Цель составления анкеты. изучить выделяемые принципы и правила построения анкеты. исследовать этапы разработки анкеты

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ АНКЕТЫ

Анкета обычно состоит из трех блоков:

1) введения, или преамбулы;

2) основной части, состоящей из перечня вопросов;

3) заключительной части.

I. Вводная часть анкеты - преамбула. Во введении кратко излагаются цели проводимого исследования, указывается фирма, для которой оно проводится. Отметим, что ответы респондентов будут использоваться в их же интересах, т.е. время, потраченное ими на заполнение анкеты, не будет напрасным. Если вопросы касаются каких-либо деликатных обстоятельств, во введении следует обратить особое внимание на анонимность анкетирования, которую необходимо обеспечить. Во введении также нужно поместить ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату исследователю, а также благодарность респонденту за ее заполнение. Если в анкете применяются сложные вопросы, то пояснения по ответам на них в дополнение к инструкции следует помещать в том месте анкеты, где размещены эти вопросы.

Ползунок - вопрос ползунка, который имеет значения от 0 до 100. Один слайдер может иметь несколько ползунков, и каждый слайдер может быть помечен соответствующим текстом с обеих сторон слайдера. Рейтинг - это вопрос выбора звезд. В настройках мы можем установить диапазон рейтинга от 1 до. Кроме того, мы можем указать текст с обеих сторон.

Ранжирование - позволяет выбрать и ранжировать респондентов в выбранном вами порядке. В настройках вопроса мы можем установить минимальное и максимальное количество выбранных ответов.


Это вопрос, внешний вид которого представлен в виде матрицы, и в каждой группе столбцов ответчик может выбрать только один ответ для данной строки. В настройках матрицы вы можете установить несколько групп и несколько столбцов в каждой группе. Если выбранный вариант - строки и столбцы, выбранные ответы не могут быть повторены ни в столбцах, ни в строках.

ПРИМЕР :

Малое научно-социологическое предприятие «Логос»

Социальные проблемы взаимоотношений между работниками

И администрацией Междуреченского транспортно-погрузочного объединения

Уважаемый товарищ!

Для того чтобы выявить мнения трудящихся о возможном совершенствовании социальных и социально-психологических отношений между работниками и администрацией объединения, проводится данное социологическое исследование. Результаты исследования, выводы и рекомендации будут доведены до заинтересованных лиц и организаций с целью улучшения условий труда и морально-психологического климата в коллективе.

Также можно создать раскрывающийся список.


Это вопрос, внешний вид которого представлен в виде матрицы, и в каждой группе столбцов ответчик может выбрать множество ответов для данной строки. В настройках матрицы мы можем указать минимальное и максимальное количество ответов.




Матрица с открытым концом - это вопрос, внешний вид которого представлен в виде матрицы, и в каждом столбце у респондента есть пустое поле для ввода текста.


На вкладке «Столбцы» параметры варианта предназначены только для группы, а не для всего массива. Для каждой группы вы можете выбрать другой вариант ответа и получить, например, один столбец с однократным ответом и один с открытым ответом.

Анкета весьма проста в заполнении. Вам предлагается вопрос и варианты ответа к нему. Нужно обвести кружком цифру против того варианта ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению. Там, где в "примечании" указано на возможность выбора нескольких ответов - сделайте это.

В ответах на некоторые из вопросов Вы должны сами написать свое предложение.

Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению

Чтобы редактировать столбцы в массивах, введите вкладку «Столбцы» в окне редактирования. В случае массивов задается вопрос на этой вкладке или минимальное и максимальное количество ответов. Эти настройки применяются к определенной группе столбцов, а не ко всей матрице, что позволяет объединить несколько вариантов вопроса в одну матрицу. Чтобы добавить новую группу, мы должны нажать кнопку «плюс», и мы автоматически перейдем к новым настройкам группы столбцов. Чтобы добавить новый столбец, нажмите «Новый столбец».

Анкета анонимна, следовательно, сведения о себе указывать не нужно.

II. Основная часть анкеты: разработка вопросов

Основная часть анкеты представляет собой совокупность содержательно упорядоченных вопросов. При ее разработке надо уделить особое внимание содержанию вопросов, их типу (видам и разновидностям), числу, последовательности расположения в анкете, наличию или отсутствию контрольных вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе исследования. Для этого рекомендуется использовать различные типы вопросов.




