Листья фейхоа полезные свойства и противопоказания. Полезные и лечебные свойства ягоды фейхоа. Когда и как давать детям

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Некоторые критично настроенные взрослые замечают, что в современном мире многие дети не умеют дружить, не имеют друзей, в то время как ещё пару десятилетий назад ситуация была совершенно иная. При этом, уточняют эти самые взрослые, раньше никто не учил детей специально дружить. Но так ли это на самом деле.

Учите детей дружить

Чтобы у ребёнка появились друзья, ему важно познакомиться с кем-то и начать регулярно общаться. Все ли дети имеют сейчас такую возможность? Они посещают детский сад или школу, а также много дополнительных занятий, но совсем не имеют свободного времени, которое могли бы потратить на спонтанное общение. Нередко досуг детей структурирован: поход в музей, на мастер-класс, в центр развлечений. Времени на то, чтобы просто побегать с друзьями во дворе, совсем нет. Когда и где ребёнок будет находить себе друзей? Заблуждение родителей в том, что ребёнку достаточно общения в детском саду, школе или на развивающих занятиях. Дружеские отношения складываются и там, но чаще на полноценное общение ребёнку на перемене не хватает времени.

Чтобы дружить, ребёнку необходимы свободное время и место, где он найдёт друзей и, обретя оных, будет проводить с ними время. Раньше таким местом был двор, где дети разных возрастов играли в разнообразные игры, находили занятия по интересам. Многие современные дети лишены такой возможности, как прогулки во дворе. Не буду давать советов, как обеспечить такой свободный досуг ребёнку, ведь все живут в разных условиях. Но хочу обратить внимание на то, что ребёнку необходимо взаимодействовать с разными детьми.

Детям важно общаться не только во дворе. Скажите ребёнку, что не против, если в дом будут иногда приходить гости. Дошкольникам хочется вместе поиграть в игрушки, школьникам – в настольные игры, подросткам – просто поговорить.

Как научить детей дружить между собой

Дружба детей нередко основывается на общих интересах. В дошкольном возрасте это игры. Если ребёнок совсем не умеет играть (к сожалению, такое встречается достаточно часто), то ему будет трудно контактировать с другими детьми. Что может сделать родитель? Научить ребёнка играть в какие-нибудь игры и, может быть, даже сначала играть во дворе вместе с детьми или организовывать игры. Когда ребёнок будет чувствовать себя уверенно в компании детей, родитель сможет устраниться.

Стоит обращать внимание и на конфликты, которые часто происходят между детьми. Так, если ребёнок сказал, что поссорился с другом, расспросите, как это произошло. Обсудите сложившуюся ситуацию. Может быть, стоит извиниться или просто первому заговорить. Важно дать понять ребёнку, что в ссоре нет правого и виноватого – обе стороны внесли свою лепту. Не бывает дружбы без ссор, но важно вовремя помириться.

Благодаря таким навыкам как коммуникабельность и дружелюбность ребенок развивается физически и интеллектуально. Нет ничего важнее – так он может себя почувствовать «в стае». Новые дети – это источники новых впечатлений, хороших и не очень привычек, новых увлечений и интересов. Только благодаря общению с детьми ребенок приходит с садика, полный сил и радости, рассказывает о новых мультяшных героях и может поведать неизвестные вам ранее дразнилки.

Социальная адаптация крайне важна для малыша. Без общительности ему очень трудно будет в профессиональной сфере. Важно защищать свои интересы, не затрагивая чувства значимости других детей, а это очень тонкий момент. Как понять, общителен ли ваш ребенок? Это легко заметить, выйдя с ним на детскую площадку. Тянется ли он к детям? Не отказывается ли от предложения поиграть?

В детском садике проконтролировать ситуацию нелегко и тут вашим связывающим звеном станет воспитательница. Спросите ее, с кем играет ваш ребенок, как он ведет себя в окружении детей. Когда будете забирать из сада, поговорите с крохой о его друзьях и занятиях в садике. Если о других детях он ничего не рассказывает или говорит, что его обижают – это повод углубить разговор и научить малыша правильно общаться.

