древнего народа.

Появление месхетинских турок

Турки-месхетинцы, происхождение которых относится еще к 11 столетию, появились как народность в те времена, когда происходило массовое заселение тюрками Закавказья и Малой Азии. В пограничных с Грузией районах постепенно формировался особый этнос. В области Месхетского хребта происходили массовые переселения, особенно связанные с приходом монголов в 13-14 столетиях.

Что значительно повысило численность турок на этих территориях. Особенно если учитывать, что Месхетия была гораздо менее защищена от вражеских атак с юга. Все эти факторы повлияли на ассимиляцию местных жителей османскими турками.

История 16-19 веков

В 1555 году территория Месхетии была присоединена к Османской империи. Таким образом, она оказалась под сильным влиянием турецкого этноса и культуры. Началась массовая ассимиляция местных жителей. Это касалось и культуры, и религии (особенно поощрялся добровольный переход в ислам), и языка (разговорный турецкий становился межнациональным на смешанных территориях).

Далее, как гласит история, турки (месхетинцев, кстати, как и жителей других подчиненных местностей, называли именно так, конкретизируя этот этноним названием конкретной местности, в данном случае Месхетии) благополучно сохраняли свое владычество в этих областях вплоть до 1826. Тогда край был оккупирован русскими войсками, а еще спустя три года большинство его районов официально отошло к Российской империи.

Нужно отметить, что в то время численность населения только города Ахалцихе превышала пятьдесят тысяч человек. А впоследствии она начала стремительно уменьшаться. В конце 19 столетия начались массовые гонения на турок. Они были организованы вооруженными армянскими боевиками. Тогда лидеры местных турок сплотились и организовывали все, что было в их силах для поддержания спокойствия и порядка в регионе.

Месхетинские турки в 20 столетии

С образованием Грузинской ССР земли, на которых жили турки-месхетинцы, официально вошли в ее состав. Когда началась Великая Отечественная война, почти все взрослые мужчины были призваны на поля сражений. Из сорока тысяч более двадцати восьми пали в те годы.

А уже в 1944 г. началась первая волна масштабного выселения месхетинских турок из родных мест. Более ста тысяч человек было отправлено в Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Турки-месхетинцы, фото которых того периода наглядно и живописно демонстрируют все ужасы и лишения страшных для них лет, были расселены по разным районам и территориям без права изменения постоянного места проживания. Спустя много лет им была возвращена возможность свободно передвигаться по стране, при этом на родину возвращаться им было запрещено. Однако большинство приняли решение остаться на насиженных местах. С тех пор для этого народа начинается пора скитаний, которая, по большому счету, не завершилась и теперь.

Летом 1989 года после межэтнических столкновений и волнений в Фергане многие из месхетинских турок были вынуждены эмигрировать. Большая их часть направилась в Азербайджан, где им была предоставлена государственная помощь.

Значительное число представителей этого народа переехало в Турцию. Однако многих из них не устроили условия, которые предложило им правительство, планировавшее расселить их в бедных регионах.

Современное состояние народа

В настоящее время вопрос репатриации и идентификации месхетинских турок становится все более острым. Грузия почти двадцать лет назад обязалась принять их на историческую родину. Но реальных шагов для достижения этой цели так и не было предпринято. Недостаточно решительная позиция правительства и недружелюбное отношение к репатриантам местного населения привели к тому, что сейчас в Грузии проживает около одной тысячи представителей народа.

Некоторые турки-месхетинцы отправились в Америку по масштабной государственной программе. Всего было охвачено более шестидесяти городов. Но на данный момент действие программы приостановлено.

Таким образом, месхетинские турки остаются этносом, который по сей день ищет свою утраченную родину.

Язык и культура

В процессе ассимиляции населения естественным образом наблюдалось и смешение языков, причем доминирующим становился турецкий. Он играл роль межнационального, в то время как грузинский постепенно вытеснялся. И сегодня месхетинцы общаются между собой на одном из диалектов турецкого языка. Впрочем, многие лингвисты заявляют об особом наречии, что поддерживают некоторые ученые-тюркологи. Отметим, что подавляющее большинство населения (по разным данным, до 85 процентов) свободно владеет русским языком.

Депортация негативно повлияла на общее состояние традиционной культуры. Значительный ее пласт был утрачен. Однако религия, фольклор и высокое этническое самосознание остаются существенными консолидирующими факторами.