Вложения файлов - позволяет прикрепить файл к тесту или вопроснику респондентом. Один вопрос может попросить ответчика включить несколько файлов. В настройках мы также можем определить размер файла и его расширение.


В настройках вопроса мы можем изменить метки этих ответов, например, на «Истинные» и «Ложные».




Параграф - это не единственный вопрос вопросника, позволяющий вам разместить описание или текст, который не является вопросом. Чтобы изменить настройки вопроса, мы должны перейти на вкладку «Настройки» выбранного вопроса. На этой вкладке мы можем добавить комментарий к ответчику, включить ответ на вопрос, задать минимальное и максимальное количество ответов на вопрос с несколькими ответами, установить сообщение об ошибке, когда корреспондент не отвечает на вопрос, и даже изменить вариант вопроса на другой.

ШКАЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ

Все вопросы, которые можно использовать при составлении анкет, подразделяют на две группы: открытые и закрытые. Открытые вопросы предполагают свободный, вольный ответ респондента с использованием тех слов, которые он сочтет наиболее убедительными. Он сам формулирует фразы в ответе, пытаясь выразить то, что чувствует. Открытые вопросы незаменимы при выяснении мотивов, побуждающих людей совершать или не совершать те или иные действия, мнений и отношений людей к тем или иным социальным явлениям.

Импорт ответов из другого вопроса




Мы можем импортировать ответы из ранее созданного вопроса. Просто выберите вопрос, из которого вы хотите импортировать ответ. затем нажмите. Копия - если мы хотим физически скопировать ответ на вопрос или. Присоединение может осуществляться тремя способами. Все ответы - скопируйте все ответы из выбранного вопроса, независимо от ответов респондентов.

Сколько времени потребуется на заполнение анкеты




Если мы хотим удалить импорт ответа из другого вопроса, достаточно, чтобы с данным импортом мы нажмем.


Если мы случайно удалили ответ и хотим его восстановить, все, что нам нужно сделать, это нажать кнопку «Показать удаленные», а затем щелкнуть по значку, чтобы вернуть ответ, который вы хотите восстановить.

Закрытые же вопросы, в отличие от открытых, предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда возможных. Такие вопросы позволяют исследователям формализовать процедуры обработки большого числа анкет, выявляя при этом важные количественные характеристики в отношениях больших групп людей к проблеме исследования. По таким вопросам при обработке можно строить аналитические таблицы, графики, диаграммы.




Мы также можем добавить сообщение об ошибке на вопрос на вкладке «Настройки» окна редактирования вопроса.


Чтобы изменить настройки опроса, мы должны выбрать опрос с начальной страницы и войти в раздел «Редактировать». Нажмите на заголовок нашего опроса, а затем перейдите в «Настройки». Здесь вы можете установить длительность опроса, настройки бара, параметры номера страницы и вопросы, а также язык опроса.

Таким образом, открытые вопросы позволяют вести сбор богатой качественной информации, закрытые - и качественной (иногда, правда, с меньшим набором оттенков), и количественной. Очевидно, что в одной анкете они должны дополнять друг друга.

Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на разновидности в зависимости от того, каким образом представлены в них варианты предлагаемых ответов. Упорядоченную тем или иным способом совокупность ответов к вопросу иногда называют шкалой , хотя это и не всегда корректно. Шкалой по большому счету она будет являться только в том случае, если в ее структуру заложен тот или иной способ (механизм) измерения. Если же такого механизма нет, то шкалой подобную совокупность ответов можно назвать лишь условно. Тем не менее, форма и содержание этих шкал - реальных и условных - и лежат в основе выделения разновидностей закрытых вопросов. Так, в частности, выделяют следующие виды шкал:

Добавление кнопок «Назад» и «Стоп»




Чтобы включить свободное перемещение в опросе, перейдите на вкладку «Кнопки» и «Этикетки» в поле редактирования тестового названия, затем выберите квадрат на этикетке «Назад», и если вы хотите, чтобы респондент смог остановить опрос, заполнив его, выберите квадрат на ярлыке «Стоп».