Самооценка и друзья

Часто бывает так, что общение ребенка с другими детьми исключается, потому что он боится показать себя перед всеми в детском саду . Это говорит о заниженной самооценке. В таком случае попробуйте брать ребенка чаще в гости, на прогулки, по магазинам и учите его общаться вместе с вами. Заговаривайте первыми с детьми и незнакомыми людьми, постепенно вовлекая кроху в разговор. На вашем примере он увидит, что незнакомые дети и люди не представляют угрозы и начнет брать с вас пример.

Бывает так, что кроха закрывается в себе и молчит или же большую часть времени играет сам. Это говорит о внутренних переживаниях малыша, ему сложно выйти из зоны комфорта. Такое часто случается после болезни или праздников, когда малыш отвыкает от садика.

Научить ребенка ладить с другими детьми – целое искусство. Важно, чтобы кроха чувствовал себя значимым – не заискивал перед детьми, но в то же время и не вел себя как самовлюбленный нарцисс. Как найти баланс? Посмотрите, как вы дома общаетесь с крохой. Самолюбие – очень уязвимое чувство. Никогда не ставьте в пример других детей. Так вы выработаете в крохе агрессию к ним и обиду на вас.

Если же малыш оказался на детской площадке неправым – не ругайте его в присутствии посторонних. Лучше поговорить наедине. Чтобы не понизить самооценку малыша, судите не его как личность, а поступок. Не нужно говорить «ты такой агрессивный, зачем отобрал у Димы игрушку?». Лучше скажите так: «нельзя отбирать игрушки у детей – так их легко обидеть». Помните, личность крохи неприкосновенна и только поступки заслуживают порицания. Смотрите с крохой добрые мультики, которые помогут научить малыша общаться в детском саду. После просмотра обязательно обсуждайте поступки героев, разъясняя, что такое хорошо и что такое плохо.

Количество друзей

Сколько должно быть друзей у малыша? Одни скажут, чем больше, тем лучше, но это не всегда верно. Для многих родителей нет ничего важнее общения ребенка в детском саду и они стараются протиснуть его во все выступления, чтобы кроха везде был первым. Однако множество кружков и бесконечные выступления оказывают большую нагрузку на психику малыша, хотя и прибавляют ему популярности в виде друзей, восхищающихся им.

Учить ребенка дружить со всеми в детском саду не нужно. Пусть кроха общается только с теми, кто ему нравится и хорошо к нему относится. Каждому малышу подходят разные типы характеров. Закрытые дети будут углублять дружбу с одним-двумя друзьями. А открытые будут дружить со всеми по чуть-чуть. Обычно понятия о дружбе изменяются со временем, и ребенок может стать более разборчив в выборе друзей.

Научить ребенка дружить с детьми в детском саду помогут родители

  1. Всех в дом. Старайтесь, чтобы а даптация ребенка в детском саду прошла очень легко. Для этого сами создавайте круг друзей для стеснительного малыша. Предложите пригласить детей на день рождения крохи или позовите на обед своих друзей с детьми. Потихоньку малыш свыкнется. А еще лучше запишите малыша в кружок по интересам. Такие часто бывают при садике. Если малыш увлекается рисованием, лепкой – ему будет проще найти друзей среди единомышленников. А научившись общаться в кружке, кроха раскрепостится и в садике.
  1. Психология с малых лет . Говорите много о детях, обсуждайте их с хорошей стороны и анализируйте промахи. Знакомого мальчика наказала воспитательница? Обсудите, что он сделал не так и как ему стоило себя повести. Учите ребенка психологии на простых примерах, но не говорите плохо о других людях. Будьте нейтральны.
  1. Детские проблемы . Мало н аучить ребенка дружить в детском саду , важно также уметь помогать ему справляться с первыми проблемами. Если друзья ребенка конфликтуют между собой, расскажите ему о нейтральной позиции. Учите не говорить плохо о детях за глаза, а всегда стараться их понять. Но это не значит, что кроха должен стать мягкотелым. Научите его давать сдачи и расскажите, что справедливость – лучшая защита.