Проблемы идентификации

Как утверждают некоторые ученые, исследующие данный вопрос, в этногенезе турков-месхетинцев принимали участие многие народы. Возможно, именно поэтому их идентификация и сегодня является предметом многочисленных дискуссий и научных споров. Впрочем, большинство самих месхетинцев придерживается протурецкой версии своего происхождения. Эту же позицию поддерживает и наиболее активная общественная организация «Ватан». Интересно, что ее лидеры отмечают, что наиболее дружественным к народу оказался Азербайджан.

Месхетинцы в мире

Как уже было указано выше, за последние десятилетия турки-месхетинцы расселились по всему миру. Сегодня общая их численность составляет около полумиллиона человек. При этом наиболее крупные группы проживают в Казахстане и Турции. Значительное их количество обрело пристанище в Азербайджане, США и Киргизии. Небольшие группы проживают в Украине, Грузии и некоторых других странах.

Турки-месхетинцы в России обосновались в основном в Ставропольском крае. А в одном из местных населенных пунктов они составляют большинство населения. Всего же, по последним данным, в России проживает около девяноста тысяч месхетинских турок.

Известные представители этноса

Турки-месхетинцы дали миру немало прославленных личностей. В их числе восемь героев Советского Союза, два Героя Социалистического Труда, один лауреат Ленинской премии. Также среди них много известных спортсменов, в частности борцов и футболистов, именитых ученых, артистов и журналистов.

Как и весь народ, эти люди рассеяны по всему миру и представляют разные страны. Будем надеяться, что в конце концов месхетинские турки все же обретут вожделенный дом.

История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.


Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.


Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.


Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

История формирования турецкого народа. Ту́рки - тюркоязычный народ, основное население Турции. Общая численность около 81 млн человек. Большинство верующих мусульмане-сунниты (около 90 %), распространены суфийские тарикаты. Малая Азия с древнейших времен была населена разными древними народами, которые совсем не являются прямыми предками современных турок. 40 тыс.лет назад там было немногочисленное население – их современные историки и археологи часто называют кроманьонцами, я считаю, что это были потомки переселенцев с уходящего под воду Атлантиды – потомки атлантов. Именно кроманьонцы являются основой всех европеоидных народов современной Европы. В 22 тыс.лет днэ – туда (в юго-восточную часть М.Азии) проникает новый народ – аккадийцы (это древняя основа семито-хамитских народов). С 12 тыс.лет днэ – в западную часть М.Азии начинают проникать племена ориньякской культуры (это тоже поздние потомки переселенцев с Атлантиды), это были тоже европоиды. 7500 г.днэ – на территории Турции сформировалась культура Хаджилар. Племена этой культуры были тоже европейцами – потомками предыдущих жителей М.Азии. 6500 г.днэ – сформировалась Анатолийская культура – потомки предыдущих культур. К 3900 г.днэ – племена Анатолийской культуры кроме М.Азии заселили всю территорию Кавказа и север Месопотамии. Население этой культуры были предками хурритов. К 3300 г.днэ – на территории Кавказа и на севере Месопотамии образовалась новая культура племен Куро-Аракского неолита, между племенами М.Азии и племенами куро-аракского неолита появились небольшие отличия. Но по прежнему население М.Азии было европеоидным (европеоиды средиземноморского типа). К 2500 г.днэ – на территории М.Азии сформировалась культура Полатлы – это культура является продолжением анатолийской культуры. Но на западное побережье М.Азии проникла Крито-Микенская культура (племена этой культуры – минойцы, пришли с территории Древней Греции). К 1900 г.днэ – с севера, на территорию М.Азии начинают проникать многочисленные племена лувийцев, хеттов, палайцев – это индоевропейские племена. Заселение М.Азии индоевропейцами шло постепенно. К 1300 г.днэ – основным населением М.Азии стали хетты. Палайцы и лувийцы занимали небольшие территории. В западной части проживали греческие племена (ахейцы) и троянцы (это потомки ионийцев смешанные с ахейцами). К 1100 г.днэ – произошли сильные этнические изменения. С запада на территорию М.Азии вторгаются фригийцы (они расселяются вплоть до северо-востока М.Азии). Юго-запад М.Азии заселяют карийцы (греческие племена вытесненные из Греции дорийцами). Основное население М.Азии (хетты) получают свое новое название – каппадокийцы. Лувийцы постепенно получили тоже свое новое название – ликийцы. На основе палайцев и вторгшихся на их территорию восточных фригийцев начинает формироваться новый народ – армяне. 700 г.днэ – на северо-запад М.Азии вторгаются племена мисийцев (это часть фракийцев, живущих на Балканском полуострове). 200 г.днэ – на территорию М.Азии вторгаются кельтские племена галатов Этнический состав населения М.Азии становится все слложнее. Но благодаря походам Александра Македонского и последующего создания эллинских государств в М.Азии все большее распространение получает греческий (эллинский) язык. 200 год нашей эры – не смотря на то, что территория М.Азии стала частью Римской империи, господствующим в М.Азии остался греческий язык. 395 год – территория М.Азии стала частью Византийской империи, где греческий язык был главным. Все народы М.Азии – каппадокийцы, галаты, вифины, понтийцы, пафлагонийцы, карийцы, писидийцы, мисийцы, киликийцы – все пользовались греческим языком. Но востоке территории современной Турции господствовал армянский язык (на территории бывшего государства Великая Армения). Армянским языком активно пользовалось население Киликии, там много жило армян. В восточной Анатолии этнический состав населения был более разнообразным: там помимо греков обитали лазы, грузины, курды, арабы. В предпосылках для образования собственно турецкой народности важную роль сыграло языковое влияние тюркютов, сложившихся в I тыс. н. э. изначально далеко от современной Турции на территории Алтая и в степях Центральной Азии. Тюркские элементы стали проникать в Малую Азию и на Балканы начиная с конца IV века, когда здесь появились гунны. Византийский историк Феофан сообщает о живущих во Фракии и на Босфоре гуннах. Однако В.А.Гордлевский относил первоначальное проникновение тюрок в Малую Азию к VIII-X вв., полагая, что в это время здесь появились тюркские племена карлуков, канглы, кыпчаки. В 530 году Византия поселила в Анатолии (районы города Трапезунда, рек Чорох и Верхний Евфрат) часть булгар. Позднее для защиты византийских границ от персов император Юстиниан II в 577 году, а в 620 году и император Ираклий, поселили на территории Восточной Анатолии аварских воинов. Несмотря на то, что первоначальное проникновение тюркских элементов носило эпизодический характер, они не оставили отпечатка в этнической истории Малой Азии. Эти тюрки, расселившись среди местного населения, ассимилировались и растворялись в нём, но в определённой степени подготовили начало тюркизации Анатолии (территории Турции). Накануне и одновременно с сельджукским завоеванием тюрки проникали в Малую Азию с северо-запада, с Балкан: печенеги (во второй половине IX-XI вв.), узы (в XI в.), куманы (в XI-второй половине XII вв.). Византия селила их в пограничных провинциях. Массовое проникновение тюркских племён в М.