Изменение меток в опросе позволяет вам изменить имена всех доступных кнопок в опросе, например «Назад» на «Предыдущая страница» или «Далее» на «Следующая страница». Для этого перейдите на вкладку «Кнопки и метки» и внесите необходимые изменения.


По умолчанию этот параметр отключен.

Дихотомическая шкала (дихотомический вопрос);

Шкала ответов с ограниченным числом альтернатив;

Семантический дифференциал;

Шкала Лайкерта

1. Дихотомический вопрос предполагает наличие только двух вариантов ответа типа да или нет.

Пример : Собираетесь ли вы в этом году приобрести новый отечественный автомобиль?




Чтобы предоставить респонденту информацию о том, в какой степени они заполнили вопросник, на вкладке «Настройки» в раскрывающемся списке «Прогресс» выберите «Включить». Сколько страниц составляет процент от общей анкеты, рассчитывается автоматически в зависимости от количества вопросов на странице. Мы также можем вручную настроить ход каждой страницы в настройках страницы.




Чтобы установить ограничение по времени для опроса респондента, измените параметр «Ограничение времени» на вкладке «Настройки». Здесь мы можем установить временные ограничения для всего опроса. Чтобы изменить временную шкалу для одной страницы, введите ее настройку. Часы видны респонденту в верхней части опроса.

2. Вопрос с ограниченным числом альтернатив представляет собой более или менее пространный перечень вариантов решения проблемы опрашиваемого, из которых надо выбрать один. Такой вопрос разумно помещать после дихотомического с целью уточнения некоторых обстоятельств или более глубокого познания изучаемого явления. Если продолжить пример, то вопрос с ограниченным числом альтернатив может выглядеть следующим образом.

Логика, исследовательские группы и условия




Случайность страниц, вопросы и ответы

Страницы с той же выбранной группой будут объединены в соответствующие позиции. Если вы хотите, чтобы все страницы смешивались, выберите «Перемешать все вопросы по странице».


Групповые и исследовательские условия

Иногда необходимо, чтобы исследование проводилось в двух или более случайных группах или измерениях. Если мы хотим создать две версии вопросника, которые на одной странице будут отличаться только введением к вопросу, то для этой цели на вопроснике мы помещаем оба описания в виде отдельных элементов страницы.

Пример:

3. Семантический дифференциал удобно представлять в виде таблицы.

Пример: Насколько важны для вас следующие характеристики автомобиля (поставьте символ √ в соответствующей клеточке)?

4. Закрытый вопрос, в котором варианты ответов представлены в виде шкалы Лайкерта , позволяет устанавливать степень согласия (или несогласия) респондентов с некоторыми утверждениями, формулируемыми заранее по поводу тех или иных социальных явлений (потребительных свойств товара), которые необходимо выяснить в процессе исследования и которые помещаются в строках таблицы. Этим шкала Лайкерта и отличается от семантического дифференциала, где по строкам, как показано в предыдущем примере, размещаются те или иные показатели либо товара, либо фирмы, либо других обстоятельств, имеющих практический интерес для исследователей. Другое отличие шкалы Лайкерта от семантического дифференциала заключается в альтернативах, предлагаемых для выбора,- они, как правило, всегда сформулированы почти одинаково, только с разной детализацией в установлении степени согласия.

Фильтровать вопросы - пропустить выбранные вопросы

Затем мы переходим от настроек журнала опроса, а на вкладке «Случайные группы» создаем две группы в первом измерении.


Чтобы сделать это, просто задав вопрос, раскройте первый список в столбце Видимость, а затем выберите соответствующую группу из списка. Таким же образом мы можем назначить другие вопросы и элементы ранее созданным группам.


Чтобы определить, на какой странице будет найден ответчик после выбора данного ответа, нам нужно развернуть список в столбце с отметкой и выбрать ответ, на который будет передан ответчик.


Пример:

Разумеется, есть и другие варианты построения закрытых вопросов с применением приведенных шкал. Так, в семантическом дифференциале можно формулировать самые разные альтернативы для выбора. Важно, чтобы в крайних точках шкалы были размещены диаметрально противоположные значения, а между ними промежуточные, постепенно превращающие одну противоположность в другую с большей или меньшей степенью подробности.