Ребенок — интроверт

Будет затруднительна, если кроха погружен в себя и стесняется окружающих. Но и ломать характер маленького интроверта не стоит. Малыш больше любит книжки, чем общество деток? Это неплохо, если не возводится в крайность. Такого ребенка тоже можно научить дружить в детском саду. Вот только дружба будет иной – более глубокой и настоящей. Пусть на первых порах малыш присматривается к детям, расскажите, что необязательно вливаться в коллектив во что бы то ни стало. Важно сначала занять наблюдательную позицию, а затем сесть рядом с тем, с кем интересно. И уже по прошествии времени завести разговор.

Дети-интроверты могут не любить садики, потому что не выносят большого количества шумных детей. Такому ребенку нужно позволять дома отдыхать от садика с игрушками или книжками. Не требуйте общения еще и дома, наблюдайте за ребенком и дайте ему время на восстановление сил в своем мирке.

Ребенок-экстраверт

Научить ребенка дружить в детском саду нетрудно, если он экстраверт. Такие дети всегда на виду, везде выступают и болтают без умолку. Обладающие яркой энергетикой, они очень притягивают к себе новых друзей. Совсем не страшна социальная адаптация ребенка в детском саду при наличии сильно выраженной экстраверсии. Однако и здесь может быть минус – такие дети имеют много друзей и меняют их довольно быстро.

Также они могут быть зачинщиками бойкотов и объединяться против других детей. Это нужно сразу пресекать. Экстраверты – это лидеры, которые ведут за собой, а значит, они должны быть примером. Скажите крохе, что детки на него смотрят и подражают ему, поэтому пусть ведет себя хорошо.

Овен. Маленький Овен – это маленький огонь, которого трудно не заметить. Учите его не бояться проявлять дарованную природой инициативу.

Телец. Для Тельца важен комфорт в детском саду. Поэтому любые ссоры выводят его из колеи. Разбирайте все конфликты вместе.

Близнецы. Эти детки очень подвижны, но ваша задача – научить их фокусироваться на чем-то одном и быть более внимательными к детям.

Рак. Это тихие детки, которым непросто адаптироваться. Не требуйте много от них.

Лев. Львята обожают хвастаться. Расскажите, что эта черта характера может оттолкнуть от него друзей.

Дева. Любят спокойствие и дисциплину. Шумные дети их выводят себя. Маленькие Девы могут поучать и тем самым превратиться в зануд. Научите кроху быть более терпимым к недостаткам друзей.

Весы. С этим знаком обычно проблем не возникает. Однако они не всегда могут концентрироваться на чем-то одном.

Скорпионы. Любят уединение. Не требуйте от них общительности раньше, чем они будут готовы.

Стрелец . Такие детки импульсивны и легко могут обидеть других. Учите их быть добрее.

Козерог. Нечасто признает детские забавы. Расскажите, что взрослый взгляд на жизнь – это хорошо, но в детских играх тоже стоит участвовать, чтобы обрести друзей.

Водолей. Нестандартны с самого рождения и могут быть настоящими шалунишками. Учите их дисциплине еще дома.

Рыбы. Очень обидчивы. Расскажите, что обида – не выход. Нужно с детьми разговаривать, если они неправы, а не уходить в себя.

Вооружившись этими знаниями, вы с легкостью отправите кроху в детский сад. Помните, что каждый ребенок индивидуален и не требуйте от него соответствия общественным стандартам, во что бы то ни стало.

В один день, возвращаясь из садика, ваш ребенок говорит, что с ним не хотят дружить. Очень больно такое слышать, ведь он для вас самый лучший. Хочется вмешаться, разобраться, защитить его от всего мира. Да, вы не можете заставить других деток дружить с вашим чадом. Однако можете помочь ему стать интересным для общения. Выполнив пять пунктов, вы значительно поможете ребенку завести друзей.