Азию началось в XI веке, когда сюда под эгидой сельджуков вторглись огузы и туркмены. В завоевании Малой Азии участвовали тюркские племена кынык, салур, авшар, кайы, караман, байандыр. Наибольшую роль из них сыграло племя кынык, в особенности та часть, которая возглавлялась предводителями из рода Сельджуков. В 1071 году сельджукский султан Алп-Арслан нанёс сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом и захватил самого императора в плен. Успеху сражения сопутствовало и то, что тюрки, находящиеся в рядах византийской армии (на правом фланге - узы из Фракии, на левом - печенеги), перешли вместе со своими вождями на сторону сельджуков. Победа под Манцикертом открыла огузо-туркменским племенам дорогу в глубь Малой Азии. Первоначально расселение огузо-туркменских племён, видимо, происходило путём их традиционного деления на правое (бузук,бозок) и левое (учук,учок) крыло (фланг). Продвигаясь на запад племена бузук, как правило, селились севернее племён учук. Как показывает анализ анатолийской топонимии, по дороге огузские племенные объединения распадались, из чего может следовать, что в дальнейшем какого-либо порядка расселения огузо-туркменских племён уже не соблюдалось. Этому способствовало проводимая Сельджукидами политика, намеренно расчленявшие сильные племенные образования и распределявшие их частями по разным районам страны. Вместе с кочевниками-скотоводами в Малую Азию хлынули и полукочевники, занимавшиеся помимо скотоводства также и земледелием. С ними пришли присоединившиеся в пути крестьяне-земледельцы из Ирана, Арабского Ирака. Будучи степными жителями эти тюркские племена, продолжая сохранять привычный для них уклад жизни, поселились на равнинных местах, преимущественно на плоскогорье центральной Анатолии, охватывающий пространство от истоков реки Кызыл-Ырмак до Кютахьи. По мнению М. Х. Йынанча для кочевий и поселений они выбирали не горы, а равнины, и потому на первых порах ими были освоены степи Центральноанаталийского плоскогорья. Здесь тюрки (в значительной степени они принадлежали к племени кынык) оказались в большинстве по отношению к местному населению. Заселив Центральную Анатолию огузы и туркмены двинулись на запад - через горные перевалы Западной Анатолии - и вышли к Эгейскому морю, затем, преодолев горы Ильгаз, достигли Черноморского побережья. С XIII века они проникли в горы Ликии и Киликии, спустившись отсюда к побережью Средиземного моря. Одна из ветвей сельджукидов вскоре образовала в Анатолии Румский султанат; ещё одна тюркоязычная династия - Данишмендиды, стала правящей в регионе Сивас. Переселение тюркских племён происходило и позднее. Так, после уничтожения в конце XII века хорезмшахом Тешеком сельджукского султаната в Иране, часть просельджукских племён ушла в Анатолию. В XIII веке, сюда, спасаясь от монгольских завоевателей, ушли как тюрки, так и нетюрки. Вместе с остатками войск хорезмшаха Джелал ад-Дина здесь появилась часть племён уничтоженного монголами государства Хорезмшахов, которые, по сообщениям хронистов Несеви и Ибн Биби, поступили на службу к сельджукскому султану Рума. По сей день на юге Турции кочует юрюкское племя хорзум. В XI-XII вв. много тюрок перешло на оседлость. Началось этническое смешение оседлых тюрок с местным, преимущественно с исламизированным, оседлым населением, что положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии. В процессе этногенеза участвовали греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и другие элементы. К началу XIV века на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований - бейликов, существовавшие вплоть до XVI века. Все они образовались на племенной основе как объединения кочевых и полукочевых тюркских племён вокруг правящего рода. В отличие от сельджуков, язык администрации которых был персидский, анатолийские бейлики использовали турецкий язык в качестве формального литературного языка. Правители одного из таких бейликов - Караманиды овладели столицей сельджукидов - Коньей, где в 1327 году тюркский язык стал употребляться в качестве официального - в канцелярской переписке, в документах и т. п.. И хотя караманидам удалось создать одно из сильнейших государств в Анатолии, основную роль в объединении всех тюркских бейликов под своей властью сыграло небольшое османское государство, правители которого происходили из племени кайы. Вопрос о сложении турецкой народности Н.А.Баскаков полагает, что турки как народность стали существовать только с конца XIII века. По мнению А. Д. Новичева турки сложились в народность к концу XV века. Д. Е. Еремеев относит завершение формирования турецкой народности к концу XV - первой половине XVI в. Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI-XIII вв. из Средней Азии и Персии, и местного малоазийского населения. Издававшаяся в конце XIX - первой половине XX вв. в Российской империи энциклопедии Брокгауза и Ефрона писала, что «османы (имя турок считается насмешливым или бранным) были первоначально народом урало-алтайского племени, но вследствие массового прилива из других племён совершенно утратили свой этнографический характер. В особенности в Европе нынешние турки являются по большей части потомками греческих, болгарских, сербских и албанских ренегатов или произошли от браков турок с женщинами из этих племён или с уроженками Кавказа». В период монгольских завоеваний огузское племя кайы откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-Дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума. В 1230-х гг. вождь племени кайы Эртогрул получил от султана на границе с Византией владение на р. Сакарья с резиденцией в городе Сёгют. Его сыну Осману I султан в 1289 году присвоил титул бея. В 1299 году Осман I провозгласил своё княжество самостоятельным государством, став основателем новой династии и государства, вошедшее в историю под названием Османская империя. В результате завоевательных походов османским султанам удалось овладеть византийскими владениями в Малой Азии, во второй половине XIV-XV в. они завоевали Балканский полуостров, а в 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, положив конец существованию Византийской империи. История формирования турецкого народа еще раз напоминает нам, что нет «чистых» народов – все современные народы сложились в результате длительных исторических событий, среди любого народа есть представители других народов (которые забыли о прошлом своих предков). И в настоящее время в состав турецкого народа постепенно вливаются другие народы – курды, арабы, лазы, черкесы, татары, армяне, которые пользуются турецким языком. Постепенно они забывают свое прошлое (прошлое своего народа). А турецкие политики по прежнему мечтают восстановить великую Османскую империю, завоевав весь Ближний Восток и Северную Африку. Об этом же мечтают лидеры ИГИЛ, но они мечтают восстановить Арабский Халифат. Но одни и те же события в истории не повторяются.