Пример: Как часто вы проверяете давление в шинах в шиномонтажных мастерских с использованием точных манометров (поставьте символ х в соответствующем месте помещенной ниже шкалы)?

Для этого же вопроса можно предложить и другую форму шкалы семантического дифференциала.

Иногда в практике проведения исследований для установления различных обстоятельств в анкетах могут даваться и более утонченные способы предложения вариантов ответов, более сложные формы шкал. В частности, если требуется установить, между какими марками отечественных автомобилей происходят колебания потенциального покупателя перед предстоящей покупкой, можно использовать так называемую номинальную шкалу с ограниченным числом альтернатив.

СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ АНКЕТЫ

Анкета обычно состоит из трех блоков:

1) введения, или преамбулы;

2) основной части, состоящей из перечня вопросов;

3) заключительной части.

I . Вводная часть анкеты - преамбула. Во введении кратко излагаются цели проводимого исследования, указывается фирма, для которой оно проводится. Отметим, что ответы респондентов будут использоваться в их же интересах, т.е. время, потраченное ими на заполнение анкеты, не будет напрасным. Если вопросы касаются каких-либо деликатных обстоятельств, во введении следует обратить особое внимание на анонимность анкетирования, которую необходимо обеспечить. Во введении также нужно поместить ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату исследователю, а также благодарность респонденту за ее заполнение. Если в анкете применяются сложные вопросы, то пояснения по ответам на них в дополнение к инструкции следует помещать в том месте анкеты, где размещены эти вопросы.

ПРИМЕР :

Малое научно-социологическое предприятие «Логос»

Анкета

Социальные проблемы взаимоотношений между работниками

и администрацией Междуреченского транспортно-погрузочного объединения

Уважаемый товарищ!

Для того чтобы выявить мнения трудящихся о возможном совершенствовании социальных и социально-психологических отношений между работниками и администрацией объединения, проводится данное социологическое исследование. Результаты исследования, выводы и рекомендации будут доведены до заинтересованных лиц и организаций с целью улучшения условий труда и морально-психологического климата в коллективе.

Анкета весьма проста в заполнении. Вам предлагается вопрос и варианты ответа к нему. Нужно обвести кружком цифру против того варианта ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению. Там, где в "примечании" указано на возможность выбора нескольких ответов - сделайте это.

В ответах на некоторые из вопросов Вы должны сами написать свое предложение.

Анкета анонимна, следовательно, сведения о себе указывать не нужно.

II . Основная часть анкеты: разработка вопросов

Основная часть анкеты представляет собой совокупность содержательно упорядоченных вопросов. При ее разработке надо уделить особое внимание содержанию вопросов, их типу (видам и разновидностям), числу, последовательности расположения в анкете, наличию или отсутствию контрольных вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе исследования. Для этого рекомендуется использовать различные типы вопросов.

ШКАЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ

Все вопросы, которые можно использовать при составлении анкет, подразделяют на две группы: открытые и закрытые. Открытые вопросы предполагают свободный, вольный ответ респондента с использованием тех слов, которые он сочтет наиболее убедительными. Он сам формулирует фразы в ответе, пытаясь выразить то, что чувствует. Открытые вопросы незаменимы при выяснении мотивов, побуждающих людей совершать или не совершать те или иные действия, мнений и отношений людей к тем или иным социальным явлениям.

Закрытые же вопросы, в отличие от открытых, предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда возможных. Такие вопросы позволяют исследователям формализовать процедуры обработки большого числа анкет, выявляя при этом важные количественные характеристики в отношениях больших групп людей к проблеме исследования. По таким вопросам при обработке можно строить аналитические таблицы, графики, диаграммы.

Таким образом, открытые вопросы позволяют вести сбор богатой качественной информации, закрытые - и качественной (иногда, правда, с меньшим набором оттенков), и количественной. Очевидно, что в одной анкете они должны дополнять друг друга.

Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на разновидности в зависимости от того, каким образом представлены в них варианты предлагаемых ответов. Упорядоченную тем или иным способом совокупность ответов к вопросу иногда называют шкалой , хотя это и не всегда корректно. Шкалой по большому счету она будет являться только в том случае, если в ее структуру заложен тот или иной способ (механизм) измерения. Если же такого механизма нет, то шкалой подобную совокупность ответов можно назвать лишь условно. Тем не менее, форма и содержание этих шкал - реальных и условных - и лежат в основе выделения разновидностей закрытых вопросов. Так, в частности, выделяют следующие виды шкал:

Дихотомическая шкала (дихотомический вопрос);

Шкала ответов с ограниченным числом альтернатив;

Семантический дифференциал;

Шкала Лайкерта

    Дихотомический вопрос предполагает наличие только двух вариантов ответа типа да или нет.

Пример : Собираетесь ли вы в этом году приобрести новый отечественный автомобиль?

    Вопрос с ограниченным числом альтернатив представляет собой более или менее пространный перечень вариантов решения проблемы опрашиваемого, из которых надо выбрать один. Такой вопрос разумно помещать после дихотомического с целью уточнения некоторых обстоятельств или более глубокого познания изучаемого явления. Если продолжить пример, то вопрос с ограниченным числом альтернатив может выглядеть следующим образом.

Пример:

    Семантический дифференциал удобно представлять в виде таблицы.

Пример: Насколько важны для вас следующие характеристики автомобиля (поставьте символ √ в соответствующей клеточке)?

    Закрытый вопрос, в котором варианты ответов представлены в виде шкалы Лайкерта , позволяет устанавливать степень согласия (или несогласия) респондентов с некоторыми утверждениями, формулируемыми заранее по поводу тех или иных социальных явлений (потребительных свойств товара), которые необходимо выяснить в процессе исследования и которые помещаются в строках таблицы. Этим шкала Лайкерта и отличается от семантического дифференциала, где по строкам, как показано в предыдущем примере, размещаются те или иные показатели либо товара, либо фирмы, либо других обстоятельств, имеющих практический интерес для исследователей. Другое отличие шкалы Лайкерта от семантического дифференциала заключается в альтернативах, предлагаемых для выбора,- они, как правило, всегда сформулированы почти одинаково, только с разной детализацией в установлении степени согласия.

Пример:

Разумеется, есть и другие варианты построения закрытых вопросов с применением приведенных шкал. Так, в семантическом дифференциале можно формулировать самые разные альтернативы для выбора. Важно, чтобы в крайних точках шкалы были размещены диаметрально противоположные значения, а между ними промежуточные, постепенно превращающие одну противоположность в другую с большей или меньшей степенью подробности.

Пример: Как часто вы проверяете давление в шинах в шиномонтажных мастерских с использованием точных манометров (поставьте символ х в соответствующем месте помещенной ниже шкалы)?

Для этого же вопроса можно предложить и другую форму шкалы семантического дифференциала.

Иногда в практике проведения исследований для установления различных обстоятельств в анкетах могут даваться и более утонченные способы предложения вариантов ответов, более сложные формы шкал. В частности, если требуется установить, между какими марками отечественных автомобилей происходят колебания потенциального покупателя перед предстоящей покупкой, можно использовать так называемую номинальную шкалу с ограниченным числом альтернатив.

Пример : Какие из указанных ниже марок отечественных легковых автомобилей вызывают у вас наибольшее доверие? Отметьте все подходящие варианты.

Отвечая на вопрос, поставленный в такой форме, респондент укажет несколько марок автомобилей, возможно, две-три. Остальные же марки проигнорирует. Можно вопрос сформулировать так, что будут оценены все марки автомобилей, для этого применяют порядковую шкалу с ограниченным числом альтернатив.

Пример : Пожалуйста, расставьте марки автомобилей из прилагаемого списка в соответствии со степенью доверия к каждой из них, оценивая наиболее привлекательную для вас марку как 1, а наименее привлекательную - как 6.

Для оценки приоритетов можно применить и так называемую относительную шкалу .

Пример : Пожалуйста, распределите 100 баллов между марками автомобилей из прилагаемого списка в соответствии с вашим расположением к каждой из них.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ

Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные). Рассмотрим их подробнее.

    Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на личных представлениях, и потому имеет субъективный характер.

Пример : Удовлетворяет ли Вас оплата Вашего труда?

1– Да

2– Скорее да, чем нет

2– Скорее нет, чем да

4– Нет

5– Затрудняюсь ответить

    Вопросы о фактах поведения людей выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.