Первое: собираем информацию с разных источников

  • Поговорите со своим ребенком. Слушайте его очень внимательно, следите за жестами и интонацией. Расспросите о детях в детсаду, почему ему кажется, что с ним никто не дружит. Поинтересуйтесь, есть ли детки, с которыми ему было бы интересно дружить. Важно не критиковать, а выслушать и оказать поддержку. Дайте понять ребенку, что вы любите его любым и можете помочь.
  • Обсудите это проблему с воспитателем. В данной ситуации она — ваш главный помощник в устранении проблемы. Поинтересуйтесь тем, как складываются отношения в группе, во что дети играют больше всего, что они учат, что читают. Узнайте как можно больше, все это пригодится вам для дальнейших действий. Иногда случается так, что дети придумывают проблемы с тем, чтобы обратить на себя внимание родителей. Спросите у воспитательницы совета.
  • Поговорите с другими мамами , поинтересуйтесь, есть ли у них подобная проблема и как они с ней справляются.

Второе: анализируем домашнюю обстановку

Дело в том, что дети всему учатся у взрослых. Посмотрите, как у вас обстоят дела с друзьями. Часто ли в вашем доме есть гости, присутствует ли при встречах с другими людьми вВаш ребенок. Видит ли он, как хорошо проводить время с друзьями. Не отправляйте малыша в другую комнату, когда знакомые в доме. Пускай общается на равных в кругу гостей. Таким образом он развивает свои коммуникабельные навыки и учится быть интересным.

Третье: играем с ребенком в ролевые игры

Информацию вы собрали, проанализировали. Увидели, что проблема действительно существует. Приступайте к игре, так как именно в процессе игры ребенка можно научить многому.

Предложите ребенку поиграть в театр, где актёры попадают в такую же ситуацию, как ваш малыш. Пусть он сам выберет себе роль, а вы разыгрывайте сюжет, показывая, как надо завязывать знакомства, как дружить и сопереживать.
Сочините вместе с малышом сказку на тему дружбы, которая покажет плюсы дружбы.

Пример сказки. В лесу жил одинокий зайчонок. Ему было грустно одному ловить бабочек. И вот однажды, гуляя по поляне, он увидел, как рисуют ежики. Ему очень хотелось подойти, но он не решался. Постояв немного и набравшись смелости, зайчишка подбежал к ребятам и сказал: «Приветик, а можно с вами?». Те не согласились. Тогда зайчонок подумал, в какую игру будет интереснее играть втроем, и предложил: «А давайте в догонялки вместе поиграем?» Ежики охотно согласились, ведь чем больше зверей играет в догонялки, тем веселее.

Включайте воображение, фантазируйте вместе, это добавит больше уверенности вашей крохе. Важно, чтобы в игре вы обыграли все возможные ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в садике.

Четвёртое: развиваем навыки, необходимые для дружбы

Бывает так, что дети в возрасте 4-6 лет еще не обладают необходимыми навыками для общения со сверстниками.

Выделяют три основных навыка:

  1. разговорный;
  2. межличностного общения;
  3. эмоционального контроля.

Итак, разговорный навык очень важен при общении. Проверьте, может ли ваш ребенок задавать вопросы, поддерживать беседу, рассказывать, что ему нравится, а что не нравится. Если малыш плохо разговаривает, дети могут его просто не понимать. Для устранения этой проблемки необходимо разучивать чистоговорки . Возможно, попробовать записаться на консультацию к логопеду. Сюда относится и умение вежливо разговаривать.

Практика межличностного общения происходит везде: в магазине, на остановке, на площадке. По возможности, берите детку с собой везде, где только можно. Чем больше будет контактов с незнакомыми людьми, тем увереннее малыш будет себя чувствовать. Конечно, эти контакты нужно контролировать, чтобы от них остались только положительные впечатления.

Все люди время от времени испытывают отрицательные эмоции. И дети — не исключение. Важно научить ребенка эмоциональному контролю, объяснить, что другим детям не понравится, если на них будут кричать или их будут бить. В этом возрасте дети уже умеют контролировать свои эмоции, если им подсказать. Ну, и, конечно, самим родителям следует держать свои эмоции под контролем. Так как дети всегда были отражением своих пап и мам.