Русско-турецкие войны

История в таблицах, картах и лузлах.

Предупреждение читателю:

Это так называемая бета-версия текста. Опечатки будут исправлены, запятые проставлены, история переписана. Автор снимает с себя ответственность за возможное переосмысление указанных событий, переигрывание войн и пересмотр их итогов.

Кто такие турки и почему они были так могущественны?

Турки - потомки вторгшихся на полуостров Малая Азия турецких племен (сельджуков). Их язык похож на татарский, башкирский, кипчакский (половецкий) и - в гораздо меньшей степени - на монгольский.

Во все эпохи Малая Азия являлась богатым, густонаселенным земледельческим регионом. До поражения от сельджуков, её территория принадлежала Византии (так эту страну называем мы, а как империю называли аборигены, дела никому нет). При завоевателях земледельческое население, в основном, сохранилось - оно кормило огромную турецкую армию. Часть местных жителей сохранила свою национальную идентичность - в Турции до сих пор проживает немало греков. Остальные же постепенно ассимилировались.

Вскоре после завоевания у кочевников наступила традиционная для их государств раздробленность. На этом фоне поднялось одно из турецких племен - османы (в европейском варианте - оттоманы). С 1288 года они подбирают под себя мелкие султанаты и доедают остатки Византии. Правда, перед смертью, ромейское государство успело неплохо подгадить бросившей его на произвол судьбы Европе. Греки использовали турок для борьбы с мятежными вассалами - Болгарией, Сербией, Эпиром. Османам так понравилось на европейском берегу, что они завоевали его для себя и перенесли свою столицу.

Велик был султан Баязид - это он добил на Косовом поле «братушек-сербов», это он заложил добрую турецкую традицию убивать всех близких родственников мужского полу по восшествии на престол (в результате, Османская империя была на 200 лет избавлена от дробления и междуусобиц). А потом, на развалинах старой часовни... а потом пришел Тамерлан и едва не вбомбил молодое государство в каменный век. Не добил, халтурщик...

В 1453 году султан Мехмед II захватил Константинополь. Византия кончилась. В Москве загнули пальцы и вычисли, что теперь являются Вавилоном-5 Третьим Римом. Турки с московитами не соглашались - ведь по их мнению «Второй Рим» никуда не исчезал - в нем просто сменилась власть. С тех пор и пересекаются трагически у двух имперских народов национальные идеи.

Москва - Второй Сарай - подбирает под себя земли бывшей Золотой Орды. В том числе - территории её мусульманских народов.

Москва - Третий Рим (и, по совместительству, Второй Иерусалим) - борется за объединение под своей властью всех православных народов.


Позднее - в XIX веке - возникла мысль о праве России объединить славянские народы (панславянизм)

Истанбул - Второй Рим - тоже собирает византийские земли, стремясь выйти к границам Юстиниана.

Османское государство также провозглашает себя Новым Халифатом - единым государством всех мусульман. Под этим предлогом присоединяются арабские и персидские территории, в Римскую Империю не входившие.

Наконец, турки - что вполне логично - претендуют на власть над всеми тюркоязычными народами (пантюркизм)

Сопоставив идейные притязания двух держав, мы видим: конфликт интересов возникает в Средней Азии, в Поволжье, на Кавказе и в Крыму. Затронуты все Балканские страны, Палестина и само сердце Турецкой империи - Константинополь.

Турция первой реализует свои амбиции. К моменту, когда Иван IV устраивает поход на Казань (1552 год), османскому владыке Саурону Сулейману Великолепному уже принадлежат Балканы, Крым, Ближний Восток и Северная Африка. Они контролируют практически весь Арабский мир. Большинство земель империи признают себя не провинциями, а вассалами Черного властелина турецкого султана. Но врагам Высокой Порты от этого не легче - на границах всё равно стоят крепости с сильными турецкими гарнизонами, подобно Азову, Кафе (Феодосии) и Очакову в Причерноморье.