Пример: Имеете ли Вы возможность в обеденный перерыв принять горячую пищу?

1– Да

2– Нет

    Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя "паспортичку", или социально-демографический блок вопросов, выясняющих пол, возраст, национальность, образование, профессию, социальное положение и происхождение и т.д.

Пример : Ваш пол?

1– Муж.

2– Жен.

Ваш возраст?

1– До 20 лет

5– Старше 40 лет

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляют 100%.

Пример: Получаете ли Вы спецодежду, если на это имеете право?

1– Да

2– Нет

Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%.

Пример : Что на Ваш взгляд, может улучшить организацию труда в Вашем коллективе? (Выберите не боле трех позиций).

1– Механизация и автоматизация труда

2– Усиление ответственности за исполнение распоряжений, соблюдение дисциплины и установленного порядка

3– Повышение профессионально - квалификационного уровня работников

4– Жесткая увязка заработка работника с количеством и качеством затраченного труда

5– Более компетентное исполнение руководителями своих функций

6– Расширение участия работников в решении вопросов производственной и общественной жизни коллектива

Ответы на оба приведенных вопроса имеют линейную форму расположения. В анкетах довольно часто используется и табличная форма ответов на закрытый или полузакрытый вопрос. Посмотрим пример:

Примечание : В таблице указаны профессиональные качества, которыми должен обладать руководитель. Обведите кружком те кодовые номера, которые соответствуют Вашим представлениям о наличии или отсутствии нижеперечисленных качеств у Вашего непосредственного руководства.

Профессиональные качества

1. Компетентность

2. Высокие умственные способности

3. Организаторские способности

4. Способности к решению сложных задач

5. Ответственность

6. Заинтересованное отношение к делу

7. Умение быстро ориентироваться во внештатных

ситуациях (авария, несчастный случай и пр.)

8. Работоспособность

9. Самокритичность

В отличие от закрытых, открытые вопросы не содержат подсказок и не "навязывают" респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение по данному вопросу во всей полноте и откровенности. Именно поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую информацию, чем при помощи закрытых вопросов. Для примера приводим следующий открытый вопрос:

Каковы на Ваш взгляд, перспективы развития российской промышленности? (напишите, пожалуйста) ____________________________________________________________

Вместе с этим, открытыми вопросами не следует злоупотреблять, в анкете они должны составлять не более 2 процентов. Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы, в том случае, когда хорошо информированы по данному вопросу. Если же предмет опроса им мало знаком или непривычен, сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответа или пишут банальности. Кроме того, следует иметь в виду, что среди опрашиваемых есть группы, которые боятся высказывать свое мнение, и умственно ленивые группы людей, которые не привыкли самостоятельно мыслить.

Прямые и косвенные вопросы . Иногда в анкете ставятся вопросы, требующие критического отношения к себе, начальству, окружающей действительности, так называемые прямые вопросы, требующие оценочного отношения. Чтобы проверить объективность ответов на прямые вопросы требуется ставить косвенные вопросы, где респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств.

Скажем, прямой вопрос: "Как Вы относитесь к своим товарищам по работе? " можно через несколько вопросов на другую тему продублировать косвенным вопросом: "Устраивают ли Вас сложившиеся взаимоотношения в коллективе? "

Одним из методических приемов анкеты является предоставляемая респонденту возможность уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение. Для этого предусматриваются варианты ответов: "затрудняюсь ответить", "бывает по-разному" и т.п.

В анкетах применяются вопросы со стандартным набором ответов и "развернутым" набором ответов .

В качестве первого варианта можно привести следующий: Возникают ли в Вашем коллективе конфликты на основе личных отношений?

1– Да

2– Скорее да, чем нет

3– Скорее нет, чем да

4– Нет

5– Затрудняюсь ответить

Вопрос с "развернутым" набором ответов можно сформулировать следующим образом:

Какие качества больше всего Вы цените у руководителя?

2– Корректность, уважительное отношение к подчиненным

3– Настойчивость и твердость в обращении

4– Культура действий и поступков

5– Умение выслушать и понять другого

6– Готовность прийти на помощь

7– Другие качества (напишите какие) _____________________

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»