Пятое: помогаем деткам знакомиться ближе

Вы, конечно, не можете приказать детям играть с вашим малышом, однако можете посодействовать. Вместе с ребенком подготовьте открытки, в которых пригласите детей прогуляться в выходные в парке или к себе домой. Обязательно предварительно обсудите такую возможность с другими мамами. Обычно те с радостью на это идут. И дети после совместных мероприятий становятся ближе.

Конечно, посещение детского сада — это волнующее событие в жизни ребенка и мамы. Однако надо быть готовыми к тому, что в нем присутствуют и проблемы. А родители и даны для того, чтобы помогать детям адаптироваться в этом мире и научить их получать радость от общения с другими.

Школьники разных возрастов общаются и дружат по-разному. Как помочь ребенку наладить хорошие отношения с одноклассниками и найти друзей?

Переступая порог школы, жизнь ребенка меняется коренным образом - у него теперь другой статус, новые обязанности, формируются новые представления о себе как об ученике, трансформируется содержание и продолжительность общения со сверстниками.

Первый и второй класс (6-8 лет)

Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем. Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе.

Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах - живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка - это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.

Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:

  • принадлежат к активу класса;
  • хорошо учатся;
  • имеют опрятную внешность;
  • с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.

Дети, которых плохо принимают в компанию, как правило, обладают одним или несколькими из перечисленных качеств:

  • неопрятны;
  • капризны;
  • замкнутые и молчаливые;
  • неохотно делятся;
  • отстают в учебе.

Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми - родителями и учителем. Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.

Для детейпостепенно увеличивается роль ровесников,учитель при этом утрачивает лидирующие позиции, хотя продолжает быть авторитетом и не теряет возможности влиять на позитивное восприятие ученика другими одноклассниками.

Ученики этого возраста в оценке одноклассников ставят на первое место организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Успехи в учебе немного отходят на второй план. Для 9-10 летних школьников очень важно уметь делать что-то лучше других. Это также очень ценится одноклассниками.

« Непривлекательными» чертами ровесника считают пассивность в жизни класса, недобросовестное отношение к выполнению поручения учителя, агрессивное, грубое поведение.

Дети считают друзьями тех, кто разделяет их интересы, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. В этом возрасте появляется определенный свод негласных правил - кодекс дружбы. При нарушении этих правил, дружба прекращается.

Чтобы ребенку было легче наладить взаимоотношения в классе:

  • развивайте способности, предложите записаться в кружок или секцию в соответствии с интересами - как мы уже отмечали, дети, которые умеют делать что-то лучше других, сразу же становятся «центром притяжения» для ровесников
  • развивайте у ребенка чувство юмора - и он всегда будет душой компании: смотрите комедии, придумывайте смешные рифмы, собирайте коллекцию смешных детских анекдотов
  • продолжайте развивать коммуникативные навыки: разбирайте различные ситуации из жизни, например, если вы стали свидетелем конфликта в транспорте - обсудите с ребенком стратегию поведения участников, как бы вы поступили на месте каждого из них, познакомьте ребенка с основами невербального общения

Средняя и старшая школа

У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового. Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей.

Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики. На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность. В то же время не предпочитают общаться с ровесниками , которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.

Дружеские отношения в этом возрасте уже проявляются в полном объеме. Друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными способами, и эта поддержка бескорыстна.

4 5 277 0

Умение дружить, а на следующем этапе – умение любить, – это двигательная сила на всем жизненном пути человека, направляющая его к достижению личной гармонии и счастья.

Все родители мечтают о счастье для своего ребенка, о счастье со знаком качества – надежном, крепком, долгосрочном, вернее, бессрочном. Для этого человек должен чувствовать себя нужным.

Вспомните, в ком нуждаетесь вы, к кому поторопитесь с хорошими новостями, а к кому с плохими? В семью, к близким людям. Но бывает так трудно и плохо, что близким не по силам будет принять слишком тяжелый груз, или бывает, что плохо в самой семье, и нужна поддержка вне семьи. Наверняка есть человек, в ком вы остро нуждаетесь. Да и минуты радости с кем хотите разделить, и успех, и отдых, веселое и грустное настроение. Конечно, с другом, с тем, с которым с юности делились оценками – одна двойка на двоих или один на двоих прогул, секретами от родителей и учителей, любовными победами и поражениями.