Стоп! Кажется, я совсем запутал читателя с названиями. Следует разъяснить, что словами «Турция», «Оттоманская империя», «Османская империя» и «Высокая (Блистательная) Порта» принято обозначать одно и то же государство в один и тот же период - с XIV века по 1922 год). Последние 90 лет существует Турецкая Республика.

На языке аборигенов столица турок называется Истанбул, в русском языке - Стамбул, иногда город продолжают называть Константинополем.

Правителя титулуют султаном.

Визирь - аналог нашего министра.

Паша - наместник провинции, губернатор, военачальник.

Мощь османов основывалась на многолюдности и продовольственной независимости своей державы (под властью султана оказались все «хлебные» регионы Среднеземья Средиземноморья. Население империи достигало 110 млн. человек (Для сравнения, в тогдашней Московии едва набиралось 10 млн, а в современной России проживает 142 млн. граждан и гастарбайтеров). Крупные земельные наделы на захваченных территориях реквизировались и дробились - множество мелких собственников давали рекрутов в качественную пехоту и на флот. Теперь видно, что окажись Московское государство основным, а не второстепенным противником Турции, царям было бы несдобровать... К счастью, основными воротами для османских боданий традиционно являлись Центральная Европа и Персия.

2. Крымское хамство ханство

Очень продуктивные равнины Причерноморья в сочетании с несколькими торговыми городами побережья являлись экономическим ядром Золотой Орды. Поэтому, при распаде татаро-монгольского государства в середине XV века Крымское ханство первым освободилось от власти Сарая и выдержало давление соседних держав. В наступательный поход крымцы могли мобилизовать до 50000 конных воинов. Если же война складывалась неудачно, из междуречий Дона, Днепра и Донца подданные откочевывали на полуостров, оставив преследующим противникам безводную, сожженную и потравленную степь. От самых настырных врагов защищали несколько рядов укреплений, от моря до моря перекрывающих Перекопский перешеек.

Выгодное географические положение позволило крымцам уйти от таких архаичных форм деятельности, как земледелие и животноводство. Страну кормила торговля и война.

Каждую весну, едва вылезала первая трава, орды кочевников пускались «в загон». Проникая на территорию России и Ржечи Посполитой, летучие отряды татар захватывали «ясырь» - живой товар - и угоняли рабов на рынки Еникале, Каффы и Гезлева (Керчь, Феодосия, Евпатория). В самом Крыму рабства не было - славяне продавались в Османскую империю. Такой способ существования государства даже получил свой термин - «набеговое хозяйство». Добавлю, что черты оного мы могли видеть в Чечне 1992-2000 годов.

Укрепления на суше позволяли ханам идти на самые подлые наглости и решаться на самые наглые подлости. Но для десанта с моря Крым оказывается абсолютно беззащитен. А до турецкой столицы - три-четыре дня неспешного плавания. В итоге, с 1466 года трудовая династия Гераев становится вассалом Османской империи. Турки укрепляют запирающую Азовское море Керчь, ставят в устье Дона крепость Азов, а на Днепре - Очаков, Таванский городок (Каховка), Херсон. Черное море делается внутренним «Турецким озером». Чтобы обезопасить себя от крымских набегов, русскому государству, следует, прежде всего, «раскупорить» речные устья и выставить силу, способную соперничать с одним из сильнейших в мире военных флотов.

Такова диспозиция ко времени первого столкновения Кремля и Высокой Порты в правление Ивана IV