Наверняка вы бы хотели, чтобы у вашего ребенка было в жизни такое дружеское плечо.

Но только тот человек может рассчитывать на преданную дружбу, кто сам способен на такую же, кто сам может подставить другу надежное плечо.

И это происходит вовсе не по принципу «ты – мне, я – тебе» – ведь это не коммерческие отношения: вы можете быть на разных материальных ступеньках, причем даже меняться высотой этих ступенек. Такие отношения выстраиваются на принципах доверия, уверенности в их искренности, и поэтому сохраняются на протяжении всей жизни, независимо от взлетов и падений, размеров дохода или масштабов славы.

Любовь бывает безответной. Дружба – всегда взаимное чувство.

Главное правило настоящей дружбы взаимность:

  • Взаимодоверие;
  • взаимовыручка;
  • взаимопомощь;
  • взаимная радость;
  • взаимная боль.

Список взаимностей у каждого свой, и велик настолько, насколько велико место дружбе в вашей личной системе жизненных ценностей и приоритетов.

Умению дружить нужно ребенка учить и приступать к этому с детства, с «возраста общей песочницы». Ребенок будет взрослеть, взрослеть будут и потребности взаимной отдачи в дружбе. Поэтому учиться умению дружить – поэтапный непрерывный учебновоспитательный процесс, наряду с закладкой качеств человеколюбия и альтруизма, с духовным ростом и нравственным развитием.

Ради такой цели, как научить дружить, а значит построить одну из основных несущих опор в здании счастья вашего ребенка, стоит потрудиться вместе с ним.

Предлагаем вам воспользоваться советами, которые относятся к определенным этапам взросления вашего ребенка.

Специальные обиды друзья не наносят, вернее, наносят совсем не друзья.

Снова вспомним друга детства и все прожитые с ним этапы вашей дружбы: ссоры с последующими примирениями, случайные обиды и прощения, совместные встречи и мероприятия, походы и поездки. Много было моментов, которые могли вас рассорить и развести по разным жизненным направлениям. Но одно значимое качество позволило сохранять дружбу на всех этапах развития ваших отношений. Этим качеством было умение уступать , без которого ваши ссоры могли носить необратимый характер. Оно играло роль цементирующего раствора в построении надежного здания вашей дружбы.

Как без соли не приготовишь практически ни одного блюда, так и без умения уступать не сможешь сберечь свою дружбу от неизбежных недоразумений и проблемных моментов человеческого общения, особенно в детском коллективе.

Только нельзя смешивать два понятия: умение уступать с уступчивостью во всем. Всегда должно работать правило золотой середины. Есть сферы жизни и самоощущения, в которых уступать нельзя, если затрагивается честь, достоинство, переступаются важные моральные принципы. Но это касается случаев из возрастной категории средней школы – начиная с 9-10 лет.

Определились с фундаментальной основой дружеских отношений – умением уступать. Когда и как суметь привить это качество своему ребенку?

С того самого дошкольного «возраста коллективной песочницы», где ребенок приобретает первый опыт и получает первые уроки общения между людьми.

Мир детей – это упрощенная копия взрослого мира человеческих взаимоотношений.

Здесь все явно и открыто, без притворства и умения сдерживаться, без статусных различий, вернее все статусное различие сводиться к наличию большой лопатки или умению слепить песочный замок. Здесь решаются маленькие проблемы: «чьей лопаткой удобнее копать» или «на что выменять вон то ведерко, без которого ну никак не построить замок мечты», но тяжелее всего смириться с тем, что ведерко-то надо потом возвращать.

И вот тут-то, в процессе решения этих крошечных, но значимых для ребенка сиюминутных проблем, надо заложить в его детское понимание простейший алгоритм решения путем уступок и взаимных договоренностей . На примере того же чужого, и поэтому такого желанного ведерка: «он дает тебе ведерко, взамен которого ты ему – то, что он попросит» или «вы поочередно пользуетесь ведерком, зато строите теперь замок вместе»…

Суть решения задачи состоит в обоюдных шагах в виде уступок друг другу и договоренностях, лежащих в плоскости интересов обоих. Цель задачи была в лопатке, а результатом станет совместное песочное творчество. Ребенок получил наглядный пример того, что уступив, причем не ту вещь, которая ему не нужна, а ту, которая нужна другому, договорившись о совместном деле, а значит, уступив часть этого дела, он приобрел себе в компанию интересного друга.

Конечно, больше поводов уступать будет у ребенка, у которого есть братик или сестричка. Если он у вас один, учите уступать, делиться и договариваться с родителями: не забыть оставить кусочек тортика бабушке, поиграть в игру по выбору мамы, пойти сначала в магазин, а затем на площадку…. И обязательно обеспечьте ребенку общение в детском коллективе.

Когда ребенок вырастает из возраста занятий в песочнице до школьных занятий, умение идти на уступки и договариваться понадобится в большей степени, так как добавляются точки пересечения интересов и взаимное влияние друг на друга, проявляется различие в статусе, в развитии как интеллектуальном, так и физическом и его воздействие на выстраивающиеся отношения. Ребенок сталкивается с проявлением новых чувств и восприятий изменяющейся среды общения. Ему понадобится осваивать новые правила дружеского общения.

В младших классах учеба находится в сфере приоритетов, по уровню оценок и других успехов в учебе выстраивается система взаимоотношений в коллективе.

Появляются поводы для зависти и сопутствующих ей эмоций, направленных не столько на успехи в учебе, сколько на их следствие – лидерство в классе, авторитет в учителей.

Только через пару лет дети будут дружить по интересам, а в младшем школьном возрасте они пробуют дружить «все со всеми», но тянутся к лидерам, и первый авторитет нарабатывается уже сейчас.

Вы должны помочь ребенку разобраться в способах наработки этого самого первого авторитета, который должен зависеть не от успехов, а от уже известных ему умений уступать, договариваться и целого списка новых УМЕНИЙ с союзом НЕ:

  • Не завидовать;
  • не жадничать;
  • не унижать;
  • не оскорблять;
  • не злословить.

Все эти, казалось бы, отрицающие, из-за союза не, умения являются противовесом к истинно отрицательным чувствам, которым нельзя позволять овладевать собой настолько, чтобы это приводило к соответствующим недружественным поступкам.

Часть из этих умений – ни завидовать, ни жадничать, – относится к личным чувствам. А другая часть может относиться к коллективным, а скорее к стадным, поступкам, которые могут быть направлены на любого ребенка, включая вашего.

Вам необходимо донести до его сознания, что не участвовать в стадном унижении – это проявление сильной личности и весомый вклад в формирование личного авторитета дружелюбного и справедливого человека, причем не только в глазах других, а, что главное, в собственных глазах.

Ребенок этого возраста делится с близкими переживаниями всех событий. Вы можете, разбирая случившиеся конфликтные ситуации, давать ему подсказки, как бы вы в этом случае поступили: поддержали, поделились, подарили. Помочь ему представить, какие при этом чувства испытывает ребенок, с которым поделились, и тот, кто поделился. Делайте акценты на том, что поступать так надо без расчета на ответный подарок или поступок. Ответом может быть хорошее отношение, поддержка, но не сиюминутная.

Дети ждать еще не умеют, им надо предъявлять доказательства сразу.

Поощрите его за дружеский поступок сами, а, главное, – поступайте с ним так, как учите.

Что касается зависти, то ее испытать должен каждый ребенок. Ею надо постараться переболеть в детстве, чтобы без последствий для формирования характера. Вы можете только объяснять на примерах своих отношений в семье, с друзьями, в которых нет зависти к материальным достижениям и карьерным успехам. Показывать фильмы, и знакомить с историческими фактами, в которых зависть толкала человека на подлые поступки и предательство, на причинение зла другим, и самого человека сделала одиноким и глубоко несчастным.

Подростки 10-13 лет уже разделяются на группы и предпочитают общаться с представителями своей. Но еще нет четко выделенной постоянной дружбы с одним или несколькими ребятами. Они еще борются за первенство, но уже не в учебе, уже могут стремиться выделиться с помощью подражания взрослым вредным привычкам, дерзости. Особенно мальчишки. Они только начинают познавать себя, пробуя одевать на себя разные маски, и стремясь быть в коллективе и занимать в нем не последнее место.