Территория, ныне называемая Турцией, на самом деле является территорией Ромейской (Византийской) империи, захваченной в своё время турками.
Турки же возникли в Х веке на территории Уральской области Казахстана. Первоначально это было племя под названием кынык, обитавшее на берегах Сырдарьи при впадении её в Аральское море. Племя кынык и по сей день обитает в местности Камыстыколь в Чапаевском районе Западного Казахстана и входит в состав байбакты из Младшего жуза.
Кыныки входили в состав племенного объединения Беджене, известного на Руси как печенеги.Появление турок тесно связано с событиями в соседнем с кочевьями печенегов . В 740 году один из хазарских правителей Булан, женившись на еврейке, перешёл в иудаизм и принял еврейское имя Сабриэль. Однако основное население Хазарии оставалось язычниками, среди которых постепенно пускало корни магометанство, распространявшееся проповедниками из Хорезма. Хазарские иудеи тут же были освобождены от налогов, и вся тяжесть налогового гнёта пала на неиудейскую часть населения. Налоговый гнёт был настолько суровым, что люди бежали в степь или добровольно просились в рабство иудеям. Естественно, такое правительство у коренного населения популярностью не пользовалось, и воевать за его интересы не желало, при первой возможности переходя на сторону противника. Поэтому иудейское правительство Хазарии вынуждено было для поддержания порядка внутри страны и для удержания в повиновении вассальных стран, использовать чужеземных наёмников. Основу хазарской армии составляли предки будущих – носители нахско-дагестанских языков. Однако для того, чтобы они не сговорились и не совершили переворота, хазары стали разбавлять армию наёмниками из состава живших в нынешнем Западном Казахстане печенегов. Одним из таких отрядов и командовал некий племенной бек Сельджук Дукакович Кыныков. Сельджук пользовался доверием царя Иосифа, поскольку в 955 в 20-летнем возрасте году принял иудаизм.

После разгрома нашими войсками Хазарского каганата наёмники оказались на вольных хлебах. Служившие хазарам печенеги начали нападать на Русь. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 они участвовали в битве под Аркадиополем на нашей стороне, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их в 992 году на Трубеже, но в 996 сам потерпел от них поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов. Сельджук же объявил себя мусульманином и был со своим отрядом принят хорезмшахом Абу-Абдаллах Мухаммадом на службу в чине мукаддама. Ему в кормление был передан город Дженд в Кзыл-ординской области нынешнего Казахстана и его окрестности. Сельджук получил право обирать население подконтрольных территорий и обязался охранять вверенный ему участок хорезмийской границы.

В 995 году последний хорезмшах из династии Афригидов Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи. К тому времени отряд Сельджука разросся до крупного войска, корпусами которого командовали старшие сыновья Сельджука Израиль и Михаил, и младшие Муса, Юсуф и Юнус, родившиеся уже после принятия Сельджуком ислама. Поскольку при захвате Хорезма сыновья Сельджука не поддержали прежнего правителя и признали власть Махмуда Газневи, последний стал раздавать сыновьям и внукам Сельджука губернаторские должности. Однако в 1035 году кыныки, которых в ираноязычном Хорезме звали туркменами, во главе с внуком Сельджука Тогрулбеком Михайловичем, его братом Даудом (Давидом) и их дядей Мусой Сельджуковичем ушли из Хорезма. Они форсировали Амударью и расселились на территории современной Туркмении. Преемник Махмуда Газневи Масуд, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом свое войско на туркменов. Туркмены устроили засаду и разгромили султанскую армию.

В 1043 году туркмены захватили сам Хорезм, а также почти весь Иран и Курдистан. В 1055 году туркменами был захвачен Багдад и весь Ирак. При султане Алп-Арслане, племяннике Торгула, умершего 4 сентября 1063, правившем в 1063-72 годах, была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). В этой битве один из византийских военачальников Андроник Дука, объявив, что император погиб, дезертировал с поля боя, вследствие чего битва была проиграна, а в плен к Алп-Арслану попал император Византии Роман IV Диоген. Через неделю он был отпущен Алп-Арсланом под условие выдачи сельджукских пленных и уплаты миллиона золотых.

С этого момента началось завоевание Малой Азии, то есть той территории, которая сейчас представляет собой азиатскую часть Турции. Эта территория принадлежала Риму и составляла несколько римских провинций – Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия. После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи. Малая Азия была захвачена турками с 1071 по 1081 в основном уже при сыне и преемнике Алп-Арслана Мелик-шахе. Своего наибольшего политического могущества государство турок-сельджуков достигло при султане Мелик-Шахе (1072-92). При нём турками были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии.

После распада Сельджукской державы под ударами татар-монголов, в Малой Азии продолжал существовать Румский султанат от тюркского названия Рима Рум. Первоначальным центром государства была Никея, с 1096 года столица была перенесена в город Конья, из-за чего Румский султанат в нашей литературе часто называют Конийским. В результате феодальных распрей и вторжения монголов Конийский султанат к началу 14-го столетия году распался на ряд бейликов. В одном из этих бейликов правил бей Осман. В 1299 году он отделился от Румского султаната, а в 1302 году разбил войска Византии под командованием Георгия Музалона.Византия потеряла фактический контроль над сельскими областями Вифинии, из-за чего в ходе дальнейших осад лишилась и оставшихся изолированных крепостей. Поражение вызвало массовую эмиграцию христианского населения, что изменило демографическую ситуацию в регионе. Тем не менее, завоевание Вифинии османами было постепенным, и последний византийский оплот - Никомедия, был захвачен ими в 1337 году. Последняя кампания Османа, перед смертью от старости, была направлена против византийцев в городе Бурса. После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и Балканах.