Большинству трудно противостоять коллективному злу в виде унижения аутсайдеров, проб курить, дерзить. Но уже будут выделяться некоторые ребята, среди них больше девчонок, которые могут быть всегда справедливыми, со всеми доброжелательными и уметь сказать «нет» плохим поступкам всего коллектива.

Ориентируйте ребенка на поведение этих ребят, не ставя их в пример, а разбирая с позиции взрослого отношения. Ведь это поведение под силу не каждому взрослому.

Научить такому поведению нельзя, ребенок должен сам захотеть так поступать. Вы можете только разъяснить ребенку причины своего взрослого уважения к детям с развитым чувством сопереживания, умением быть справедливыми, поддержать.

Предлагайте ему разобрать тестовые ситуации, проигрывайте их и учите через его ответы на ваши вопросы. Обязательно предлагайте ему думать по такому сценарию: а как бы поступил я, а как бы к этому отнесся я.

Чтобы ребенок прочувствовал, насколько важно быть уверенным в человеке, в том, что он не предаст даже тогда, когда будет в меньшинстве, может заступиться и точно поддержит. Эти качества необходимы для дружбы, ведь дружба опирается на доверие (как вся Земля в представлении древних индийцев опиралась на огромную черепаху).

Итак, расставляйте акценты:

  • На умении быть справедливым;
  • на личной независимости (умении сказать «нет» плохому);
  • на умении сопереживать;
  • на умении поддержать;
  • на уверенности в человеке;
  • на чувстве уважения.

Кстати, к справедливости относится и умение признавать свою вину – извиняться или как-то по-другому исправлять свои ошибки.

Общеизвестная, хоть и заезженная с древнегреческих времен, фраза: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты» актуально и точно передает принцип выбора близкого по духу человека и выстраивания с ним дружеских взаимоотношений.

Подсказывайте ребенку, . Делайте это ненавязчиво, на примерах из жизни, из книг. А когда речь идет о его ребятах, не давайте категоричных оценок, только разбирайте ситуации с разных сторон, как бы изнутри и снаружи, применяя метод «абстрагированного взгляда стороннего наблюдателя».

Необходимо помочь ребенку освоить умение « или как бы с высоты», чтобы научить его:

  • Распознавать знаковые поступки человека – отличать признаки предательства от шалостей и баловства, системные ошибки от случайных недоразумений.
  • Объективно, а не субъективно – только «от себя», оценивать человека и его поступки, с учетом всех предпосылок и последствий этих поступков.
  • Не придавать значения не знаковым, не принципиальным недостаткам в характере человека, с которыми можно мириться.

Учась отделять значимое от незначительного в характере и поступках человека, ребенок будет осваивать принципы выбора друга и науку построения дружбы :

  • Быть снисходительным к недостаткам;
  • уметь прощать случайные ошибки;
  • выделять в человеке достоинства;
  • уважать человека за то лучшее, что в нем есть.

На этом этапе ребенок должен понять, что друг не должен, да и не может быть одинаковым с ним в деталях характера, таких как темперамент, что с другом можно отличаться и при этом уживаться.

Но в существенных вопросах – отношении к жизни, людям, благам, труду, в системе духовных ценностей и нравственных установок у друзей не должно быть полярных различий.

У вас всегда есть наглядные примеры вашего видимого различия с друзьями, но при этом невидимого, а только осознаваемого глубокого сходства внутреннего мира и жизненных идеалов.

Это уже возраст выстраивания взрослой системы взаимоотношений. Уже очерчивается свой круг интересов, общения, определены близкие по духу ребята, из которых выделяются один или несколько самых близких друзей.

Сейчас уже не научишь, не повлияешь. Как трудно прочитать книгу с конца, так же трудно и пройти в этом возрасте все этапы формирования в человеке качеств хорошего друга.

Теперь вся пройденная теория должна закрепляться на практике.

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»