В 1352 году османы, переправившись через Дарданеллы, впервые самостоятельно ступили на европейскую землю, захватив стратегически важную крепость Цимпу. Христианские государства упустили ключевой момент, чтобы объединившись, выбить турок из Европы, и уже через несколько десятилетий, пользуясь междоусобицами в самой Византии, раздробленностью Болгарского царства, османы укрепившись и освоившись, захватили большую часть Фракии. В 1387 году, после осады, турки захватили крупнейший, после Константинополя, город империи, Салоники.

Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. В 1396 году османский султан Баязид I подвёл свои войска под стены великого города и семь лет блокировал его с суши, но Византию спасло нападение на турецкие владения эмира Тимура. В 1402 году турки потерпели от него сокрушительное поражение при Анкаре, что на половину столетия отсрочило новую большую осаду Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию, но эти атаки не удавались из-за династических конфликтов в турецком государстве. Так был сорван поход 1423 года, когда султан Мурад II снял осаду города из-за слухов о восстаниях в его тылу и обострения придворных интриг.
В 1451 году к власти в Османском султанате пришёл Мехмед II, убивший в борьбе за трон родного брата. Зимой 1451-1452 гг. Мехмед начал строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийские послы, направленные Константином узнать цель постройки, были отосланы обратно без ответа; посланные повторно были пленены и обезглавлены. Это было фактическим объявлением войны. Крепость Румелихисар или Богаз-кесен (с турецкого - «перерезающий пролив») была достроена к августу 1452 г., и установленные на ней бомбарды стали обстреливать византийские корабли, ходящие через Босфор в Чёрное море и обратно. Мехмед II после постройки крепости подступил к стенам Константинополя в первый раз, но через три дня отступил.
Осенью 1452 года турки вторглись в Пелопоннес и напали на братьев императора Константина, дабы они не сумели прийти на помощь столице (Сфрандизи Георгий, «Большая Хроника» 3;3). Зимой 1452-1453 начались приготовления к штурму самого города. Мехмед издал приказ турецким войскам захватить все ромейские города на фракийском побережье. Он считал, что все прошлые попытки взять город провалились из-за поддержки осаждавших с моря. В марте 1453 турки сумели взять Месемврию, Ахелон и другие укрепления на Понте. Силимврия была осаждена, ромеи блокированы во многих местах, но продолжали владеть морем и на своих кораблях опустошали турецкий берег. В начале марта турки раскинули лагерь у стен

Константинополя, а в апреле начались земляные работы по осаде города. 5 апреля к столице подошла основная часть турецкой армии. 6 апреля Константинополь был полностью блокирован.
9 апреля турецкий флот подошёл к цепи, перекрывавшей Золотой Рог, но был отбит и вернулся в Босфор. 11 апреля турки сконцентрировали тяжёлую артиллерию напротив стены над руслом речки Ликоса и начали бомбардировку, которая длилась 6 недель. 16 мая турки начали вести подкоп под стены возле Влахернского квартала, в то же время их корабли под звуки труб и барабанов 16, 17, и 21 мая подходили к цепи у Золотого Рога, пытаясь привлечь к себе внимание, чтобы скрыть от греков шум подкопа, но ромеи сумели все-таки обнаружить подкоп и стали вести контр-подкопы. Подземная минная война закончилась в пользу осаждённых, они взрывали и затопляли водой проходы, вырытые турками. 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь стал столицей Османской империи.
Император Константин IX Палеолог бросился в бой как простой воин и был убит. Его наследником сал его брат Фома, дочь которого Софья Фоминична стала женой нашего великого князя Ивана III. В 1490 году в Москву прибыл ей брат Андрей, ставший после смерти отца наследником византийского престол, и передал права на престол своему зятю. Его дочь Мария вышла замуж за нашего воеводу верейского удельного князя Василия Михайловича Удалго, троюродного брата великого князя московского Ивана III Васильевича.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»